Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 1928 раз

Библиографическое описание:

Усикова, Е. В. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях / Е. В. Усикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 680-683. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36516/ (дата обращения: 18.12.2024).



Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач, стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Какие же задачи стоят перед учителем-логопедом? А именно:

  1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
  2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
  3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
  4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
  5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

‒ насыщение организма кислородом;

‒ улучшение обменных процессов;

‒ нормализация психоэмоционального состояния;

‒ повышение иммунитета.

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

‒ развивают концентрацию внимания;

‒ обеспечивают межполушарное взаимодействие;

‒ развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;

‒ улучшает аккомодацию.

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи — развитию оптико-пространственных представлений.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)

Эффективно использование в коррекционной работе элементов сказкотерапии (облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок; введение в занятие сказочного героя; сочинение сказок). Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Введение сказочного героя, который появляется на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). Широко использую в логопедической работе рисунки, т. к. рисование — один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение. Использование музыкального сопровождения стимулирует двигательные, речевые функций, способствует снятию напряжения, тревожности. Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, убеждаю, внушаю им уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта.

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности (Б. Г. Ананьев).

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

‒ развитие специализации полушарий головного мозга;

‒ синхронизация полушарий головного мозга;

‒ развитие мышления, памяти, внимания;

‒ развитие способности к произвольному контролю;

‒ снятие психоэмоционального напряжения.

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

Основные отличительные особенности здоровьесберегающих и педагогических технологий заключаются в следующем:

  1. На одном занятии активизируются разные виды восприятии ребенка — зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, а также обоняние и вкус. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации (зрительно-, слухо-, вестибуломоторная).
  2. При проведении занятий используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.
  3. Дети постоянно пребывают в движение, исключается статичная форма проведения занятий. Проводятся физкультурные паузы и динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием занятия.
  4. В течение всего занятия дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам — слуховым (на источник звука) и зрительным — предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).
  5. Все занятия предусматривают проведение предварительной и последующей работы.

Таким образом, раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. По мнению большинства исследователей, упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствует тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Занятия проходят в режиме игры и коллективного сотрудничества. Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, помогает достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. Оптимизация процесса коррекции речи способствует оздоровлению всего организма ребенка.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.21–28.
  2. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  3. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 200
  5. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, логопедическая работа, головной мозг, мышца глаз, снятие напряжения, упражнение, дыхательная гимнастика, коррекционная работа, коррекционный процесс.


Похожие статьи

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и биологии

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и биологии

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Задать вопрос