В статье раскрыта одна из проблем рынка труда РС(Я) и РФ в целом — миграция население трудоспособного возраста, а точнее, процесс урбанизации. Данная работа была основана на результатах анкетирования.
Ключевые слова: рынок труда, миграция, Республика Саха (Якутия)
К внутренней трудовой миграции в данной работе относятся передвижение жителей республики трудоспособного возраста. Всем известно, что в республике острой проблемой считается отток молодежи и людей трудоспособного возраста с сельской местности. Если сравнить численности городского и сельского местностей в конце прошлого века и сегодняшним, то картины была совсем другой (наоборот).
Самый большой отток населения происходит из Мирнинского и Нерюнгринского районов, но нужно учитывать, что эти два района являются центрами пребывания приезжих рабочих. Так из этих муниципальных районов в 2014 уехало 837 и 1602 соответственно. А что на счет остальных районов, то около 600 выбывших в Кобяйском и Ленском, около 400 — Нюрбинском, Мегино-Кангаласском, Олекминском, Сунтрарском и Хангаласском, около 200 — в шести районах, больше 100 — в пятерых районах и в оставшихся местностях число выбывших меньше 100 человек [2].
Существует ряд причин, которые влияют на передвижение молодых людей. А именно:
– тяжелые условия проживания в деревнях;
– частичное отсутствие возможностей реализовать себя;
– невозможность полностью удовлетворить потребности;
– отдаленность и труднодоступность населенных пунктов;
– низкая заработная плата.
Сравнив уровни оплаты труда по территории РС(Я) видно значительные отличия. В 2015 г. заработная плата в районах составляла 37400–38300 рублей и была в 1,5 раз была ниже заработной платы в городской местности (57700) [2]. Территориальная дифференциация заработной платы обусловлена тем, что в городах централизованы множества организаций с различной формой собственности и разными масштабами. В сельской местности, где высока доля численности работников видов экономической деятельности значительно бюджетного финансирования (здравоохранение, организации отдыха и развлечений, образование, культуры и спорта) и сельского хозяйства, уровень оплаты труда составляет 59,9–62,7 % от среднереспубликанского значения.
Под причиной «тяжелые условия проживания в деревнях» были обобщены: благоустройство домов, не оснащенность местных больниц разнообразными медикаментами, оборудованиями и нехватка медработниками, в некоторых районах более суровые климатические условия, малонаселенность деревень.
«Частичное отсутствие возможностей реализовать себя». Под возможностями понимается разнообразные кружки, секции, семинары, лекции, а также языковые школы и пр. Их могут вести и здешние специалисты, а также приезжие, особенно это распространено в языковых школах. Эти дополнительные курсы помогают человеку развиваться по нескольким направлениям, а главное интересующим его.
«Невозможность полностью удовлетворить потребности» сюда включены: полное отсутствие интернета или медленный интернет. Также в особенности северных деревнях в магазинах нет продуктов, которые желали купить молодые люди, например, продукты для приготовления суши и роллов. Многие отметили, что работая в деревне будут очень скучать, так как нету такого множества ТРК, ТЦ, кафе, кинотеатров и развлекательных мест, где можно отдохнуть, поиграть и просто весело провести время.
«Отдаленность и труднодоступность населенных пунктов». Всем известно, что республика является самым большим субъектом и одновременно самым малонаселенным из этого вытекает проблема отдалённости районов друг от друга. В некоторые районы (деревни) дорога есть только в зимний период или наоборот. Внутренние авиаперелеты очень дорогие, дешевле съездить в столицу России, которая находится в разы дальше, чем расположены районы друг от друга. Поэтому для многих — это большая проблема, так как если они уедут работать в улус, то не смогут долгое время видеться с родными и друзьями.
На сегодняшний день существуют различные программы для поддержки молодых специалистов [3]:
– поддержка предпринимательства путем субсидирования малого и среднего бизнеса, уплаты части кредита на оборудование или материалы, консультирования, начинающих предпринимателе;
– молодежная практика — помогает молодым специалистам после выпуска трудоустроиться и наработать опыт работы;
– проведение ярмарки вакансий, где все желающие могут прийти и спросить назревшие вопросы во всех интересующих его организациях за разом, а также есть возможность трудоустройства;
– профессиональное обучение, переобучение или повышение квалификации для соответствия на ту или иную должность (работу);
– стимулирующая программа для учителей и медработников для работы на севере. По этой программе работник едет в северный район на определенное время и по истечению срока дают вознаграждение;
– предоставление жилья на месте работы в течение работы в улусе, если у самого работника там нет жилья и родственников;
– и прочие программы по содействию занятости населения.
Подводя итоги исследования, трудовая миграция — сложное социальное явление, процесс, носящий постоянный характер. Она связана практически со всеми сторонами общественной жизни любого государства.
Вышеперечисленные программы по поддержке молодых специальностей в полной мере не решают вопрос, но оказывают сильную поддержку для них. По решению проблем с внутренней миграцией можно утверждать, что если республика будет больше развивать сферу туризма, добычи и переработки полезных ископаемых, производства товаров и услуг тогда, возможно, эмиграция жителей села свелась к нулю. Также хотелось бы отметить то, что нужно развить в сельских местностях культурно- развлекательные организации, территории, и конечно же развитие и распространение быстрого и доступного интернета.
Литература:
- Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) Web: https://minobr.sakha.gov.ru/ (дата обращения 23.11.2016);
- Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Web: http://sakha.gks.ru/ (дата обращения 20.11.2016);
- Постановление от 18.07.2011 № 312 «О комплексе мер по развитию рынка труда в районах нового освоения Республики Саха (Якутия) на 2011–2016 годы и на период до 2025 года».