В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.
Ключевые слова: внимание, старший дошкольный возраст, дидактическая игра, объем, распределение, переключение, устойчивость
Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем, что этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности детей, как внешний, так и внутренней, а его продуктом является качественное ее выполнение [5].
Вопросам изучения внимания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина, Л. Н. Леонтьева, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейна и др.
Важной особенностью внимания является то, что оно обеспечивает избирательность протекания психических процессов и является формой организации познавательной деятельности. При этом само внимание не является самостоятельным процессом, оно входит в состав других процессов и не имеет своего содержания [4].
По мнениюЛ. С. Выготского, внимание — это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении) [3].
В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание которых имеет важное значение для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
У детей старшего дошкольного возраста внимание ещё очень неустойчиво, так как оно не имеют внутренних средств саморегуляции. Л. С. Выготский отмечал, что важнейшей предпосылкой развития внимания в старшем дошкольном возрасте является развитие речи у детей. Употребление языка как средства направления внимания и указателя к образователю представлений имеет для педагогики важное значение [3].
Автор указывает, что изначально процессы внимания направляются речью взрослого и они выступают для старшего дошкольника скорее как процессы внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. В данном возрасте возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкций, а иногда и с опорой на внешние вспомогательные средства. Постепенно используя привычные средства овладения вниманием по отношению к самому себе ребёнок старшего дошкольного возраста приходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
Н. В. Ляудис считает, что развитие внимания на протяжении дошкольного возраста происходит от достижения цели, которую ставит взрослый к контролируемому решению задач, поставленных самим ребёнком [5].
В старшем дошкольном возрасте в целом внимание и его качественные характеристики являются более развитыми, чем по сравнению с детьми младшего возраста. В то же время, подчеркивает Л. И. Баскакова, развитие внешне опосредованного внимания идёт гораздо быстрее, чем развитие внимания в целом, тем более натурального внимания. В старшем дошкольном возрасте наступает некоторый перелом в развитии, который характеризуется тем, что внешне опосредованное внимание постепенно начинает превращаться во внутренне опосредованное, и со временем эта форма внимания занимает основное место среди других его видов [1].
Ф. Н. Гоноболин считает, что внимание ребёнка старшего дошкольного возраста относительно длительно и устойчиво, что проявляется в его деятельности. Ребенок приобрел некий опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация внимания возрастают к концу старшего дошкольного возраста. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. Все свойства внимания к старшему дошкольному возрасту активно развиваются [4].
Как отмечают многие исследователи, внимание приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как осуществляется руководство этой деятельностью.
Развить внимание возможно в процессе руководства вниманием на занятиях, упражнений, а также дидактических играх.
В работах А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкой отмечается целесообразность использования в обучении детей дошкольного возраста дидактических игр. [2,6].
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Среди всего многообразия дидактических игр, используемых в дошкольном возрасте, особое место принадлежит настольно-печатным играм.
Настольно-печатные игры — это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Они способствуют развитию сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, на развитие мыслительных операций.
Как отмечают А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкая, настольно-печатные игры разнообразны по своим видам. К ним относятся: разнообразные игры-пособия, картинки (парные картинки, разрезные картинки), паззлы, предметное лото, домино, тематические игры (где что растет, когда это бывает, кому это нужно) и т. д. Игры, требующие двигательной активности и сноровки (летающие колпачки, попади в цель, гусек), игры типа мозаики [2,6].
Основным отличие настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия.
Настольно-печатные игры могут быть эффективно использованы для развития внимания, поскольку они помогают детям концентрироваться, обеспечивают переключение и распределение внимания, развивают объем внимания. Охарактеризуем эти возможности более подробно.
Объем внимания отражает количество объектов, которые ребенок в воспринимает одновременно. В соответствии с этим, развитию объема внимания будет способствовать постепенное увеличение количества объектов, которые ребенок одновременно воспринимает в игре.
При использовании настольно-печатных игр, вариантами игр, которые способны будут способствовать развитию объема, могут быть игры на: классификацию, на построение логического ряда, на группировку картинок по какому-либо признаку, на поиск лишнего предмета, изображенного на картинке и т. д.
Для того, чтобы развивать объем внимания, необходимо учитывать, на каком уровне объем внимания уже развит у ребенка для того, чтобы изначально предлагать ему настольно-печатные игры, в которых количество картинок, воспринимаемых одновременно, не будет значительно превышать сформированный у него объем запоминания. Потому что это может приводить к не успешности ребенка при выполнении задания, и снижению у него мотивации на выполнение подобных заданий и участие в играх. Кроме того, мы полагаем, что развитию объема внимания в настольно-печатных играх, может способствовать участие нескольких участников, как, например, в лото, в домино или в играх, в которых дети подбирают картинки в микрогруппах по 3–4 человека. Когда старший дошкольник в игре участвует вместе с другими детьми, он попадает в условия, в которых ему необходимо отслеживать и держать в поле внимания, действия, которые осуществляет сверстник, отслеживать порядок хода для того, чтобы не пропустить свой ход, анализировать правильность подбора сверстником той или иной картинки, для того, чтобы предупредить возможную ошибку, и для реализации соревновательной мотивации, чтобы стремиться быстрее в игре достичь необходимого результата [1].
Основными принципами развития объема внимания в настольно-печатных играх, могут выступать: принцип постепенного увеличения количества одновременно воспринимаемых объектов, организация настольно-печатных игр в парах и микрогруппах, использование с соревновательных элементов.
Устойчивость внимания предполагает общую направленность внимания на ту деятельность, которую ребенок, выполняет, то есть умение удерживать внимание на протяжении всей игры. Для того, чтобы развивать устойчивость внимания, можно предлагать детям настольно-печатные игры, разные по продолжительности игровых действий. Например, в игре может ребенку предлагаться одно или два задания, также три задания. В игре, такой, как домино и лото, также может быть несколько серий игр [1].
Ключевым условием перехода на другой уровень продолжительности игры, является оценка педагогам того, как ребенок уже справляется с данной игрой, может ли он удерживать внимание на протяжении всей игры. Если ребенок справляется с этим, то можно осуществлять постепенное увеличение продолжительности игры. При этом необходимо помнить, что монотонность игры, редкая смена действий или картинок может приводить к снижению интереса, отвлечению внимания и повышенной утомляемости.
К числу основных принципов развития устойчивости внимания в настольно-печатных играх у старших дошкольников, могут выступать: принцип постепенного наращивания времени продолжительности игры, повышение сложности игрового действия, когда ребенку, например, необходимо выполнять анализ или сравнение, что требует удержания внимания на объекте. А также предупреждение монотонности игры.
Распределяемость внимания отражает способность ребенка распределять свое внимание между разными объектами. Например, в игре «Домино», ребенку необходимо одновременно следить за игровыми действиями участников и за имеющимися у него картинками, для того, чтобы соотносить их с картинкой, изображенной результате последнего хода другого участника [1].
В развитии распределяемости важное значение имеет также тренировка, в которой необходимо постепенно наращивать сложность настольно-печатных игр по содержанию. Вначале целесообразно предлагать игры более простого содержания, где ребенку необходимо выполнять простые действия и следить за ними. Постепенно, усложняя само содержание игр, а также увеличивая количество участников в игре, можно способствовать развитию распределяемости [1].
Основными принципами развития распределяемости внимания в подвижной игре, могут выступать: принцип постепенного усложнения игры, принцип увеличения количества участников игры.
Переключаемость представляет собой способность сохранять внимание при смене деятельности или при смене игрового материала, чтобы внимание при этом сохраняло свою продуктивность. Для развития переключаемости внимания в настольно-печатных играх, важно, чтобы в игре осуществлялась смена игрового материала, то есть карточек, смена ходов, перемена участников, когда игра, например, осуществляется в несколько серий для того, чтобы в нее поиграло как можно больше детей.
Принципы развития переключаемости внимания в настольно-печатных играх близки к принципам развития других свойств. В данном случае мы считаем, что наибольшее значение имеет постепенное увеличение сложности игровых действий, подбор игр, в которых предусмотрено изменение игровых карточек, смена участников для того, чтобы ребенка непроизвольно стимулировать к переключению внимания.
Таким образом, рассмотрев возможности настольно-печатных игр в развитии внимания и его свойств, мы можем сделать вывод о том, что эти возможности достаточно широки.
Важное значение имеет грамотное использование в настольно-печатных играх условий для его развития, посредством реализации обозначенных нами принципов работы, подбора игрового материала, методики организации самой игры.
Литература:
- Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 64с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. — М., 2011. — 175 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Смысл. 2004–512 с.
- Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. М.: Педагогика, 2012. — 56 с.
- Ляудис, Н. В. Внимание в процессе развития [Текст] / Н. В. Ляудис. — М.: Владос, 2011. — 145 с.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. — М., 2008. — 128с.