Определение степени конфликтогенности с помощью анализа интернет-активности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дмитрук, С. В. Определение степени конфликтогенности с помощью анализа интернет-активности / С. В. Дмитрук, С. В. Демченко, Е. А. Мирненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 743-746. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36512/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается Интернет-активность как фактор, который определяет конфликтогенность на основе обсуждения проблем г. Краснодар. Представлены результаты контент-анализа группы «Типичный Краснодар» таких социальных сетей как «ВКонтакте» и «Одноклассники». Сравнивается обсуждаемость проблем данных социальных сетей.

Ключевые слова: конфликтогенность, напряженность, социальные сети, обсуждаемость, социальная профилактика, социальная диагностика

Различные радикальные или нерадикальные перемены, касающиеся каждого человека характеризуются возрастанием напряженности во всем обществе. Выявить данную напряженность часто бывает трудно методологически. В этом плане относительно новым представляется определение социальной напряженности, конфликтогенности российского общества через анализ интернет- активности. Мы исходим из следующей логики: если какая-либо социальная проблема становится резонансной потенциально опасной, то она начинает вызывать у многих граждан отчетливую реакцию, выражаемую в виде оценки и далее открытого мнения. В современных условиях проще всего оно высказывается в социальных сетях, в популярных сообществах. Именно изучение наиболее обсуждаемых проблем вопросов в таких сообществах и позволит, среди прочего, выявить наиболее вероятные, потенциально опасные социальные конфликты в российском обществе. Напряженность не является только негативным свойством общества, она может носить созидательную функцию. К примеру, социально-психологическая напряженность побуждает людей изменить ситуацию или же приспособиться к ней путем высказывания своего мнения. Происходит некое обсуждение. Тем самым, уменьшается уровень напряженности не только у одного человека, но и в обществе в целом, происходит объединение единомышленников. Однако повышение уровня напряженности выше допустимого предела ведет к увеличению конфликтогенности и дестабилизации общества.

Массовые действия и движения обычно имеют широкий размах в пространственном, временном и информационном выражении, в том числе через широкое освещение события в средствах массовой информации (СМИ) и средствах массовой коммуникации (СМК). Именно через изучение Интернет-активности можно диагностировать социальные проблемы. На сегодняшний день это самый популярный и распространенный способ изучения людей. Таким образом, в нашей статье особенное внимание уделяется такому индикатору, как обсуждаемость в социальных сетях.

Основная проблема в современной России в том, что отсутствует механизм превентивной социальной диагностики проблем российского общества. Нет определенного универсального механизма социальной диагностики поведения людей. Важно правильно выбрать механизмы диагностики, чтобы добиться положительного результата в исследовании.

Для начала дадим определение феномену конфликтогенности. Лексическое значение термина «конфликтогенность» можно интерпретировать как «способность к рождению конфликта». Имеющиеся в литературе определения термина «конфликтогенность» в целом соотносятся с его лексическим значением. Под конфликтогенностью понимается нравственное качество личности отрицательного свойства, выражающее склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения. Это деструктивный потенциал общества, связанный с нарушением сложившихся связей и отношений, ростом социальной напряженности, нарастающих противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений.

Под напряженностью же подразумевают особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта. Таким образом, можно сказать, что кофликтогенность и напряжённость сопутствуют друг другу.

Если говорить о современном состоянии общества, то следует отметить, что оно на сегодняшний день явно ограниченно в способах артикуляции своих интересов. Хоть и формально у людей есть свобода слова, но на деле далеко не так. Общество часто не может высказаться в обычных СМИ. Одни граждане просто боятся, другие не верят, что их слова приведут к какому-то результату. Поэтому единственным местом самовыражения для них является Интернет. Там вне зависимости от других, каждый может сказать, что думает, не боясь быть осуждённым.

Определение степени конфликтогенности социума с помощью такого метода, как контент-анализ социальных сетей (в первую очередь, сообщений, репостов, ретвиттов, комментариев) в российской социологической науке пока практически отсутствует (за исключением разработок сотрудника ВЦИОМ К. С. Родина). Чем социально значимее событие (в т. ч. ещё планируемое), тем большее освещение в СМИ оно получает и тем чаще и дольше обсуждается в СМК. Если своевременно определять наиболее обсуждаемые в СМК вопросы, то можно с большой долей вероятности прогнозировать, какие вопросы вызовут реальные социально-политические последствия «оффлайн». Лучше и увлечённее всех определять уровень этой активности в СМК способна именно молодёжь (в 2015 среди всех стран больше всего времени в социальных сетях проводит молодёжь именно России, и пренебрегать её интересами и умениями нельзя).

Разумеется, реальное поведение всегда в некоторой степени отличается от поведения декларируемого. Несмотря на то, что Интернет представляет собой мир виртуальный, проблемы, с которыми зачастую приходится сталкиваться людям, ничем не отличаются от проблем реальной жизни. Поэтому все обсуждаемые темы в Интернете будут отражать их настоящее мнение. На основе этого можно будет с легкостью проследить обсуждение тех или иных проблем, определить конфликтность во время обсуждения, а так же выделить самые «популярные» темы.

Промежуточные результаты, исследование на 2014–2015 были таковы. В 2014 году больше всего комментариев и дольше всего в соцсети «Мэйл.ру» обсуждались вопросы из раздела «Авто» (юридического, правового и финансового плана). Большинство новостей по т. н. «социальным» проблемам набирало чуть более 100 комментариев, а многие новости из раздела «Авто» набирали 800–900 комментариев. Логично было предположить, что потребности автовладельцев, отражённые в сети, вскоре найдут выражение в реальной жизни. Уже в 2015 по России прошла череда акций автовладельцев против введения платежей «Платон». Похожим образом развивалась ситуация с ростом тарифов ЖКХ, задержками зарплат и пр. Если через участие молодёжи в Интернет-анализе вовремя фиксировать и артикулировать эти потребности, то возможно и предотвращать протесты, чему способствует наш проект.

В связи с вышесказанным главным толчком данного проекта и основные задачи, решаемые в его рамках явилось научить молодежь самостоятельно определять потенциально опасные, резонансные проблемы общества через анализ обсуждаемого в социальных сетях. Перед авторами исследования была поставлена цель — определить самые обсуждаемые темы в определенных социальных сетях. Были выбраны две социальные сети: «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Данная часть исследования проводилась с октября по ноябрь 2016 года. Из всего многообразия сообществ и групп в социальных сетях была выбрана такая группа, как «Типичный Краснодар». Это связанно с высокой популярностью группы, которая насчитывает338 721 подписчиков в социальной сети «ВКонтакте». В «Одноклассники» количество подписчиков составляет 111 341. Для более простого подсчета были выделены следующие категории:авто/дороги/транспорт; природа; здоровье/здравоохранение; юмор; спорт; образование; недвижимость; досуг/развлечение/искусство/культура; погода; бизнес/финансы; города/страны/путешествие/туризм; еда/кулинария; знакомства/отношения; животные/растения; наука; политика; работа/карьера; семья/дом/дети; мода/стиль; товары и услуги/реклама;ЧП/происшествия.

Основной целью было выявить самые обсуждаемые категории в данной социальной группе, а так же проследить активность интернет-пользователей.

В результате контент-анализа были получены следующие данные (таблица 1).

Таблица 1

Распределение количества новостей в «ВКонтакте» и «Одноклассники»

КАТЕГОРИИ

ВКОНТАКТЕ

ОДНОКЛАССНИКИ

1

Авто/дороги/транспорт

58

48

2

Природа

139

52

3

Здоровье/здравоохранение

4

2

4

Юмор

42

2

5

Спорт

48

14

6

Образование

12

3

7

Недвижимость

8

14

8

Досуг/развлечение/искусство/культура

34

35

9

Погода

11

12

10

Бизнес/финансы

8

3

11

Города/страны /путешествие/туризм

16

10

12

Еда/кулинария

6

-

13

Знакомства/отношения

8

1

14

Животные/растения

21

14

15

Наука

5

-

16

Политика

10

3

17

Работа/карьера

5

1

18

Семья/дом/дети

13

2

19

Мода/стиль

10

1

20

Товары иуслуги/реклама

86

13

21

ЧП/происшествия

35

30

ИТОГО

589

260

Общее количество просмотренных новостей за период исследования составило 589 «Вконтакте» и 260 в «Одноклассники». По окончании контент-анализа было обнаружено, что самой обсуждаемой категорией стала «Природа». Стоит отметить, что данная категория стала на первом месте в обеих социальных сетях. Граждане г. Краснодара явно интересует вопрос озеленения города, а так же обустройство территории для отдыха. Также при анализе данной категории было замечено обсуждение о засорении города. На почве этой темы возникал конфликт между гражданами города Краснодара. Большое количество людей отмечали, что сами люди, не задумываясь о последствиях, оставляют мусорные пакеты, где им вздумается. Данная проблема затрагивает не только г. Краснодар. Поэтому о решении вопроса экологии стоит задуматься не только отдельным городам, но и стране в целом.

Второе место в социальной сети «ВКонтакте» заняла категория «Товары и услуги/реклама». Было отмечено большое количество рекламы. Реклама была самой разнообразной от продажи товара до открытия нового магазина. Это может свидетельствовать о том, что социальные сети обладают таким же статусом, как и любое другое СМИ. Можно заметить, что эта же категория оказалась менее популярна в соц. сети «Одноклассники». Можно предположить, что такая разница зависит от популярности самой социальной сети. Ведь в России самой популярной соц. сетью на сегодняшний день является именно «ВКонтакте».

В «Одноклассники» на втором месте стала категория «Авто/дороги/транспорт». Отметим такую особенность, что в «ВКонтакте» эта категория стоит на третьем месте. Самой конфликтогенной оказалась тема ДТП. Постоянно идет спор кто прав, кто виноват. Многие высказывают мнение о нарушении в выдаче прав, другие же говорят о несовершенности ПДД.

Также отмечается проблемы в планировки дорог и светофором. Причем данная проблема отмечалась не только при ДТП, но и при обсуждении загруженности дорог. Граждане постоянно отмечают ежедневную, большую нагрузку на определенные участки города. Несмотря на то, что это уже не раз обсуждалось губернатором Краснодарского края и были предложение некоторые решения. Данная проблема на сегодня так и не решена.

Итак, третье по популярности место в социальной сети «Одноклассники» заняла категория «Досуг/развлечение/искусство/культура». Всего новостей данной категории 35. Не значительная разница видна и в социальной сети «ВКонтакте» — 34 новости.

В основном обсуждались различные развлекательные программы. Так как время контент-анализа пришлось на праздник «День народного единства» (4 ноября), безусловно, популярность этой категории ясна. Обсуждались мероприятия не только, которые произойдут, но и те которые уже прошли.

Также обсуждался проект от «Сбербанк» под названием «Искусство сохранять» (октябрь-ноябрь), который позволил жителям г. Краснодара бесплатно посетить главные художественные музеи города.

Таким образом, можно отметить, что на основе анализа различных сообществ и групп социальных сетей, можно найти большое количество проблем, которые интересуют население не только отдельных городов, но и России в целом. Полученные данные с помощью контент-анализа социальных сетей могут быть использованы властью для усовершенствования законодательной и налоговой базы.

Литература:

  1. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.- М.: ЭКСМО, 2010. — 656 с.
  2. Кармин А. С. Конфликтология/ Под ред. А. С. Кармина// СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 448с.
  3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 317с.
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, краснодар, проблема, Россия, социальная сеть, категория, российское общество, социальная напряженность, место, реальная жизнь.


Ключевые слова

социальные сети, конфликтогенность, напряженность, обсуждаемость, социальная профилактика, социальная диагностика

Похожие статьи

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

Медиатекст как объект лингвистических исследований

В данной статье рассмотрены особенности такого компонента информационно-аналитической статьи как стилистическая конвергенция, которая является эффективным средством манипуляции человеческим сознанием. Определены типы и функции стилистической конверге...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Эффективность использования социальных сетей при поиске персонала

На сегодняшний день вопрос слияния маркетинговых инструментов с HR является достаточно актуальным. Связано это в первую очередь с популяризацией таких явлений как реклама для соискателей, email-маркетинг в подборе персонала, а также аналитика и испол...

Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка

В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» ...

Исследование медико-социальных параметров потребителя лекарственных средств для лечения табакозависимости

В статье представлены результаты социально-демографических характеристик потребителей препаратов для избавления от табакозависимости. Исследование проводилось в аптеках ООО «Аптечный дом» г. Белгорода. Проведено анкетирование 355 посетителей. Анкета ...

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Применение современных инструментов маркетинга с целью совершенствования коммуникационной и сбытовой политики организации (на примере ОАО «Знамя индустриализации»)

В статье рассмотрены вопросы необходимости создания и совершенствования веб-сайта организациями. А также предложен метод определения влияния мероприятия по совершенствованию сайта на изменение показателей производственно-финансовой деятельности предп...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Строительство коммерческого дата-центра в г. Астане: бизнес-план и перспективы

В статье автор проводит анализ рынка услуг дата-центров в г. Астане Республики Казахстан с целью разработки устойчивого бизнес-плана. Исследуются результаты опросов потенциальных клиентов, включая компании и государственные учреждения, что позволяет ...

Похожие статьи

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

Медиатекст как объект лингвистических исследований

В данной статье рассмотрены особенности такого компонента информационно-аналитической статьи как стилистическая конвергенция, которая является эффективным средством манипуляции человеческим сознанием. Определены типы и функции стилистической конверге...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Эффективность использования социальных сетей при поиске персонала

На сегодняшний день вопрос слияния маркетинговых инструментов с HR является достаточно актуальным. Связано это в первую очередь с популяризацией таких явлений как реклама для соискателей, email-маркетинг в подборе персонала, а также аналитика и испол...

Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка

В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» ...

Исследование медико-социальных параметров потребителя лекарственных средств для лечения табакозависимости

В статье представлены результаты социально-демографических характеристик потребителей препаратов для избавления от табакозависимости. Исследование проводилось в аптеках ООО «Аптечный дом» г. Белгорода. Проведено анкетирование 355 посетителей. Анкета ...

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Применение современных инструментов маркетинга с целью совершенствования коммуникационной и сбытовой политики организации (на примере ОАО «Знамя индустриализации»)

В статье рассмотрены вопросы необходимости создания и совершенствования веб-сайта организациями. А также предложен метод определения влияния мероприятия по совершенствованию сайта на изменение показателей производственно-финансовой деятельности предп...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Строительство коммерческого дата-центра в г. Астане: бизнес-план и перспективы

В статье автор проводит анализ рынка услуг дата-центров в г. Астане Республики Казахстан с целью разработки устойчивого бизнес-плана. Исследуются результаты опросов потенциальных клиентов, включая компании и государственные учреждения, что позволяет ...

Задать вопрос