6 октября 2016 года в выставочном зале музея «Город» состоялось открытие персональной выставки доктора искусствоведения, профессора, члена Союза Художников России, заслуженного работника культуры Российской Федерации, члена общества Русско-немецких художников города Нюрнберга, заведующего кафедрой изобразительных искусств Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, живописца Сергея Анатольевича Прохорова. С. А. Прохоров родился 5 июля 1956 года в селе Хабары Алтайского края, закончил Новоалтайское художественное училище, художественный институт в Красноярске. Первая выставка, в которой участвовал С. А. Прохоров, прошла в Красноярске в 1980 г. под названием «Художник-Городу» [1].
Выставка «Живопись.60» посвящена юбилею автора, а также 40-летию его творческой деятельности и 15-летию педагогической работы. На выставке представлено 111 работ, многие из которых были написаны не только в России, но и за границей. Работы из Германии, Италии и Франции органично вписываются в экспозицию и помогают посетителям расширить свое мировосприятие, окунуться в атмосферу живописных пейзажей Италии, Германии и Франции. На выставке представлены произведения из частных коллекций: С.К. и Л. Н. Завьяловых, В.Н. и В. Ю. Кузнецовых, В.А. и И. П. Кондрашиных, А.А. и О. Э. Кубасовых, Т. П. Бородулина, О. Г. Зыкова. На выставке можно познакомиться с разными жанрами живописи: портретом, натюрмортом и с главным жанром, который можно отметить, как излюбленный жанр художника, пейзажем. Пейзаж — жанр и конкретное произведение изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, какой-либо местности, ландшафта [2]. Преимущественное развитие пейзажного жанра — характерная особенность Алтайского края. Алтай представляет собой уникальный территориальный культурно-природный комплекс, территория которого расположена в пределах степной, лесостепной, отчасти таежной природных зон на Западно-Сибирской равнине и в горах Южной Сибири. Этим в значительной мере определяется специфика тематической типологии алтайского пейзажа, внутри которой четко выделяются два основных тематических блока: пейзаж Горного Алтая и пейзаж равнинного Алтая [3]. При анализе произведений художника на выставке «Живопись.60», можно отметить, что автор тяготеет к изображению пейзажа равнинного Алтая, таковы работы «Лето», «Вечер на озере», «Березовый мотив», «Летняя рапсодия», «Туманный вечер», «Тихая заводь» и многие другие.
Каждый алтайский художник обладает яркой индивидуальностью, использует свой творческий метод, отличается своим особым взглядом на мир, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве произведений пейзажной живописи проступают общие черты. Творческий или художественный метод (от греч. Methodos — путь исследования, способ изложения) — это исторический сложившаяся совокупность принципов художественно — образного мышления в искусстве, обусловленная уровнем и характером развития общества, его философских, религиозных, социальных, научных, эстетических взглядом и идеалов. Художественный метод является итогом длительного закономерного развития искусства, отражающий его объективный законы, а также мировоззрение художника. Совокупность принципов любого художественного метода включает: а) принципы художественного отбора, б) способы художественного обобщения; в) принципы эстетической оценки мира с позицией определенного эстетического идеала; д) принципы воплощения действительности в образы искусства [2]. Исходя из того, что творческий метод — это итог закономерного развития искусства, можно обратиться к истории развития пейзажа на Алтае, которая представлена в трудах Т. М. Степанской и Л. И. Нехвядович. Благодаря анализу произведений пейзажной живописи Алтая второй половины XX века, Л. И. Нехвядович в статье «Факторы формирования стилистических особенностей пейзажной живописи Алтая второй половины XX века» выделяет в структуре художественного образа два основополагающих принципа — реализм как метод познания и отражения жизни и красота как конечная цель изображения. Нельзя не отметить, что в работах С. А. Прохорова два этих принципа выступают на первый план. Также Л. И. Нехвядович отмечает «тяготение одних художников к цветовому лаконизму, а других к богатству насыщенного колорита» [3]. В произведениях С. А. Прохорова это определяет одну из важнейших характеристик произведений автора — цвет — мощное выразительное средство. Именно цвет играет одну из главных ролей в работах художника: желтый, красный, оранжевый — все цвета яркие, теплые насыщенные, даже в зимний пейзаж автор вносит ощущение теплоты, как, например, в произведениях «Зимний вечер», «Лыжня». Экспрессивную энергию цвета можно проследить практически в каждой его картине, в каждом его произведении можно заметить след солнца: закаты, восходы, игра солнечных лучей, бликов — любимые мотивы автора. Художника привлекает такое время года, как осень, весна, потому что в нем много желтого цвета, даже лето он «золотит», например, в картине «Позолоченное лето». Художник выражает свое отношение к природе и к окружающему миру через желтый цвет, цвет, что символизирует тепло, просветление, возрождение природы. По теории Гете желтый цвет связан с наивысшей чистотой, с природным началом и выражает самые положительные эмоции. Так же желтый цвет тесно связан с золотым, поэтому считается архетипом совершенства, вечности. Пейзажи художника составляют особое направление в живописи Алтая, обращенное к классическим традициям западно-европейской и отечественной живописи [4, с. 147].
Творчество С. А. Прохорова востребовано не только в России, но и в зарубежных странах: его произведения украшают частные собрания и галереи Германии, США, Канады, Ирландии, Швеции. Таким образом, творческий метод С. А. Прохорова связан с историей развития искусства Алтая и обладает своеобразием и отличием. Каждое произведение исключительно и носит уникальный отпечаток мастера.
Литература:
- Художники Алтая, XX век / Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. орг. ВТОО «Союз художников России», Гос. художест. музей Алт. края. — Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комбинат», — 2001. — С. 295.
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. — М. Эллис Лак, — 1997. — с. 736.
- Нехвядович Л. И. Факторы формирования стилистических особенностей пейзажной живописи Алтая второй половины XX века // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 1. — С. 26–27.
- Степанская Т. М., Черняева И. В. Особенности региональной художественной жизни в России на рубеже ХХ — XXI столетий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 146–149.