Современные процессы реформирования вооруженных сил Российской Федерации, направленные, главным образом, на повышение обороноспособности страны, относительно слабо отражаются на социальном положении военнослужащих. Принято считать, что данная социальная группа не относится к категории незащищенных, обладает достаточно высоким социальным статусом, а после проведенных реформ является обеспеченной, также и в финансовом плане. Преобладанием такого мнения можно объяснить недостаточное количество публикаций, посвященных проблеме социальной работы с военнослужащими. Однако анализ имеющихся работ по данному направлению показывает, что такая проблема является достаточно серьезной и требует повышенного внимания исследователей в сфере социальной работы.
Истоки социальных проблем военнослужащих заключены в кризисных процессах начала 90-х гг. прошлого века, когда, существовавшие ранее, системы социального обеспечения оказались разрушенными. А. Ю. Судаков систематизирует эти проблемы следующим образом: становление рыночных отношений осложнило жизнеобеспечение военнослужащих и ограничило возможности государства в этой сфере; сокращение Вооруженных сил породило проблему адаптации военнослужащих к новым условиям жизни; сокращение доходов и невозможность дополнительного заработка привели к снижению качества жизни военнослужащих; недостаточная развитость инфраструктуры военных городков и гарнизонов; отсутствие бюджетных средств для реализации законодательства о социальной защите военнослужащих [5].
Некоторые из этих проблем остаются еще сохраняют свою остроту, некоторые начинают решаться, однако их характер требует интеграции действий различных структур, т. е. органов государственной власти, администраций военных городков и соответствующих социальных служб. Можно выделить следующие категории военнослужащих, проблемы которых требуют участия социального работника: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; военнослужащие, деятельность которых, потенциально связана с угрозой здоровью (войска химической и радиационной защиты, ракетные войска и др.); военнослужащие, уволенные в запас; военнослужащие и их семьи, проживающие в условиях военных городков.
Содержание социальной работы с военнослужащими включает в себя оказание индивидуальной помощи посредством информирования, консультирования, выплаты материальной помощи, организации социально-педагогической и социально-психологической поддержки. И. Н. Серпилина, И. Н. Сыкеева полагают, социальная работа с военнослужащими и их родственниками должна быть направлена на активизацию потенциала семьи в решении собственных социальных проблем. В соответствии с данной точкой зрения, социальный работник занимается социализацией военнослужащих и членов их семей, а также адаптацией к изменяющимся условиям службы; социальный работник способствует изменению социальной среды в соответствии с потребностями военнослужащих и членов их семей, а также оптимизирует взаимоотношения военнослужащего и социальной среды его деятельности; социальный работник занимается организацией социальной реабилитации военнослужащих, получивших психотравмирующее воздействие при прохождении военной службы [4].
Е. Ю. Новикова, рассматривая особенности социальной работы с военнослужащими и членами их семей, отмечает, что это направление работы имеет особую важность, поскольку деятельность военнослужащих протекает в экстремальных условиях. Деятельность социального работника при решении проблем семей военнослужащих связана с облегчением материальных трудностей, которые они испытывают из-за недостаточного размера денежного довольствия. Решению данной проблемы может способствовать организация самопомощи и взаимопомощи среди семей военнослужащих. Социальный работник в данном случае выступает в качестве посредника между семьями военнослужащих и государством, помогая собрать необходимые документы, а при необходимости выступает также в качестве консультанта по организационным и правовым вопросам [3].
Ю. Ю. Глушков в процессе анализа социальной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, приходит к выводу, что ее основная цель заключается в создании специальных условий и обеспечении правовых гарантий, способствующих выполнению военнослужащими своих непосредственных обязанностей. Для этого социальный работник занимается изучением проблем и запросов различных категорий личного состава и на основе этого готовит предложения командному составу по их решению. Еще одним направлением работы является обеспечение законности и реализации прав и гарантий военнослужащих, проходящих службу по призыву. В условиях воинской части социальный работник, действуя совместно с командным составом, способствует выработке социально обоснованных управленческих решений, способствующих поддержанию порядка и соблюдению прав призывников. При необходимости социальный работник осуществляет сотрудничество с органами власти для решения проблем военнослужащих и обеспечения их всем необходимым. Важное место в системе деятельности социального работника в условиях воинской части занимает организация правового просвещения военнослужащих, их консультирование по различным юридическим вопросам, информирование об изменениях в нормативно-правовых документах. Осуществление этих видов деятельности должно строиться на основе изучения положения военнослужащих, проходящих службу по призыву, путем организации социологических опросов и социально-психологических исследований [2].
Основной проблемой социальной работы с призывниками является отсутствие необходимых организационных структур для ее проведения. Это выражается в том, что в вооруженных силах нет организаций или руководителей, к которым мог бы обратиться военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, в случае возникновения трудностей. В настоящее время в вооруженных силах отмечается серьезная нехватка профессионально подготовленных специалистов, способных осуществлять социальную работу с призывниками. При этом такая работа особенно важна на этапе адаптации призывников к условиям прохождения военной службы. Задачи социального работника на данном этапе заключаются в создании благоприятных условий для всестороннего развития личности военнослужащих, сохранения и укрепления их психического здоровья, формирования высоконравственных отношений между военнослужащими в целях укрепления боеготовности и боеспособности частей и подразделений.
Для решения этих задач социальный работник организует медицинское обследование призывников для выявления нарушений здоровья, способных отрицательно сказаться на прохождении военной службу по призыву. К таким нарушениям относятся, прежде всего, черепно-мозговые травмы, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, нервно-психическая неустойчивость и психические расстройства.
В условиях военной службы чрезвычайно важна профилактика социальных проблем, обусловленных ситуационными факторами. Их причинами чаще всего являются: конфликты с сослуживцами и командирами; извращения дисциплинарной практики и другие недостатки в учебно-воспитательной работе; дефекты здоровья, не препятствующие прохождению службы, но требующие индивидуального подхода и рационального распределения по воинским специальностям; неблагополучие в личной жизни. В ходе индивидуальных бесед изучается образ жизни до призыва в вооруженные силы, отношения с родными и близкими, друзьями и подругами, черты характера, наклонности и увлечения.
Н. В. Антипьева при анализе проблем военнослужащих, проходящих службу в условиях вредных для здоровья, приходит к выводу, что в законах, регламентирующих прохождение воинской службы, отсутствуют нормы, определяющие сам характер этих условий. По этой причине социальный работник при защите интересов военнослужащих, действующих в условиях вредных для здоровья, например, в условиях химического или радиационного заражения, действует на основании нормативных актов определяющих порядок деятельности в опасных отраслях промышленного производства.
Основными мерами социальной поддержки для военнослужащих, действующих в условиях вредных для здоровья, являются: сокращенная продолжительность рабочего времени; гарантии соответствующего медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения; санаторно-курортное лечение; дополнительное материальное вознаграждение. При этом важной проблемой на данный момент остается непроработанность ряда нормативно-правовых актов, определяющих порядок получения военнослужащими этим мер социальной поддержки, что объясняется несогласованностью действий различных ведомств в процессе принятия решений [1].
Т. А. Чертушкина, Н. Б. Шмелева рассматривают проблемы адаптации военнослужащих, уволенных в запас, и отмечают, что большинство из них остаются профессионально невостребованными в обществе, что приводит к росту проблем социальной сферы. Главная сложность заключается в недостаточном количестве подготовленных специалистов по работе с бывшими военнослужащими, которые могли бы помочь им в адаптации к условиям гражданской жизни. При этом многие специалисты из числа военнослужащих не могут найти работу из-за того, что работодатели неохотно принимают на должность бывших кадровых военных, особенно из числа командного состава [6].
Основными причинами проблем при трудоустройстве военнослужащих и членов их семей являются низкий уровень информированности о законодательстве в сфере труда и занятости, профессиональной подготовке и переподготовке; высокий уровень конкуренции на современном рынке труда; отсутствие умений презентации своих профессиональных навыков в условиях конкуренции; возрастные ограничения на рынке вакансий; низкий уровень стрессоустойчивости. Деятельность социального работника при решении этих проблем заключается в организации профессиональных консультаций для военнослужащих, уволенных в запас, в ходе которых развивается умение оценивать свои профессиональные качества и соотносить их с требованиями существующих вакансий на рынке труда.
Следовательно, круг проблем, которые приходится решать социальному работнику в процессе деятельности в военных частях, очень широк. Такая деятельность подразумевает изучение обстановки в среде военнослужащих и привлечение специалистов для психологической диагностики, выработку оптимальных решений с командным составом воинских частей, информирование и консультирование по правовым вопросам, развитие у военнослужащих навыков, способствующих адаптации к новым видам деятельности, в том числе и к гражданской жизни.
Литература:
- Антипьева, Н. В. Проблемы реализации законодательства о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, в отношении военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия: Право. — 2010. — № 2. — С.99–10
- Глушков, Ю. Ю. Проблемы развития военно-социальной работы с военнослужащими по призыву в вооруженных силах Российской Федерации // Вестник Мурманского государственного технического университета. — 2011. — Т.14, № 4. — С.868–874
- Новикова, Е. Ю. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей // Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2016. № 2–2(64). — С.128–130
- Серпилина, И. Н. О значимости профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьями военнослужащих / И. Н. Серпилина, И. Н. Сыкеева // Аактуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2014. — № 8–2. — С.84–88
- Судаков, А. Ю. Военно-социальная работа в системе социальной защиты военнослужащих // Вестник Поволжского института управления. — 2009. — № 1. — C.147–152
- Чертушкина, Т. А. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, как объект деятельности социальных работников / Т. А. Чертушкина, Н. Б. Шмелева // Сервис в России и за рубежом. — 2012. — № 1(28). — С.80–88