Инвестиционная привлекательность страны представляет собой показатель, который характеризует качество среды для ведения бизнеса на определённый момент времени. Для её определения важен выбор, анализ и оценка различных факторов, которые в своей совокупности и определяют инвестиционный климат. Именно на основе этого анализа авторитетные мировые агентства, самыми влиятельными из которых является так называемая «тройка»: Standart&Poor’s, FitchRatings и Moody’s, составляют рейтинги инвестиционной привлекательности страны. Таким образом, анализ инвестиционной привлекательности, основанный на оценке факторов, может стать как инструментом привлечения иностранных инвесторов, так и ограничителем инвестиционных потоков.
Автором делается попытка классификации факторов, определяющих уровень инвестиционной привлекательности ФРГ в разрезе признаков (направленность, предпосылки факторов и возможность управления ситуацией).
Таблица 1
Классификация факторов инвестиционной привлекательности ФРГ
Фактор |
Направленность |
Предпосылки |
Возможность управления ситуацией |
||||||
Внешние |
Внутренние |
Экономические |
Политические |
Социальные |
Географические |
Правовые |
Управляемые |
Трудно-управляемые |
|
Развитие транспортной системы страны |
|
|
|
|
|||||
Рынок труда страны |
|
|
|
|
|||||
Уровень развития НИОКР |
|
|
|
||||||
Институциональные условия бизнеса в ФРГ |
|
|
|
|
|||||
Инвестиционная политика внутри страны |
|
|
|
|
|
||||
Налогообложение иностранных инвесторов |
|
|
|
|
|||||
Инвестиционное право |
|
|
|
|
|
||||
Состояние экономики ФРГ |
|
|
|
|
|||||
Внешнеэкономическая инвестиционная политика |
|
|
|
|
|||||
Глобальные кризисы |
|
|
|
|
|
|
|||
Как можно судить по таблице, один и тот же фактор может раскрываться через несколько признаков. Рассмотрим каждый из факторов более детально.
Относительно развития транспортной системы страны, ФРГ составляет приблизительно одну четверть общеевропейского рынка логистики [6]. Благодаря своему географическому положению, а также развитым транспортным систем автомобильного, железнодорожного и авиасообщения, Германия открывает удобный доступ для инвесторов к международным рынкам.
Одним из наиболее значительных социально-экономических факторов, влияющих на уровень привлекательности ФРГ, является рынок труда страны. Трудовые ресурсы страны насчитывают свыше 41 млн. человек — а это самый крупный резерв готовой рабочей силы в ЕС. Следует также заметить, что более 80 % работников Германии имеют специальное профессиональное или высшее образование.
ФРГ считается одним из мировых лидеров в научно-технических разработках, поэтому значимым для инвестиционного климата представляется и фактор уровня развития НИОКР. Ежегодные расходы немецких предприятий на научные разработки составляют в среднем 40–45 млрд. евро. В среднем уровень затрат на НИОКР и инновации в Германии составляет 2,8 % ВВП (при целевом ориентире Федерального правительства в 3 % ВВП). Занимая по этому показателю первое место в Европе (уровень затрат на НИОКР по странам ОЭСР составляет в среднем 2,2 %), Германия уступает США, Японии и Китаю [2].
Институциональные условия бизнеса—фактор, зависящий от состояния политической сферы и юридической базы. Существует необходимость оценки нормативных актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий на протяжении всего жизненного цикла, и порядка их применения на практике. Согласно оценке Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, представленной в отчете «Бизнес в 2016 году» [7], ФРГ занимает 15-е место среди 189 стран по степени простоты условий для ведения бизнеса. При оценке данного фактора важно также оценивать уровень коррупции в стране и уровень бюрократизации бизнеса, так как её высокий уровень может ограничить приток иностранных инвестиций. Согласно ведущему международному рейтингу по прозрачности ведения бизнеса и уровню коррупции в стране (Corruption Perceptions Index (CPI) [4], Германия находится на 10-м месте в рейтинге самых менее коррумпированных стран мира для бизнеса. По статистике ВТО [8] ежегодно бюрократическое давление обходится немецким компаниям в 24 млрд евро.
Инвестиционная политика, проводимая ФРГ с целью регулирования инвестиционных потоков, является мощным инструментом, и, как следствие, важным фактором инвестиционной привлекательности. Здесь следует говорить и о географической составляющей. Так, из-за довольно существенного различия в уровнях экономического развития между Западной и Восточной Германией, землям Восточной Германии (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия, а также некоторые районы Берлина) оказывается существенная поддержка, как «нуждающимся территориям» за счет государственного финансирования [3].
Фактор налогообложения иностранных инвесторов является одним из самых мощных внутренних экономических регуляторов инвестиционной деятельности. Рассмотрим и проанализируем налогообложение холдинговых компаний как самой распространенной формы ведения бизнеса среди иностранных инвесторов. Практически полный список налоговых отчислений составляют:
− Корпоративный налог: 15,8 % от суммы прибыли, исключая дивиденды [2].
− Промысловый налог на сумму всех доходов, исключая дивиденды: 14 %- 17 % в зависимости от места расположения холдинга.
− Единый налог (вкл. надбавку за солидарность) в размере 26,375 % на все дивиденды.
− Ставки налога на источники дохода составляют от 5 % до 15 % от суммы брутто выплачиваемых дивидендов
Оценивая инвестиционное право как фактор, следует учитывать как национальные (внутренние) особенности правовой системы, так и инвестиционное право ЕС. Регулирование инвестиционной деятельности в Европейском Союзе после заключения Лиссабонского договора попадает под компетенцию Европейского Союза, а не отдельных национальных государств и их организаций. Именно ЕС принадлежит исключительное право заключать двусторонние инвестиционные договоры, устанавливать какие-либо ограничения инвестиционных потоков со стороны третьих стран и определять основные направления инвестиционной политики ЕС.
Важным является и фактор экономического положения ФРГ и его макроэкономических показателей. Здесь следует учитывать и лидирующее положение экономики Германии в Евросоюзе, а также размеры и соотношение экспорта и импорта страны.Ни одна другая страна так тесно не связана с мировой экономикой и не имеет такой зависимости от конъюнктуры мирового рынка, как Германия. Происходит это в силу экспортной зависимости страны. Экспортные квоты большинства концернов, входящих в биржевые индексы, достигают в среднем 50 % и больше (Adidas, Bayer, Daimler и т. д.).
На инвестиционном климате благоприятно сказывается и такой внешний фактор, как внешняя экономическая политика сфере развития инвестиционных отношений с другими странами. В результате этой активности Германия занимает первое место в мире по количеству заключенных двусторонних международных соглашений о поощрении и защите инвестиций [9]. Из примерно 2 600 таких соглашений, заключенных в мире, Германия участвует в 135 [1].
Нельзя недооценивать влияние фактора глобальных и региональных кризисов на инвестиционный климат ФРГ. Здесь важно учитывать кризис Еврозоны, а также растущую проблему миграционного кризиса. По словам Марка Отти, управляющего партнера EY в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и Африке: «Еврозона встала на путь восстановления, но последствия кризиса будут ощущаться еще долго. Темпы роста будут низкими, а уровень безработицы, который сейчас стабилизируется, тем не менее останется высоким. Это окажет существенное влияние на долгосрочные планы компаний, работающих в регионе» [8]. Таким образом, существует угроза оттока иностранного капитала из всей Еврозоны и Германии в частности. А последствия миграционного кризиса в средне- и долгосрочной перспективе, пока трудно себе представить.
Таким образом, классификация факторов инвестиционной привлекательности по признакам помогает понять их природу, и как следствие, дать объективную оценку инвестиционному климату страны. Именно на основе совокупности факторов проводится анализ инвестиционной привлекательности страны.
Литература:
- Былкова Е. А. Германия в международной миграции капитала в форме прямых инвестиций: автореф. дис. к-та экон. наук: 08.00.14 / Е. А. Былкова; Москва. ГУ-ВШЭ. — М., 2011. — 36 с.
- Инвестиции в Германии: правовые и налоговые аспекты / Beiten Burhart [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.businesslocationcenter.de/imperia/md/content/blc/partner/bb_sr_investieren_in_deutschland_2012_ru.pdf
- Портал внешнеэкономической информации Министерства Экономического Развития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/de/about_de/eco_de/
- Пулатов Б. Б. Использование зарубежного опыта по обеспечению инвестиционного климата в странах с переходной экономикой / Б. Б. Пулатов // Вестник ТГУПБП—2013. — № 2 (54). —С. 142–147.
- Сайт рейтингового агентства Standard&Poor`s [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/home
- Сайт Germany Trade and Invest, Агентство содействия внешнеэкономической деятельности и внутренним инвестициям в Германию [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.gtai.de
- Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency [Электронныйресурс]. — Режимдоступа:http://www.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing %20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB16-Full-Report.pdf
- Doing business 2016: economy profile for Germany 2016 [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/germany
- UNCTAD World Investment Report 2015: recent developments in international investment agreements (2013–2014)/UNCTAD// IIA MONITOR № 2 – Geneva, 2015. — P. 15.