В статье рассматривается Интернет-активность как фактор, который определяет конфликтогенность на основе обсуждения проблем г. Краснодар. Представлены результаты контент-анализа группы «Типичный Краснодар» таких социальных сетей как «ВКонтакте» и «Одноклассники». Сравнивается обсуждаемость проблем данных социальных сетей.
Ключевые слова: конфликтогенность, напряженность, социальные сети, обсуждаемость, социальная профилактика, социальная диагностика
Различные радикальные или нерадикальные перемены, касающиеся каждого человека характеризуются возрастанием напряженности во всем обществе. Выявить данную напряженность часто бывает трудно методологически. В этом плане относительно новым представляется определение социальной напряженности, конфликтогенности российского общества через анализ интернет- активности. Мы исходим из следующей логики: если какая-либо социальная проблема становится резонансной потенциально опасной, то она начинает вызывать у многих граждан отчетливую реакцию, выражаемую в виде оценки и далее открытого мнения. В современных условиях проще всего оно высказывается в социальных сетях, в популярных сообществах. Именно изучение наиболее обсуждаемых проблем вопросов в таких сообществах и позволит, среди прочего, выявить наиболее вероятные, потенциально опасные социальные конфликты в российском обществе. Напряженность не является только негативным свойством общества, она может носить созидательную функцию. К примеру, социально-психологическая напряженность побуждает людей изменить ситуацию или же приспособиться к ней путем высказывания своего мнения. Происходит некое обсуждение. Тем самым, уменьшается уровень напряженности не только у одного человека, но и в обществе в целом, происходит объединение единомышленников. Однако повышение уровня напряженности выше допустимого предела ведет к увеличению конфликтогенности и дестабилизации общества.
Массовые действия и движения обычно имеют широкий размах в пространственном, временном и информационном выражении, в том числе через широкое освещение события в средствах массовой информации (СМИ) и средствах массовой коммуникации (СМК). Именно через изучение Интернет-активности можно диагностировать социальные проблемы. На сегодняшний день это самый популярный и распространенный способ изучения людей. Таким образом, в нашей статье особенное внимание уделяется такому индикатору, как обсуждаемость в социальных сетях.
Основная проблема в современной России в том, что отсутствует механизм превентивной социальной диагностики проблем российского общества. Нет определенного универсального механизма социальной диагностики поведения людей. Важно правильно выбрать механизмы диагностики, чтобы добиться положительного результата в исследовании.
Для начала дадим определение феномену конфликтогенности. Лексическое значение термина «конфликтогенность» можно интерпретировать как «способность к рождению конфликта». Имеющиеся в литературе определения термина «конфликтогенность» в целом соотносятся с его лексическим значением. Под конфликтогенностью понимается нравственное качество личности отрицательного свойства, выражающее склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения. Это деструктивный потенциал общества, связанный с нарушением сложившихся связей и отношений, ростом социальной напряженности, нарастающих противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений.
Под напряженностью же подразумевают особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта. Таким образом, можно сказать, что кофликтогенность и напряжённость сопутствуют друг другу.
Если говорить о современном состоянии общества, то следует отметить, что оно на сегодняшний день явно ограниченно в способах артикуляции своих интересов. Хоть и формально у людей есть свобода слова, но на деле далеко не так. Общество часто не может высказаться в обычных СМИ. Одни граждане просто боятся, другие не верят, что их слова приведут к какому-то результату. Поэтому единственным местом самовыражения для них является Интернет. Там вне зависимости от других, каждый может сказать, что думает, не боясь быть осуждённым.
Определение степени конфликтогенности социума с помощью такого метода, как контент-анализ социальных сетей (в первую очередь, сообщений, репостов, ретвиттов, комментариев) в российской социологической науке пока практически отсутствует (за исключением разработок сотрудника ВЦИОМ К. С. Родина). Чем социально значимее событие (в т. ч. ещё планируемое), тем большее освещение в СМИ оно получает и тем чаще и дольше обсуждается в СМК. Если своевременно определять наиболее обсуждаемые в СМК вопросы, то можно с большой долей вероятности прогнозировать, какие вопросы вызовут реальные социально-политические последствия «оффлайн». Лучше и увлечённее всех определять уровень этой активности в СМК способна именно молодёжь (в 2015 среди всех стран больше всего времени в социальных сетях проводит молодёжь именно России, и пренебрегать её интересами и умениями нельзя).
Разумеется, реальное поведение всегда в некоторой степени отличается от поведения декларируемого. Несмотря на то, что Интернет представляет собой мир виртуальный, проблемы, с которыми зачастую приходится сталкиваться людям, ничем не отличаются от проблем реальной жизни. Поэтому все обсуждаемые темы в Интернете будут отражать их настоящее мнение. На основе этого можно будет с легкостью проследить обсуждение тех или иных проблем, определить конфликтность во время обсуждения, а так же выделить самые «популярные» темы.
Промежуточные результаты, исследование на 2014–2015 были таковы. В 2014 году больше всего комментариев и дольше всего в соцсети «Мэйл.ру» обсуждались вопросы из раздела «Авто» (юридического, правового и финансового плана). Большинство новостей по т. н. «социальным» проблемам набирало чуть более 100 комментариев, а многие новости из раздела «Авто» набирали 800–900 комментариев. Логично было предположить, что потребности автовладельцев, отражённые в сети, вскоре найдут выражение в реальной жизни. Уже в 2015 по России прошла череда акций автовладельцев против введения платежей «Платон». Похожим образом развивалась ситуация с ростом тарифов ЖКХ, задержками зарплат и пр. Если через участие молодёжи в Интернет-анализе вовремя фиксировать и артикулировать эти потребности, то возможно и предотвращать протесты, чему способствует наш проект.
В связи с вышесказанным главным толчком данного проекта и основные задачи, решаемые в его рамках явилось научить молодежь самостоятельно определять потенциально опасные, резонансные проблемы общества через анализ обсуждаемого в социальных сетях. Перед авторами исследования была поставлена цель — определить самые обсуждаемые темы в определенных социальных сетях. Были выбраны две социальные сети: «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Данная часть исследования проводилась с октября по ноябрь 2016 года. Из всего многообразия сообществ и групп в социальных сетях была выбрана такая группа, как «Типичный Краснодар». Это связанно с высокой популярностью группы, которая насчитывает338 721 подписчиков в социальной сети «ВКонтакте». В «Одноклассники» количество подписчиков составляет 111 341. Для более простого подсчета были выделены следующие категории:авто/дороги/транспорт; природа; здоровье/здравоохранение; юмор; спорт; образование; недвижимость; досуг/развлечение/искусство/культура; погода; бизнес/финансы; города/страны/путешествие/туризм; еда/кулинария; знакомства/отношения; животные/растения; наука; политика; работа/карьера; семья/дом/дети; мода/стиль; товары и услуги/реклама;ЧП/происшествия.
Основной целью было выявить самые обсуждаемые категории в данной социальной группе, а так же проследить активность интернет-пользователей.
В результате контент-анализа были получены следующие данные (таблица 1).
Таблица 1
Распределение количества новостей в «ВКонтакте» и «Одноклассники»
№ |
КАТЕГОРИИ |
ВКОНТАКТЕ |
ОДНОКЛАССНИКИ |
1 |
Авто/дороги/транспорт |
58 |
48 |
2 |
Природа |
139 |
52 |
3 |
Здоровье/здравоохранение |
4 |
2 |
4 |
Юмор |
42 |
2 |
5 |
Спорт |
48 |
14 |
6 |
Образование |
12 |
3 |
7 |
Недвижимость |
8 |
14 |
8 |
Досуг/развлечение/искусство/культура |
34 |
35 |
9 |
Погода |
11 |
12 |
10 |
Бизнес/финансы |
8 |
3 |
11 |
Города/страны /путешествие/туризм |
16 |
10 |
12 |
Еда/кулинария |
6 |
- |
13 |
Знакомства/отношения |
8 |
1 |
14 |
Животные/растения |
21 |
14 |
15 |
Наука |
5 |
- |
16 |
Политика |
10 |
3 |
17 |
Работа/карьера |
5 |
1 |
18 |
Семья/дом/дети |
13 |
2 |
19 |
Мода/стиль |
10 |
1 |
20 |
Товары иуслуги/реклама |
86 |
13 |
21 |
ЧП/происшествия |
35 |
30 |
ИТОГО |
589 |
260 |
|
Общее количество просмотренных новостей за период исследования составило 589 «Вконтакте» и 260 в «Одноклассники». По окончании контент-анализа было обнаружено, что самой обсуждаемой категорией стала «Природа». Стоит отметить, что данная категория стала на первом месте в обеих социальных сетях. Граждане г. Краснодара явно интересует вопрос озеленения города, а так же обустройство территории для отдыха. Также при анализе данной категории было замечено обсуждение о засорении города. На почве этой темы возникал конфликт между гражданами города Краснодара. Большое количество людей отмечали, что сами люди, не задумываясь о последствиях, оставляют мусорные пакеты, где им вздумается. Данная проблема затрагивает не только г. Краснодар. Поэтому о решении вопроса экологии стоит задуматься не только отдельным городам, но и стране в целом.
Второе место в социальной сети «ВКонтакте» заняла категория «Товары и услуги/реклама». Было отмечено большое количество рекламы. Реклама была самой разнообразной от продажи товара до открытия нового магазина. Это может свидетельствовать о том, что социальные сети обладают таким же статусом, как и любое другое СМИ. Можно заметить, что эта же категория оказалась менее популярна в соц. сети «Одноклассники». Можно предположить, что такая разница зависит от популярности самой социальной сети. Ведь в России самой популярной соц. сетью на сегодняшний день является именно «ВКонтакте».
В «Одноклассники» на втором месте стала категория «Авто/дороги/транспорт». Отметим такую особенность, что в «ВКонтакте» эта категория стоит на третьем месте. Самой конфликтогенной оказалась тема ДТП. Постоянно идет спор кто прав, кто виноват. Многие высказывают мнение о нарушении в выдаче прав, другие же говорят о несовершенности ПДД.
Также отмечается проблемы в планировки дорог и светофором. Причем данная проблема отмечалась не только при ДТП, но и при обсуждении загруженности дорог. Граждане постоянно отмечают ежедневную, большую нагрузку на определенные участки города. Несмотря на то, что это уже не раз обсуждалось губернатором Краснодарского края и были предложение некоторые решения. Данная проблема на сегодня так и не решена.
Итак, третье по популярности место в социальной сети «Одноклассники» заняла категория «Досуг/развлечение/искусство/культура». Всего новостей данной категории 35. Не значительная разница видна и в социальной сети «ВКонтакте» — 34 новости.
В основном обсуждались различные развлекательные программы. Так как время контент-анализа пришлось на праздник «День народного единства» (4 ноября), безусловно, популярность этой категории ясна. Обсуждались мероприятия не только, которые произойдут, но и те которые уже прошли.
Также обсуждался проект от «Сбербанк» под названием «Искусство сохранять» (октябрь-ноябрь), который позволил жителям г. Краснодара бесплатно посетить главные художественные музеи города.
Таким образом, можно отметить, что на основе анализа различных сообществ и групп социальных сетей, можно найти большое количество проблем, которые интересуют население не только отдельных городов, но и России в целом. Полученные данные с помощью контент-анализа социальных сетей могут быть использованы властью для усовершенствования законодательной и налоговой базы.
Литература:
- Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.- М.: ЭКСМО, 2010. — 656 с.
- Кармин А. С. Конфликтология/ Под ред. А. С. Кармина// СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 448с.
- Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 317с.