В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года к основным источникам угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности относится экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленной на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране (п. 37).
Состояние законности и правопорядка в сфере противодействия экстремистской деятельности определяется совокупностью различных факторов, среди которых особое место занимают активизация деструктивной деятельности радикальных общественных объединений, некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа, неформальных групп и отдельных лиц, а также проповедуемая ими экстремистская идеология, угрожающая национальной безопасности, межнациональному и межконфессиональному согласию, государственному строю, спокойствию и безопасности граждан [1].
По мнению руководства Российской Федерации, борьбу с экстремизмом, ставшего инструментом геополитики, необходимо вести комплексно, в строгом соответствии с законом и без перекосов в сторону «борьбы с инакомыслием». Россия должна учесть уроки других стран и не допускать «цветных революций». Об этом заявил Президент России на заседании Совбеза России, в ходе которого был одобрен проект стратегии по противодействию экстремизму.
Следует отметить, что на органы прокуратуры возложены особые полномочия в борьбе с экстремизмом и осуществлением координации в рассматриваемом направлении, при этом с исключением фактов нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Между тем, в предмет надзора в сфере противодействия экстремизму включаются вопросы:
– исполнения законов, обеспечивающих государственные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
– исполнение миграционного законодательства, нарушения которого занимают ведущее место в формировании причинного комплекса межнациональных конфликтов, экстремизма.
Указанному способствует интеграция мигрантов в криминальный рынок занятости, а также создание угроз нарушению преимущественных прав на трудоустройство российских граждан и проникновение лиц с чуждой коренному населению системой взглядов, культурой в том числе представители международных террористических организаций, посредством миграционных потоков.
С учетом изложенного эффективная работа по предупреждению межнациональных конфликтов должна быть неразрывно связана с контролем за миграционными процессами, обеспечением прав как коренного населения, так и мигрантов [2].
– исполнение законов общественными объединениями, сформированными по национальному признаку, а также всеми религиозными объединениями, в том числе вопросы профессионального религиозного образования, а также обеспечение государственных гарантий культурной и языковой самобытности национальных меньшинств;
– исполнение законов, регламентирующих порядок проведения публичных мероприятий, проводимых с выдвижением лозунгов социального характера, под большей из которых скрывается участие представителей экстремистский настроенных сообществ, что обуславливает необходимость реализации полномочий при проведении таких мероприятий подразделениями органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму.
Активизированная работа органов прокуратуры России по понуждению органов местного самоуправления в принятии комплексных муниципальных программ по профилактике экстремизма, приводит к «спуску» органами местного самоуправления подобной разнарядки на уровень муниципалитетов, где к созданию подобных документов подходят не формально, они способны стать основой продуктивной и содержательной работы с молодежью, общественными организациями и национальными объединениями.
В настоящее время среди актов прокурорского реагирования в сфере исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии экстремизму значительный объем занимают представления и протесты по нарушениям, допущенным в уставах и соответствующих программах муниципальных образований и т. д.
Необходимо отметить, что в ведении муниципалитетов находятся вопросы, решение которых может непосредственно влиять на состояние межнациональных отношений в конкретном городском, сельском поселении, муниципальном районе, городском округе [3].
Особую обеспокоенность вызывает проникновение экстремистской идеологии в молодежную среду, что требует от заинтересованных структур адекватных действий по выявлению, предупреждению и пресечению фактов экстремизма.
Распространение экстремизма в молодежной среде обусловлено рядом факторов, в частности социальных, экономических, политических и др. Предупредительная работа в отношении названной категории лиц должна строиться с учетом того обстоятельства, что молодые люди наиболее подвержены негативному влиянию и крайне остро воспринимают недостатки социальной организации общества [4].
В молодежной среде, характерным является стремление объединяться в группы по интересам (фанаты, иные неформальные молодежные группы), мотивами таких объединений нередко выступают радикальные взгляды и убеждения молодых людей, а именно деструктивный протестный потенциал.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей действительности — та ячейка общества, в которой наиболее быстро происходит процесс накопления и реализации отрицательного протестного потенциала.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, довольно легко формируется деструктивная идеология и экстремистские взгляды, в результате чего молодежь пополняет ряды экстремистских организаций, которые активно используют ее в своих политических интересах, что создает угрозу национальной безопасности [3, с. 207].
Как было отмечено И. В. Куликовым, экстремистскому сознанию молодого человека соответствуют компоненты неразвитого сознания, которые выражаются эмоциональностью, импульсивностью, внутренней напряженностью, конфликтностью.
Нетерпимость и амбициозность, характерные для молодых людей, играют важную роль в процессе формирования экстремистского сознания [5]
В Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, из 3189 включенных в него физических лиц из числа граждан Российской Федерации значительное число составляют лица 1990–1997 гг. рождения, от 17 до 24 лет.
При этом, анализ прокурорской практики свидетельствует о нарастании в ряде субъектов Российской Федерации уровня этноконфессиональной напряженности, радикализации молодежной среды, роста числа экстремистских организаций и групп, в числе которых группировки радикальной направленности «Скинхеды», «Антифа», а также иные молодежные организации, являющиеся приверженцами национал-патриотической и национал-социалистической идеологии, члены футбольных фан-клубов. Возраст участников указанных сообществ от 16 до 25 лет, в большинстве случаев, выступающих с позиции расизма, крайнего национализма, целью которых является возбуждение национальной, религиозной и межрасовой розни, а также осуществление актов вандализма, хулиганских и иных противоправных действий [1, с. 211].
В работе по противодействию молодежному экстремизму важным направлением является глубокое изучение проблемы во всех ее аспектах в целях выявления, предупреждения и пресечения фактов экстремистской направленности, способствующих вовлечению молодежи в экстремистскую деятельность.
В целях предупреждения фактов экстремизма, в любых его проявлениях играет немаловажную роль профилактика, принятие и реализация которой является основным направлением противодействия противоправной деятельности экстремистского характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремисткой деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В ходе выявления нарушений исполнения законодательства, регламентирующего противодействие экстремистской деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, особое внимание уделяется вопросам реализации региональных и муниципальных программ, направленных на профилактику молодежного экстремизма. И это закономерно, поскольку целью утвержденных программ является предупреждение и пресечение экстремистских наклонностей на начальном этапе развития молодежи.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что руководство многих образовательных организаций самоустраняется от работы по недопущению среди учащихся и студентов возникновения конфликтов на почве межнациональной и межконфессиональной неприязни. Устанавливаются факты отсутствия в ряде образовательных организаций планов работ, программ профилактики экстремизма. Выявляются многочисленные нарушения, в числе которых недостаточное финансирование и ненадлежащее исполнение предусмотренных программами мероприятий (исполняются несвоевременно некачественно, в ряде случаев не исполняется вовсе), что предполагает некачественную воспитательную, предупредительную работу [1, с. 212].
Особое внимание заинтересованных структурных подразделений уделяется работе, направленной на ограничение доступа обучающихся к информации экстремистского содержания в сети Интернет.
К месту мнение Кубякина Е. О. о том, что благодаря информационно-коммуникационным технологиям, и прежде всего Интернету, экстремистская деятельность становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны. Под видом обмена мнениями в Интернете экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих» [6].
Между тем, как показывает прокурорская практика по выявлению нарушений законности в рассматриваемом направлении, не во всех образовательных учреждениях установлена система фильтрации, а имеющаяся не всегда обеспечивает полную защиту от доступа к информации, содержащей материалы экстремистского характера.
Имеют место факты выявления нарушений законности, связанной с отсутствием в библиотеках образовательных учреждений официального списка экстремистских материалов, не проведением сверок библиотечного фонда с этим списком, создающие возможность попадания в библиотечные фонды печатных материалов экстремистского характера и ознакомления с ними учащихся.
Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 г. № 362, предписывает прокурорам особое внимание уделять обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации его территориальных органов, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений.
В свою очередь органами внутренних дел, в частности подразделениями по делам несовершеннолетних, участковых, уполномоченных, службой уголовного розыска проводится определенная работа по предупреждению молодежного экстремизмы.
Однако, зачастую выявляются факты недостаточности работы в данном направлении указанными подразделениями, так как сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних и других подразделений ОВД не всегда должным образом проводится индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете, в материалах данных подразделений отсутствуют сведения о проводимых реабилитационных и профилактических мероприятиях, информация о мерах, направленных на разобщение групп экстремистской направленности, конкретных мероприятиях по предупреждению и пересечению распространения среди подростков деструктивных религиозных идей, национального, расового и иного превосходства.
При этом, зачастую не обеспечивается в полной мере взаимодействие между всеми заинтересованными подразделениями, а также недостаточен контроль за данными процессами со стороны руководства органов внутренних дел.
Особую тревогу вызывает ненадлежащее взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, образовательными организациями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Значительное число нарушений законности выявляется в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванной координировать деятельность иных органов и организаций (учреждений) по профилактике и предупреждению молодежного экстремизма, противодействию и недопущению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, деятельности неформальных молодежных объединений, распространению экстремистского настроения в молодежной среде.
В целом говоря о выявлении, предупреждении и пресечении экстремизма в молодежной среде, весьма важно понимать значительную роль взаимодействия заинтересованных государственных органов, призванных сводить к минимуму экстремистские проявления, так как каждый орган имеет определенные задачи и направления работы, следовательно, если имеются недоработки отдельных органов, общая задача по искоренению экстремизма окажется не выполнимой и результат не даст ожидаемого эффекта.
Литература:
- Профилактика экстремистской деятельности: проблемы и перспективы / сборника материалов круглого стола. 2014 г. с. 3-10
- Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства: актуальные вопросы / пособие. 2014 г. с. 29
- Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор / монография. 2016 г. с. 186
- Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды общественной жизни. 2012 г. с. 18
- Куликов И.В. Экстремизм среди молодежи / Социально-экономические явления и процессы. 2013 г. № 7 (053) с. 176
- Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема / Историческая и социально - образовательная мысль. 2011 г. № 4 (9) с. 150