Терроризм во всех его формах является одним из наиболее опасных преступлений. Принимая трансграничный формы он создает угрозу безопасности общества не только одного государства, но и всего мирового сообщества. Сейчас терроризм серьезно дестабилизирует нормальное развитие общественных, в том числе и международных отношений. Особо опасным является терроризм, связанный с ядерной угрозой и иными средствами массового поражения.
Однако до настоящего времени, ни в мировом сообществе, ни в национальной правовой системе нет общепризнанного определения терроризма, хотя и выделены основные его признаки.
К таким признакам в научной литературе, прежде всего, относят: противозаконное насилие, как правило, с применением оружия, стремление запугать широкие слои населения, невинные жертвы, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент. В части, касающейся политической направленности, то это не является определяющей чертой международного терроризма, совершаемого и по иным мотивам [1].
Отсутствие общепризнанного определения терроризма не позволяет в полной мере осуществлять международное сотрудничество по его противодействию. В виду этого на настоящий момент международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом носит сегментарный характер и концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.
В современном мире терроризм является широко распространенным феноменом социально-политических отношений во всех регионах мира. Он приобрел новые характерные признаки, такие как: социальная устойчивость, трансграничность.
Международные террористические акты, совершаемые с применением насилия и большим количеством жертв, перестали быть экстраординарным явлением и прочно укоренились в практике общественно-политического развития.
Следует отметить, что рост количества международных преступлений террористического характера свидетельствуют о неэффективности существующих инструментов борьбы с ними.
При этом нельзя сказать, что это явление достаточно ново, поскольку международные террористические акты существовали во все времена. К ним относили иностранную агрессию, методы государственных переворотов, общеуголовные преступления (убийство, разбой и др.). Четкого разграничения между актом международного терроризма и внутренним терроризмом, агрессией, партизанской войной, диверсией и другими преступными явлениями до настоящего времени не существует.
Следует также отметить, что на настоящий момент нет государства, которое было бы ограждено от возможности совершения на его территории акта международного терроризма, поэтому эта проблема является одинаково актуальной для всего мира, как для стран Запада, так и для стран Востока.
«Основная проблема заключается в том, что количественное и качественное увеличение террористических актов явно опережает темпы роста эффективности борьбы с ними» [2]. «Научные исследования, обучение и координация деятельности правоохранительных органов, апробирование технических и оперативно-тактических методов борьбы с международным терроризмом, принятие международных, региональных и двусторонних соглашений по противодействию международному терроризму, совершенствование национального законодательства в сфере борьбы с международным терроризмом, — все это происходит с опозданием, по принципу «сначала проблема — потом устранение ее последствий» [4].
Активные меры в борьбе с международным терроризмом начинают действовать только после крупных международных террористических актов. Такой механизм, естественно, не может быть эффективным.
Проанализировав современные международные механизмы противодействия международному терроризму, следует отметить, что, во-первых, необходимо внедрить должность специального наблюдателя, который бы информировал Комиссию по правам человека о совместимости антитеррористических мер с международными стандартами в области прав человека. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, при нормальном развитии общественных отношений сохранялись требования и стандарты по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, а, с другой стороны, при возникновении критической ситуации приводились в действие механизмы по борьбе с терроризмом, которые, безусловно, не могут быть и без общих ограничительных мер для прав и свобод обычных граждан. Поскольку экстраординарная ситуация, которой является международный терроризм, требует применения экстраординарных мер, а они связаны с ущемлением гражданских прав.
«С сожалением приходится констатировать, что, как отмечают международные эксперты в области прав человека, включая экспертов, работающих в системе Организации Объединенных Наций, многие меры, принимаемые сейчас государствами в целях борьбы с терроризмом, ущемляют права человека и основные свободы. Правовые нормы, касающиеся прав человека, вполне допускают принятие решительных мер в борьбе с терроризмом, даже в самых исключительных обстоятельствах. Однако ущемление прав человека не может отвечать интересам борьбы с терроризмом» [2, 3, 4, 5]. Обеспечение полной реализации прав и свобод в условиях совершения международных террористических актов без введения ограничений несовместима с успешной стратегией борьбы с терроризмом.
Во-вторых, нами поддерживается идея создать «Международный научно-исследовательский центр по противодействию терроризму при Совете Безопасности ООН. Основные преимущества деятельности этого центра должны заключаться в следующем:
– высокая квалифицированность сотрудников Центра путем отбора комиссией ООН из ученых и практиков разных стран мира по анализу их достижений и научно-исследовательского потенциала;
– наличие в Центре международной базы данных, охватывающей все научно-исследовательские институты, занимающиеся вопросами терроризма и смежных явлений (экстремизм, наркобизнес, организованная преступность и др.);
– обязательное участие сотрудников Центра в практических ситуациях, имеющих значение для борьбы с терроризмом;
– в Центре должны быть предусмотрены отделения по всем научным отраслям, имеющим значение для борьбы с терроризмом (международное право, международные отношения, военное дело, генная инженерия, психология, физика, химия, биология, медицина и др.)» [4, 5].
В-третьих, несмотря на заключенные между отдельными государствами на международном и региональном уровнях соглашения, договоры, конвенции и прочие межгосударственные акты, сотрудничество стран в вопросах борьбы с терроризмом находится еще не на должном уровне. По нашему мнению, основными причинами этого являются:
– отсутствие четких механизмов практической реализации имеющихся соглашений у договаривающихся сторон;
– различный подход государств к оценке тех или иных действий, которые одними признаются как террористические, а другими — как стремление к национальной независимости, борьба за демократические свободы;
– стремление государств в первую очередь защитить свои интересы и в этой связи преобладание национальных интересов над межнациональными;
– боязнь вызвать отрицательный резонанс в мировом сообществе, имеющими место провалами в проводимой внутренней политике;
– объективная невозможность со стороны государства, вследствие общего состояния развития экономики, реализовать согласованные нормы на практике;
– скрытое бойкотирование чиновниками принимаемых решений.
В связи с этим, решение данных проблем требует пересмотра и дальнейшего усовершенствования правового обеспечения развития антитеррористического сотрудничества государств в рамках международных и региональных организаций стран в следующих направлениях:
– создание эффективного механизма контроля реализации принятых органами организации решений в сфере борьбы с терроризмом;
– выработку эффективно действующей системы финансирования и всестороннего обеспечения мероприятий, проводимых организацией по укреплению национальной и коллективной безопасности, борьбы с терроризмом;
– формирование механизма имплементации норм международно-правовых актов организации в национальное законодательство ее государств;
– определение санкций к государствам, не выполняющим обязательства, вытекающие из ратифицированных международно-правовых актов организации стран.
Литература:
- Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 2001. – С. 114; Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. - М.: Юрлитинформ, 2002. – С. 18.
- Хлестов О.Н. Глобализация и борьба с международным терроризмом //Юрист-международник. - 2003. - №2. – С.21;
- Колодкин А.Л., Кропачев Н.Ж., Иваненко В.С. Мир, безопасность и международное право: взгляд в будущее //Материалы научно-практической конференции / Российский ежегодник международного права. - СПб., 2002. – С.16. 48;
- Терроризм: борьба и проблемы противодействия. Уч.пос. для студентов юрид.вузов /Под ред.проф. В.Я. Кикотя, проф. Н.Д. Эриашвили. – М.: ИНФРА, 2004. – С.153;
- Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций от 08.09.2006 [Электронный ресурс] //https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/un-global-counter-terrorism-strategy