В статье рассматриваются вопросы анализа результатов организации внеурочной деятельности учащихся 11 класса в рамках работы кружка «Здоровье — ключ к успеху».
Ключевые слова: внеурочная деятельность, здоровье, здоровый образ жизни, симпатическая и парасимпатическая нервная система, сердечно-сосудистая система
Изучение биологии — это основа формирования научной картины мира у ребенка, знаний о себе и об окружающем мире. Современное образование организует обучение по 2 ступеням: основное общее образование и среднее (полное) общее образование. В процессе обучения дети подвергаются повышенным нагрузкам, что отражается на состоянии здоровья в целом и на регуляции сердечной деятельности в частности. Сохранение здоровья подрастающего поколения — это один из важнейших вопросов современности. Знаний, полученных на уроках биологии, зачастую недостаточно для того, чтобы следить за состоянием своего организма, режимом дня, питанием и т. д. Поэтому в школах организуют внеурочную деятельность, которая активизирует познавательную активность учащихся, позволяет более полно узнать предмет и повышает к нему интерес. [1,2,3,4].
Нам было интересно узнать, рассматриваются ли вопросы, касающиеся нашей темы в тематическом планировании 11 класса (Таблица 1).
Таблица 1
Тематическое планирование по разделам учебника «Биология. 11 класс» (35 ч, 1 чв неделю)
Популяционно-видовой уровень организации живой материи (20ч) |
История развития эволюционных идей. |
Додарвиновский период развития истории биологии — ламаркизм. |
Эволюционная теория Ч.Дарвина |
Изменчивость и наследствинность — факторы эволюции |
Борьба за существования как фактор |
Естественный отбор — главная движущая сила эволюции |
Приспособленность к среде обитания — результат эволюции |
Вид — надорганизменная система |
Популяция — структурная единица вида, единица эволюции |
Влияние эволюционных факторов на генофонд популяции |
Генетика популяций |
Изоляция как эволюционный фактор |
Микроэволюция. Видообразование |
Доказательства эволюции органического мира. Формы макроэволюции |
Основные направления и пути осуществления эволюции органического мира |
Синтетическая теория эволюции |
Современная система органического мира — отражение эволюции |
Итоги. Теория Эволюции |
Гипотезы о происхождении жизни |
Этапы развития жизни на Земле |
Основные ароморфозы развития органического мира на Земле |
Происхождение человека и его положение в системе животного мира |
Движущие силы эволюции человека |
Человеческие расы. Будущее человечества |
Итоги. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Антропогенез |
Биогеоценотический уровень организации живой материи(8ч) |
Предмет и задачи экологии |
Среды обитания организмов |
Общие законы действия факторов среды на организм |
Абиотические факторы среды |
Биоритмы |
Биотические связи |
Экологическая характеристика популяций |
Динамика популяций |
Экологические сообщества и экосистемы |
Биогеоценозы. Пищевые связи в биогеоценозах |
Устойчивость экосистем. Агроценоз |
Смена биогеоценозов. Экологическая сукцессия |
Решение задач по экологии |
Итоги. Биогеоценотический уровень организации живой материи |
Биосферный уровень организации живой материи (5ч) |
Учение В. И. Вернадского о биосфере |
Структура биосферы |
Живое вещество биосферы |
Биологический круговорот веществ в биосфере |
Глобальные экологические проблемы и пути их решения |
Итоги. Биосферный уровень организации живой материи |
Итоговый урок. Обобщение. |
Проанализировав программу (таблица 1), мы пришли к выводу о том, что в 11 классе вопросы о регуляции сердечно — сосудистой систем и вопросов, касающихся сохранения здоровья практически не рассматриваются. Полный объем знаний дети получают в 8 классе при изучении раздела «Биология. Человек».
Так же нам было интересно узнать реальную картину остаточных знаний учащихся в 11 классе по данным темам. С этой целью нами было проведено анкетирование. Всего в опросе участвовало 18 человек. Далее с ними проводились занятия в рамках кружка «Здоровье — ключ к успеху», на котором рассматривались основные вопросы, касающиеся регуляции кровеносной системы, изучалось влияние стресса и вредных привычек на работу организма. После проведённых занятий учащиеся повторно отвечали на вопросы анкеты.
Анализируя соотношение ответов на первый вопрос анкеты (Рис. 1), мы выяснили, что до проведения занятий большая часть испытуемых (72,3 %) не знали ответа и 27,7 % ответили верно. Изучив ответы после проведенных занятий, мы наблюдаем увеличение показателя положительных ответов до 72,2 %.
Рис. 1. Соотношение ответов учащихся на вопрос анкеты: «Знаете ли вы, что такое Здоровье?» до проведения занятия и после (в %)
Нам было интересно узнать, могут ли учащиеся объяснить различия между симпатической и парасимпатической нервными системами (Рис.2). Было выявлено, что все 100 % школьников не смогли ответить на данный вопрос. После проведения занятий кружка больше половины класса справились с поставленным вопросом (55,6 %).
Рис. 2. Соотношение ответов учащихся на третий вопрос анкеты: «Чем отличается симпатическая нервная система от парасимпатической?», до проведения занятия и после (в %)
Проанализировав результаты соотношения ответов учащихся на вопрос анкеты: «Раскройте понятие «сердечно-сосудистая система»?», мы получили, что до занятий 22,2 % смогли дать ответ, а после занятий число таковых возросло до 72,2 %.
Проанализировав результаты ответов учащихся на вопрос: «Знаете ли вы, как определяется артериальное давление и пульс?», мы видим, что до проведения занятий правильно ответило 72,2 %, а после проведения с вопросом справился весь класс. Возможно, причиной такого высокого показателя положительных ответов является домашнее использование тонометра.
Сходную картину мы имеем при анализе ответов вопроса анкеты: «Знаете ли вы, как влияют вредные привычки на кровеносную и нервную систему?» (88,9 % и 100 % соответственно). Все это может говорить о хорошей осведомленности учащихся в плане влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков и других вредных привычек на здоровье человека.
Рассмотрев результаты ответов учащихся на седьмой вопрос анкеты (Рис. 3), можно сделать вывод о том, что в среднем чуть меньше половины класса 38,9 % полностью представляют состав понятия «здоровый образ жизни». После занятий 55,6 % смогли охарактеризовать данный термин.
Рис. 3. Соотношение ответов учащихся на седьмой вопрос анкеты: «Раскройте понятие «здоровый образ жизни»?», до проведения занятия и после (в %)
Анализируя результаты проведённого опроса, мы можем предположить, что деятельность нашей работы приводит к повышению уровня информированности учащихся по вопросам регуляции сердечно-сосудистой системы, влиянию стресса и вредных привычек на работу организма.
Литература:
- Марина А. В., Волкова С. И. Исследовательская работа при изучении раздела «Человек и его здоровье». / Биология в школе. — № 3. — 2013. — С.54–69.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
- Внеклассная работа по биологии на современном этапе. — 2012. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/603987/