Подготовка педагогических кадров в Германии в фокусе Болонского процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 1855 раз

Библиографическое описание:

Канзюба, Е. А. Подготовка педагогических кадров в Германии в фокусе Болонского процесса / Е. А. Канзюба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 673-675. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36515/ (дата обращения: 16.10.2024).



In the article we examine the training process of teachers in Germany and feature of pedagogical education in this country in focus of reforms of Bologna Process.

Key words:system of the higher education, Bologna Process, system bachelor-master, student teaching, advanced training courses, portfolio

Изменения в системе высшего образования Германии в рамках Болонского процесса не обошли стороной и педагогические факультеты. К настоящему времени педагогические специальности во многих вузах Германии были переведены на новую систему «бакалавр-магистр» (Bachelor-Master). Исключение составляют учебные заведения в Сааре и Саксонии-Ангальт, отказавшиеся последовать примеру остальных, а также земля Баден-Вюртемберг, власти которой хотя и согласились на изменения, но пока откладывают их воплощение в жизнь. В этих землях выпускники педагогических факультетов все еще заканчивают вуз сдачей первого госэкзамена. [1, c.5]

Программы педагогического образования в Германии реализуются в нескольких типах учебных заведений. В основном это университеты, многие из которых на волне реформы высшей школы интегрировали в свои структуры пединституты, придав им статус педагогических факультетов. Кроме университетов программы подготовки учителей для различных ступеней школьного образования предлагаются высшими техническими школами (Technische Hochschulen), техническими университетами (Technische Universitdteri), педагогическими высшими школами {Pudagogische Hochschulen), а также высшими художественными и музыкальными школами (Kunst- und Musikhochschulen).

Доступ к высшему педагогическому образованию, как правило, осуществляется без специальных процедур отбора, на основе аттестата об окончании среднего учебного заведения (Hochschulreife), дающего право на поступление в вуз. Зачисление возможно также после успешной сдачи экзамена за курс вечерней школы (Abendgymnasium), при определенных условиях основанием для поступления в педагогический вуз может служить аттестат высшего учебного заведения неуниверситетского сектора (Fachoberschule, Berufsakademie). В последние годы в Германии активно обсуждается вопрос о введении регулируемого доступа к высшему образованию, включая педагогическое. В качестве основных процедур предлагаются профессионально-ориентированные тесты (в том числе дистанционные), а также собеседование. Высшие учебные заведения — а именно они выступили с инициативой введения отбора — полагают, что проведение тестов и собеседования поможет определить мотивацию абитуриентов, идентифицировать их потенциальные способности в выбранной профессиональной сфере и дать им реальные представления о требованиях, предъявляемых в процессе обучения. [2, c.28]

Программы педагогического образования, действующие в настоящее время в Германии, являются одними из самых продолжительных в Европе -их длительность в зависимости от получаемой квалификации составляет от 5 до 6,5 лет. Подготовка учителей разделена на две фазы — учебу в университете или приравненном к нему вузе и двухгодичную профессиональную подготовку (Vorbereitungsdienst), проходящую в учебных заведениях неуниверситетского сектора (Ausbildungs- und Studienseminar) и прикрепленных к ним школах. Каждая фаза завершается сдачей государственного экзамена (Staatsprufung), который проводится государственными экзаменационными органами, находящимися в ведении Министерств образования региональных субъектов.

Образовательные программы подготовки учителей строятся по схеме, идентичной для всех педагогических специальностей, и включают в себя четыре основных блока: — академические дисциплины (общеобразовательные и специальные), — общепедагогические дисциплины, — дидактику и методику, — педагогическую практику.

Несмотря на существующие различия в процессе подготовки будущих учителей в федеральных землях, есть общие требования, в соответствии с которыми в будущем будет готовить педагогов. К ним относится ступенчатая система обучения. Планируется, что первые шесть семестров, по завершении которых студент получает степень «бакалавра наук» или «бакалавра искусств» (Bachelor of Arts/Education), будут посвящены накоплению фактических знаний по выбранным профилирующим предметам, в то время как знания по методике преподавания этих предметов будут приобретаться уже в магистратуре. Это даст возможность студентам, которые после первых лет в вузе осознают, что работа учителя — не их стезя, отучившись в бакалавриате, переориентироваться на другую специальность.

Последующая двухгодичная учеба в магистратуре будет завершаться получением степени «магистра образования» (Master of Education) с присуждением 300 зачетных единиц — кредитных пунктов (Credit Points), которая заменит первый госэкзамен и сделает немецкое педагогическое образование сопоставимым в международном масштабе.

Таким образом, предполагается, что за тот же период времени — 8–10 семестров — студенты получат все необходимые знания и навыки для прохождения преддипломной практики в школе, которая — по новой системе — будет длиться 18 месяцев и завершаться государственным экзаменом. Первая практика в школе направлена на наблюдение за учебным процессом, сборе данных об учениках класса, их особенностях и проблемах в учебном процессе, критической оценке учебных мероприятий, а в последующем — подготовке собственных уроков и проведении мероприятий.

На результат педагогической практики, как и в традиционном варианте, влияют оценки, полученные на заключительных экзаменах по профилирующим предметам и характеристика преподавателей по окончании практики в школе. Дипломную работу, которую сейчас еще пишут студенты педагогических факультетов в отдельных землях, по новой системе планируется упразднить. Сокращение продолжительности практики на втором этапе обучения предполагается компенсировать бóльшим числом промежуточных стажировок в школе во время обучения в бакалавриате.

Программа обучения по специальности «Педагогика» во многом зависит и от того, в школе какой ступени собирается преподавать будущий учитель. В Германии различают учителей начальных школ (Grundschule или Primarstufe I), учителей средних школ — с 5-го по 10-й класс — (Sekundarstufe I) и учителей старших классов гимназий и профессиональных школ — с 11-го по 13-й класс (Sekundarstufe II). В одних федеральных землях для подготовки учителей начальных классов существует отдельная специальность, в других — это углубленная специализация в рамках обучения преподавателей средних школ.

В то время как подготовка учителей начальных классов и средних школ может осуществляться как в университетах, так и в высших специальных учебных заведениях (Fachhochschulen), преподавателей для гимназий готовят исключительно университеты. Учеба по этой специальности длится в среднем на полтора года дольше, поскольку будущие учителя более досконально изучают профилирующие дисциплины, а также педагогику и философию.

Различия есть и в методике преподавания, которой обучают будущих педагогов. Так, учителей начальных школ учат излагать материал доступно и доходчиво, делая упор на способ подачи информации, а не на содержание; преподаватели же средних школ или гимназий должны владеть фактической информацией и демонстрировать глубокие знания предмета.

Заслуживает должного внимания требования законодательства об повышение квалификации. Требование закона гласит, что «учителя обязаны доказывать свое участие в повышении квалификации, а также они должны формировать собственное портфолио и предъявлять его руководству школы». [3, c.7] Интересно также и то, что итоги повышения квалификации оцениваются в кредитных пунктах. Для того, чтобы быть аттестованным, учителю школы необходимо набрать 150 кредитных пунктов. Кредитные пункты присуждаются институтом управления качеством образования за освоение программ курсов повышения квалификации, аккредитованных в установленном порядке. В земле Гессен много учреждений образования, предлагающих различные программы повышения квалификации. [3, c.13] Соответствующая информация о курсах повышения квалификации, организуемых ими, размещается в интернете. Учителям предоставляется право выбора программ на основе профессиональной заинтересованности. Такая организация повышения квалификации учителя позволяет выполнять руководителям школы несколько иную миссию. В начале учебного года руководство школы в результате собеседования с каждым учителем о повышении его квалификации с учетом личной заинтересованности в освоении той или иной программы, заключает с ним целевое соглашение. А в конце учебного года оно дает оценку портфолио учителя.

В своей статье хотелось бы привести пример одного модуля, с изучения которого начинается обучение в магистратуре Института школьной педагогики Магбургского университета по направлению «Педагогика». Данный модуль включает 2 обязательных курса (Cours Magistraux)[4]:

– Поддерживающая педагогическая деятельность, направленная на детей с особыми образовательными потребностями (дефектология, специальная педагогика) — сдаётся на 5 семестре;

– Развитие школы через метод проектного менеджмента: дорога к успешной школе — сдаётся на 5 семестре.

На 4 курсе обязательными для сдачи курсами являются:

– Обучение на основе информационных технологий: планирование и проведение;

– Курс «Права детей»;

– Законодательные основы школьного образования.

Исходя из этого мы можем сделать вывод, что обучение будущих педагогов является многосторонним и направлено на успешное взаимодействие с различными группами воспитанников, овладение основами инклюзивной, специальной педагогики и психологического сопровождения, формирование у будущих педагогов основ проектного менеджмента и информационной компетенции, изучение юридической составляющей школьного образования, включающее в себя знание прав детей.

Литература:

  1. Структурная модель педагогического образования в системе бакалавр-магистр. Текст. / [11.12. 2004]. — Берлин, 2004.- 5 с.
  2. Полунина, Л. Н. Подготовка учителей в европейских странах: национальные приоритеты и интеграция в контексте Болонского процесса. — Тула. Автореферат: 13.00.01. -2006. -196 стр.
  3. Дитер Хофмайстер. Повышение квалификации учителей в Гессене. Руководитель тренинга. –Франкфурт на Майне, 2009 г.
  4. Официальный сайт университета г. Магбург URL:http://www.uni-marburg.de/fb21/schulpaed/studium/fachschaft (дата обращения 28.11.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): школа, подготовка учителей, школьное образование, государственный экзамен, неуниверситетский сектор, педагогическая практика, педагогическое образование, проектный менеджмент, специальная педагогика, учебный процесс.


Похожие статьи

Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества

В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...

Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации

В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует г...

Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах

В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...

Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента

В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.

Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров

В статье автор рассматривает различные зарубежные практики в области повышения квалификации педагогических кадров.

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Системы оценки качества высшего образования в странах Европейского региона

В статье дано описание основных черт моделей оценки качества образования в ряде стран. Указаны основные критерии систем EQAVET и ENQA как источников оценки уровня качества высшего образования в странах Европейского региона.

Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах

В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.

Методика обучения в школьной педагогической практике

В статье отражена приоритетная роль методики обучения в ходе разработки и внедрения новых образовательных технологий в контексте школьной образовательной практики.

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Похожие статьи

Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества

В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...

Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации

В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует г...

Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах

В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...

Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента

В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.

Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров

В статье автор рассматривает различные зарубежные практики в области повышения квалификации педагогических кадров.

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Системы оценки качества высшего образования в странах Европейского региона

В статье дано описание основных черт моделей оценки качества образования в ряде стран. Указаны основные критерии систем EQAVET и ENQA как источников оценки уровня качества высшего образования в странах Европейского региона.

Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах

В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.

Методика обучения в школьной педагогической практике

В статье отражена приоритетная роль методики обучения в ходе разработки и внедрения новых образовательных технологий в контексте школьной образовательной практики.

Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере

Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Задать вопрос