В статье рассматриваются проблемы развития творческой активности и индивидуального обучения одаренных учащихся в общеобразовательных школах.Самостоятельная работа одаренных детей в общеобразрвательных школах с кыргызским языком обучения (на уроках кыргызской литературы) является оптимальным условием развития учащихся в кыргызской школе.
В ходе работы сформированы навыки самостоятельной работы одаренных учащихся, навыки работы над художественным текстом, у них развиты навыки творческой активности и деятельности. Полученные результаты показали, что индивидуальное обучение способствует развитию творческой активности в поиске решения проблем, развивая у одаренных учащихся активную творческую деятельность.
Ключевые слова: одаренные дети, кыргызская школа, индивидуальное обучение, самостоятельная работа, художественныйтекст, индивидуальное обучение одаренных учащихся, творческая активность, специфика формирование личности одаренных детей
The article deals with the problems of active creativity and individual teaching of gifted children at comprehensive schools. Individual work of gifted children at comprehensive Kyrgyz schools (at the lessons of Kyrgyz Literature) is the optimal condition of students’ development at Kyrgyz schools.
There were formed some individual skills of gifted children during the process, skills of gifted children’s individual working with fiction texts, with the creative activity skills. The results showed that the individual education of gifted children contribute to the development of creative activity, in solving problems developing active creative works of gifted children.
Keywords: talented children, Kyrgyz school, individual training, free work, fiction text, individual training for gifted children, school performance, creative activity, the specificity of the gifted children personality formation.
Целью нашей работы с одаренными учащимся было развитие творческой личности, готовой к творческой активности, самостоятельности и ответственности в выполнении учебной деятельности в условиях отсутствия специальных школ и центров обучения одаренных детей в городов югаКыргызстана.
Коренные социально-экономические преобразования во всех сферах жизни: в политике, экономике, финансовой системе и других, на первый план выдвинули проблему реформирования системы образования Кыргызстана на компетентностной основе [1.10].
Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Так как сегодня в условиях рыночных отношений обществу нужны специалисты с высоким уровнем профессионализма, обладающие высокой мотивацией своей деятельности, умеющие принимать нестандартные решения в сложнейших жизненных и производственных ситуациях [1.32].
В настоящий момент недостатком сложившейся образовательной системы является человек с недостаточно развитым творческим мышлением, который в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений, в нестандартных ситуациях, не способный улавливать связи между непривычными понятиями и явлениями. Поэтому проблема формирования творчески активной личности сегодня особо актуальна и одной из задач школы является подготовка творчески мыслящих личностей.
Сегодня воспитание творческой личности — задача всей системы образования от дошкольного до высшего. И роль системы общего образования здесь весьма ответственна, поскольку именно в школьные годы обучения имеется возможность заинтересовать и развивать интерес к творчеству школьников, зародить творческий подход к решению проблем, недопустить упущения в формировании креативности и способности школьников.
Творчество, творческая активность, творческий подход к делу — одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляется ее индивидуальное, особенное [2.393]. Поэтому во все времена, во всех народах ценились люди, умеющие творчески, нестандартно подходить к любому делу.
Творческая активность личности имеет четко выраженную социальную обусловленность, и ее следует рассматривать как социальную ценность, как показатель уровня развития общества. Ее уровни и формы могут быть различными, а, следовательно, может оказаться различной и объективная ценность профессиональной активности.
Как известно, на формирование особенности психической деятельности и личности ребенка сильно влияют следующие факторы: наследственность, социальная среда и обучение, воспитание. В отличие от других факторов социальная среда влияют на развитие ребенка двояко. Если одни социальные факторы положительно влияют на развитие врожденных особенностей, то другие социальные факторы негативно влияет на развитие врожденных особенностей ребенка. Создание в социокультурной среде гармоничных психолого-педагогических условий обучения и воспитания позволяет обеспечить максимальную продуктивность этих процессов в проявлении потенциальной (скрытой) одаренности и достижении учащимися стабильных высоких результатов в различных видах деятельности.
Российские ученые Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Ю. Д. Бабаева, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин и др. рассматривая одаренность как интегральное суммарное личностное свойство, особо обращают внимание на ее динамическую характеристику (т. е. развивающуюся в деятельности) и влияние личностных качеств на уровень проявления одаренности. По мнению этих авторов именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Сущность понятий «детская одаренность» или «дети с признаками одаренности» не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый ребенок имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал, который можно и необходимо развить в процессе грамотной педагогической работы [3].
Работы многих исследователей Дж.Рензулли, А.Танненбаум, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, Дж.Фельдхусен, К.Хеллер, М. А. Холодная, В. С. Юркевич, Е. Л. Яковлева и др.посвящены вопросам диагностики, развития и обучения одаренных детей. В исследованиях выделяется отличительная черта одаренности ребенка — особенности мышления, заметная креативность, высокий уровень социальной адаптации и др. и обращается внимание на роль и значение внешних факторов для развития одаренности, таких как воспитание, технологии обучения, окружающая среда и пр. [4].
Отмечается, что высокие результаты деятельности, подтверждающие наличие признаков одаренности, во многом зависят от степени сформированности личностных качеств учащихся, таких как целеустремленность и настойчивость в достижении цели, мотивация, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, но и правильная (т. е., адекватный уровень) самооценка и yстановка, наличиекоторых способствует адаптации одаренных детей в социуме, помогает противостоять негативным влияниям окружающей среды.
В формировании творческого мышления у учащихся особую роль играет творческая организация уроков. Мы провели исследовательскую работу по развитию творческой активности у одаренных обучающихся 8–9 классов, отобранных по показателям успеваемости и по особенности интеллекта (с вербально-лингивистическим интеллектом по Х.Гарднеру), кыргызской школы в условиях отсутствия профильного обучения, специальных школ и центров для обучения одаренных детей на юге Кыргызстана.
Для развития творческой активности и деятельности одаренных учащихся мы организовали самостоятельную работу над художественным текстом,целью которой было, с одной стороны, научить их работать с художственной литературой, основным приемам самообучения, организации умственного труда и рациональному использованию времени и с другой стороны развитие творческой активности, творческой деятельности у одаренных учащихся.
Организация самостоятельной работы одаренных учащихся с учебником по литературе является значимой как для обучения непосредственно учебному предмету «литература», так и для дальнейшего развития самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся, развития их творческой деятельности, а также самостоятельности как свойства их личности. Организация самостоятельной работы одаренных детей нами рассматривались как личностно-ориентированный подход организации учебного процесса с учетом индивидуального развития личности.
По нашему мнению, при самостоятельной работе с учебником школьники должны уметь оперировать следующими приемами: различными способами чтения и пересказа, написание рассказа, изменив сюжет произведения, написание рисунков по произведению, составление графических изображений.
При изучении художественных произведений происходит в первую очередь эстетическое и эмоциональное развитие учащихся, в связи с этим ведущими являются такие приемы, как выразительное чтение и медленное чтение, которые развивают образное и синтетическое мышление школьников. Раскрытие эстетического отношения к действительности происходит через выявление творческого характера слова, которое вызывает эмоциональную отзывчивость, что объясняет особое внимание к языку.
Прививая умения прочесть, понять и воспринять художественный текст одаренными учащимися мы уделяли внимание обучению их общеучебной культуре работы с книгой. При чтении художественного текста от одаренных учащихся требовалось следовать за чужой мыслью, выявлять главное и второстепенное, общее и частное, вычленять неизвестные до того сведения, структурировать и переструктурировать полученные знания. Главными задачами при самостоятельном чтении художественного текста мы считаем понимание, усвоение и выработку своего отношения к содержанию и развитие творческой активности. Также ставили учебную задачу — усвоить конкретный объем художественного произведения, выполнить предусмотренные задания: написать свое мнение о героях, о произведении, написать стихи, делать рисунки по произведению, составлять рассказ по сюжету произведения и др.
В организации самостоятельной работы одаренных учащихся с художественным текстом задачей было — чтение и самостоятельный анализ художественных текстов, усвоение теоретико-литературных понятий и терминов, развития творческого, заинтересованного, сознательного подхода к изучению художественного произведения. Также дано задание одаренным детям составить критические записи, написать рассказ, изменив сюжет произведения, нарисовать рисунки по произведению, составить графические изображения, подготовка эссе и других творческих письменных работ, подготовка и проведение презентаций по творчеству того или иного писателя.
Одаренным учащимся дали задание прочитать произведение Ч.Айтматова «Зной», «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий по краю моря» и требовали написать свои мысли о произведении, сравнить его с мнениями других авторов и др. Понимание материалов художественного текста достигается реализацией нескольких условий. Во-первых, подготовкой учащихся, которая предполагает знакомство с художественными произведениями и наличие у школьников определенных представлений. Во-вторых, понимание содержания художественного произведения. В третьих, умение вникать в текст, сосредотачивать свое внимание. Если у ученика не развита внимательность, то он упускает из виду основные идеи и положения, теряет нить изложения, плохо усваивает содержание текста, который представляется ему трудным и неинтересным.
Организация самостоятельной работы одаренных учащихся способствовала разнообразию их учебной деятельности, делая их более интересными и творческими, сформировала определённые навыки работы с художественным текстом, и развивала креативность, вариативность мышления. Практический опыт показал, что интересные формы проведения урока располагают к определенному эмоциональному настрою учащихся, что значительно облегчает дальнейшую работу над предметом. Разучивая, воспроизводя, моделируя и инсценируя реальные жизненные ситуации, стихи, песни, сказки ученики приобщаются к творческой деятельности.
Наш практический опыт показывает, что самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению учебного материала и пониманию изучаемых художественных текстов, а также замысла автора. В результате одаренные учащиеся внимательно изучает тексты, у их вырабатывается собственная точка зрения на изучаемые материалы.
Исследования показали, что самостоятельная работа весьма позитивно влияет на одаренных детей. Работа с художественными текстами в первую очередь приводит к развитию аналитических способностей учащихся. Также они стремятся выразить себя, показать свои таланты, добиваются успеха в учёбе. В результате творческих поисков многие из учащихся определяются со своими интересами, идут к намеченной цели. Они осознают собственный рост в обучении, психологическом развитии.
В результате самостоятельной работы над художественными произведениями учащиеся, занимающеяся творческой деятельностью, становятся более открытыми для общения и обучения, учатся умело организовывать свою деятельность, даже не прибегая к помощи учителей.
Исследования показали, что самостоятельная работа одаренных детей в общеобразрвательных школах с кыргызским языком обучения (на уроках кыргызской литературы) является оптимальным условием развития учащихся в кыргызской школы.
Выводы
Анализ данных научных исследований, посвященных проблеме обучения и воспитания одаренных детей, а также личного практического опыта работы с одаренными детьми в школе позволяет определить основные подходы к структуре учебного процесса, разработке содержания индивидуальных учебных программ, приоритетным методам обучения.
Практический опыт работы с одаренными учащимися показал, что в их обучении ведущее место принадлежит методам творческого характера (поисковым, исследовательским и др.). Самостоятельная работа является одним из форм работы с одаренными учащимися, которая способствует развитию творческой активности.
Переход учащихся на уровень творческой активности способствует развитию личности, его саморегуляции и самоорганизации и его прежние уровни активности обагощаются новым опытом.
Особенности обучения одаренных учащихсяв условиях общеобразовательных школ связаны с организацией индивидуального обучения в форме самостоятельной работы и являются одним из педагогических условии, необходимых для самореализации способностей одаренных детей в общеобразовательной школе.
Особенности интеллекта учащихся способствуют раскрытию задатков детей и развитию их способностей в процессе обучения, влияет на специфику формирование его личности.
Развитая творческая активность одаренных учащихся в самостоятельной работе над произведениями порождает потребность самостоятельно читать больше художественной литературы и развивает творческую активность.
Литература:
- Мамытов А. Модернизация системы образования Кыргызской Республики. –Б.: Изд. 2014. -296 с.
- Психология.Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. И доп. –М.: Политиздат. 1990. — 494 с
- Рабочая концепция одаренности / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1998.
- Рвнзулли Дж.С., Рис С. М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и твор чества / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.