Формально-стилистический метод в искусствознании. Анализ произведений по книге Г. Вёльфлина «Основные понятия истории искусства» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 6843 раза

Библиографическое описание:

Полевщикова, М. А. Формально-стилистический метод в искусствознании. Анализ произведений по книге Г. Вёльфлина «Основные понятия истории искусства» / М. А. Полевщикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 810-813. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36537/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье сделана попытка проанализировать произведения русской портретной живописи, используя параметры анализа формы, сформулированные Г. Вёльфлиным в его книге «Основные понятия истории искусства».

Ключевые слова: русское искусство, формально-стилистический метод, искусствоведение, портретная живопись

В процессе изучения художественного произведения искусствовед использует определенные подходы и методы анализа. Среди них можно выделить формально-стилистический метод, ориентированный на описание и аналитику художественной формы. Причем, следует говорить о внутренней организации произведения, а также о его внешнем виде, где выделяем следующие аспекты: понятие «формы» как структурный принцип, правило-канон, тип и вид изображения.

Изучению формально — стилистического метода посвящено множество научных трудов. Так, например, в Г. Вёльфлин обратился к этой проблеме в своей книге «Основные понятия истории искусства».

В данной статье более подробно рассмотрим формально-стилистический метод на примере сравнения произведений русской портретной живописи, используя параметры анализа, выделенные Г. Вёльфлином. Из множества шедевров портретной живописи были выбраны работы двух ярких представителей отечественной школы, а именно произведение М. В. Нестерова «Портрет дочери художника О. М. Нестеровой («Амазонка»)» 1906 года (Рис. 1) и картина К. А. Коровина «Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович» 1880 года (Рис. 2). Обе работы из собрания Русского музея, составляют неотъемлемую часть постоянной экспозиции. (Приложение 1)

Искусствовед Г. Вёльфлин сформулировал следующие параметры для изучения формы художественного произведения: «линейность и живописность; плоскость и глубина; замкнутая и открытая форма; множественность и единство; ясность и неяность». [1]

  1. Линейность и живописность.

Относительно картины М. В. Нестерова «Портрет дочери художника О. М. Нестеровой («Амазонка») можно говорить о более линейном характере изображения. Художник представляет фигуру девушки с ярко читаемым контуром, глаз зрителя хорошо ощущает и читает границы и формы. Эффект линейности добирается не только благодаря точному рисунку, но и за счет живописных качеств произведения. Явно видно, что в этой картине художник использовал широко распространенный графический прием, а именно изображение темного на светлом, светлого на темном. Благодаря этому силуэт фигуры девушки воспринимается как он есть, чувствуются пластические определённости, представляется равномерно твердо и ясно. Кроме этого в изображенной фигуре можно увидеть черты античной скульптуры, для характерна линейная и пластическая красота. Окружающий пейзаж имеет ярко выраженную конструкцию и ясную структуру. Помимо этого, в данном произведении мазок работает на укрепление границы силуэта, что прекрасно видно при изучении холста в пространстве музея. Что касается цвета, то при первом рассмотрении визуально выделяем большие цветовые массы, внутри которых, уже при более детальном рассмотрении, видны сложное колористическое решение произведения.

В контексте данного критерия для сравнения картина К. А. Коровина «Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович» является более живописной. При рассмотрении изображенной девушки достаточно трудно уловить силуэт ее фигуры, потому как он лишен четких границ и форм. Здесь использован способ «мягких» касаний, близких по тону, за счет предметы на холсте соединяются с фоном, где-то даже почти сливаются с ним. Платье изображено своеобразно не совершенно точно (отчетливо линейно), зрителю стоит приложить усилие, чтобы представить его полную предметную конфигурацию. Форма моделируется за счет широких мазков, за счет этого как раз и разрушаются прежние линии форм. Все вышеперечисленное обусловлено своеобразной творческой манерой художника. Он писал картину в духе импрессионистической живописи, основной чертой которой является цвет, блуждающий по всему полотну, дополняющий друг друга и разрушающий четкие и резкие границы между субъектами произведения.

  1. Плоскость и глубина

При обращении к произведению художника Нестерова можно смело говорить о пространственной глубине в картине, несмотря на то что фигура девушки выступает на переднем плане достаточно плоским декоративным пятном. Ощущение пространства этому произведению придает изображение окружающей природы. А именно за счет изображения линии горизонта, приподнятой выше середины холста, раскрывая плоскость поверхности земли. Также гладь воды словно зеркало отражает небо, тем самым зрительно увеличивая пространства, позволяя зрителю додумать и представить его характер. Колористическое решение холста задает умиротворенное состояние любования и созерцания природой, а явная задумчивость и внешнее спокойствие на лице молодой женщины придают этому произведению глубину и со стороны содержания.

Ведя разговор о портрете, написанном Коровиным, уместно заметить, что в нем также присутствует пространство и глубина, но совершенно иначе организованные. Фигура отодвинута на средний план, что вынуждает зрителя совершить небольшой путь, чтобы лицезреть красоту девушки. За окном изображен пейзаж, глубина которого не совсем ясна. Освещение фигуры (свет солнца из окна) усиливает ощущение пространства. Со стороны содержания картину достаточно трудно назвать глубокой и проникновенной. Здесь создается впечатление легкости, быстротечности момента и любование красотой героини и всего мира в целом.

  1. Замкнутая и открытая форма (тектоничность и атектоничность)

Пейзаж в картине Нестерова безграничен и зритель может его мысленно продолжать. Из этого можно сделать вывод, что картина имеет открытую форму. Но если обратиться к смысловой составляющей произведения, то понимаем, что она несет ментальный посыл достаточно закрытого характера. В этом произведении минимальным количеством тектонических средств художник превращает картину в явление, ограниченное в самом себе. То как изображено состояние человека и состояние окружающего мира демонстрирует эту закрытость. Герои этого произведения сконцентрированы на самом себе, дополняя настроения друг друга и создавая общее впечатление. Геометрическая планомерность и перспектива пейзажа, создает впечатление закономерной связности.

Что касается произведения Коровина, то почти все пространство ограничено пространством комнаты, но оконный проем создает ощущение открытой формы. Свет, проникающий в помещение, добавляет ощущение безграничности. Здесь у художника не стояло задачи создать ощущение замкнутой формы, а скорее наоборот как можно больше открыть ее для зрителя. В этом произведении ощущается больше свободы в изображении, дыхание, сообщающее всей картине движение.

  1. Множественность и единство (цельность)

Произведение Нестерова «Портрет дочери художника О. М. Нестеровой («Амазонка»)» создает ощущение цельного и единого изображения. Такого эффекта художник добился благодаря ясной композиционной структуре, ярко выраженного центра композиции (фигура), также все детали и окружающая среда работают на укрепление художественного образа. Несмотря на то, что пейзаж обладает самостоятельностью, он дополняет настроение героини и соответствует ему. По общему душевному состоянию девушка и природа создают единое целое.

В произведении Коровина ярко представлен композиционный и смысловой центр, почеркнутый светом и цветом. Фактурные мазки художника придают картине движение, которое едино для всего полотна. Детали композиции не отвлекают на себя внимания, а дополняют и делают образ героини характернее. Можно говорить о едином настроении и состоянии в картине.

  1. Ясность и неясность

Лаконичность цвета, четкость форм и силуэтов делает произведение Нестерова ясным. Картина имеет явную композиционную структуру, сразу же ощущаемую при первом же рассмотрении. Все элементы изображения, на которые обращает внимание глаз зрителя, а именно обращенное в себя выражение на лице девушки, скульптурное положение фигуры, слегка застывшие руки, умиротворенное состояние окружающей природы, погружают смотрящего в состояние душевного покоя. Но в тоже время со смысловой стороны не совсем ясны нам именно мысли и переживания героини. Таким образом, внешняя ясность формы и уловимая неясность смысла картины прекрасно сочетается в этом портрете.

Импрессионистическая живописная манера Коровина придает его картине своеобразную неясность форм. Но в тоже время на холсте преобладает ясность больших масс и отношений, подчеркнутая освещением и характером мазка, расположением цветовых и тоновых отношений. Кроме этого изображенный солнечный свет объединяет фигуру девушки с другими элементами картины, добавляя неясности, но тем самым подчеркивает самое важное, а именно лицо героини. С помощью общей внешней неясности выразительных качеств, художник добивается ясности самого главного для него в этом произведении (красоте, свежести и легкости молодой девушки).

Сравнив художественные произведения представителей русской школы живописи, творчество которых совершенно отличается, обнаруживаем, что безусловно каждый портрет имеет живописные и графические достоинства разного характера. Кроме этого становится понятно, что обе работы помимо внешних качеств формы, представляют собой цельные истории со своей уникальной смысловой нагрузкой, хотя на первый взгляд рассмотрены два прекрасных портрета молодых девушек.

Таким образом, приходим к выводу, что, несмотря на разную манеру и характер изображения, данные портреты можно сравнить, используя параметры анализа по Г. Вельфлину. С их помощью зритель получает более ясное представление о форме и о смысле произведения. Данный критерии формально-стилистического анализа можно использовать не только относительно живописи, но применять при изучении шедевров других видов искусства, таких как графика, скульптура, декоративного искусства, и по большому счету, когда речь идет об архитектуре.

Приложение 1

Картинки по запросу нестеров портрет дочери

Рис. 1. М. В. Нестеров «Портрет дочери художника О. М. Нестеровой («Амазонка»)» 1906 г. ГРМ

Картинки по запросу коровин любатович

Рис. 2. К. А. Коровина «Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович» 1880 г. ГРМ

Литература:

  1. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.
Основные термины (генерируются автоматически): картина, Коровино, открытая форма, Портрет дочери художника, Нестеров, Портрет артистки, произведение, фигура девушки, формально-стилистический метод, художник.


Ключевые слова

портретная живопись, русское искусство, формально-стилистический метод, искусствоведение

Похожие статьи

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Понятие эстетического вкуса в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассмотрено понятие эстетики в психолого-педагогической литературе. Отражены истоки происхождения понятия эстетики. Отображены точки зрения различных исследователей по вопросам эстетики и художественного восприятия.

Проблемы методологии изучения женского движения

Статья посвящена методологическим проблемам в изучении феминистических движений в США и России. Проведен сравнительный анализ методологических аспектов изучения женского движения в западной и отечественной литературе. Отмечены принципы теории модерни...

Проблема изучения гендера в зарубежной и отечественной лингвистике

В данной статье рассматривается понятие «гендер», особенности его использования в лингвистике, а также краткий обзор истории становления зарубежной и отечественной гендерной лингвистики.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры

В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Жанровая специфика текста научной монографии (на материале современных русскоязычных монографий по астрономии)

Статья посвящена изучению жанровой специфики текстов русскоязычных монографий по астрономии. Внимание уделяется как композиционной структуре текста монографии, так и синтаксическим особенностям и его лексическому наполнению.

Анализ и интерпретация произведения П. Н. Филонова «Формула весны» 1929 года

В статье сделана попытка описать основные положения «аналитического метода» художника П. Н. Филонова, проанализировать художественные качества и интерпретировать смысл его произведение «Формула весны» 1929 года.

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Стихотворная речь как художественная система

В статье автор выявляет основные аспекты анализа стихотворного текста с помощью систематизации Б. И. Ярхо и М. Л. Гаспарова.

Похожие статьи

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Понятие эстетического вкуса в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассмотрено понятие эстетики в психолого-педагогической литературе. Отражены истоки происхождения понятия эстетики. Отображены точки зрения различных исследователей по вопросам эстетики и художественного восприятия.

Проблемы методологии изучения женского движения

Статья посвящена методологическим проблемам в изучении феминистических движений в США и России. Проведен сравнительный анализ методологических аспектов изучения женского движения в западной и отечественной литературе. Отмечены принципы теории модерни...

Проблема изучения гендера в зарубежной и отечественной лингвистике

В данной статье рассматривается понятие «гендер», особенности его использования в лингвистике, а также краткий обзор истории становления зарубежной и отечественной гендерной лингвистики.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры

В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Жанровая специфика текста научной монографии (на материале современных русскоязычных монографий по астрономии)

Статья посвящена изучению жанровой специфики текстов русскоязычных монографий по астрономии. Внимание уделяется как композиционной структуре текста монографии, так и синтаксическим особенностям и его лексическому наполнению.

Анализ и интерпретация произведения П. Н. Филонова «Формула весны» 1929 года

В статье сделана попытка описать основные положения «аналитического метода» художника П. Н. Филонова, проанализировать художественные качества и интерпретировать смысл его произведение «Формула весны» 1929 года.

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Стихотворная речь как художественная система

В статье автор выявляет основные аспекты анализа стихотворного текста с помощью систематизации Б. И. Ярхо и М. Л. Гаспарова.

Задать вопрос