В статье исследуются преступления коррупционного характера по Уголовному кодексу ФРГ, а также наказания, которые предусмотрены законодательством данной страны за совершение преступлений указанной направленности.
Ключевые слова: коррупция, Германия
Согласно Уголовному кодексу ФРГ [3] уголовно-наказуемыми деяниями коррупционной направленности являются:
1) Ограничивающие конкуренцию соглашения при предложении товаров, а именно предложение товаров или услуг, которое основывается на противоправной договоренности (§. 298).
2) Продажность (получение взятки или подкуп в предпринимательской сфере), то есть недобросовестное оказание служащим или уполномоченным лицом коммерческого предприятия предпочтения определенным товарам или услугам. Также наказывается лицо, которое из соображений недобросовестной обещает служащему или уполномоченному лицу предприятия какую-либо выгоду за приобретение определенного товара или услуги (§. 299). Квалифицированный состав данного деяния характеризуется совершением преступления членами банды, которые объединились для совершения подобных преступлений, или в случае, если деяние касается выгоды в крупном размере (§. 300).
3) Получение выгоды — требование должностным лицом или лицом, специально уполномоченным на выполнение публичной службы, выгоды для себя или третьих лиц за совершение действий, которые входят в круг его служебных обязанностей. Квалифицирующими признаками данного преступления является совершение преступления специальным субъектом — судьей или третейским судьей (§. 331).
4) Продажность (получение взятки). Суть данного преступления заключается требовании должностного лица или лица, специально уполномоченного на выполнение публичной службы, или в действиях, направленных на обсуждение условий принятия какой-либо выгоды для себя или в пользу третьих лиц за обещание совершения действий с использованием служебного положения или совершение действий, которые нарушают его служебные обязанности. Как видим, данный состав преступления отличается от предыдущего тем, что в случае получения выгоды лицо совершает действия, которые входят в его полномочия, в случае же получения взятки ответственность наступает за совершение действий, которые выходят за пределы полномочий должностного лица. Если попытаться провести аналогию с российским законодательством, то можно заключить, что данные преступления между собой соотносятся также, как злоупотребление полномочиями и превышением должностных полномочий в уголовном законодательстве РФ (§. 332).
Как отмечает Д. Хуго, «германское законодательство при установлении уголовной ответственности за получение и дачу взятки придает решающее значение тому, идет ли речь о выполнении за взятку вполне законных действий, входящих в обязанности данного должностного лица, или же о выполнении действий незаконных, т. е. идущих вразрез с должностными обязанностями того, кто получает взятки» [Цит. по: 5, с. 12].
Квалифицирующим признаком также является совершение преступления судьей или третейский судьей.
5) Предоставление выгоды — предложение, обещание или предоставление должностному лицу или иному публичному служащему выгоды для него или третьего лица за исполнение служебных обязанностей. Ответственность ужесточается в случае совершения указанных действий по отношению к судье за принятие им определенного решения по делу (ст. 333).
6) Подкуп (дача взятки) — обещание или предоставление должностному лицу, лицу, специально уполномоченному на выполнение публичной службы, или военнослужащему выгоды в качестве ответной услуги за совершение действия, нарушающего служебные обязанности лица. Квалифицирующие признаки: обещание или предоставление выгоды судье или третейскому судье (§. 334).
Сразу же отметим, что особо квалифицирующими признаками вышеназванных преступлений может быть также крупный размер выгоды либо случаи, когда лицо постоянно получает выгоду, которую он требовал в качестве ответной услуги за совершение действий при использовании служебного положения. Кроме того, особо квалифицирующим признаком выступает совершение указанных деяний членами банды, которые специально объединились для постоянного совершения подобных преступлений.
7) Неисполнение служебного действия. Бездействие должностного лица или судьи выделено в отдельную статью, чтобы подчеркнуть, что вышеназванные преступления могут быть совершены как путем действия, так и бездействия (§ 336)
8) Фальшивое официальное засвидетельствование (§. 348), то есть удостоверение должностным лицом ложных фактов, предполагающее тем самым внесение ложных сведений в публичные регистры, книги или данные. В данном случае может быть коррупционная составляющая, если имеет место быть какая-либо личная выгода для должностного лица.
9) Незаконное взимание непредусмотренных сборов, уменьшение платежа (§. 353)
П. Н. Кобец в качестве коррупционного преступления также предлагает рассматривать §. 108e, которая устанавливает ответственность за попытку покупки или продажи голоса для выборов или голосования в Европейском парламенте или народном представительстве ФРГ, Земель, общин или объединениях общин. Проще говоря, ответственность устанавливается за голосование депутатом не на основании его внутреннего убеждения, а исходя из корыстной заинтересованности — получение какой-либо выгоды [4, с. 45].
Субъектом покупки голоса может быть любое лицо, а вот субъектом продажи может быть только депутат, обладающий таким правом.
За совершение данного преступления наряду с лишением свободы на определенный срок предусмотрен специфический вид наказания — лишение права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, и права публично выбирать и голосовать.
Характеризуя немецкое уголовное законодательство, касающееся ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности, необходимо отметить, что оно, в первую очередь, базируется на положениях международных актов. Так, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [2] содержит норму, согласно которой «каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно: а)обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу или любому другому лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа Государства-участника какого-либо неправомерного преимущества для первоначального инициатора таких действий или любого другого лица; b)вымогательство или принятие публичным должностным лицом или любым другим лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или для другого лица, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа Государства-участника какого-либо неправомерного преимущества» (ст. 18). Как видим, формулировка, содержащаяся в УК ФРГ, и норма конвенции очень похожи.
Другой пример. В ст. 11 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию [1] сказано следующее: «Каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать в качестве уголовных правонарушений в соответствии с ее внутренним правом деяния, о которых говорится в статьях 2 и 3, когда это касается каких-либо лиц, занимающих судебные должности, или должностных лиц любого международного суда, юрисдикция которого признана этой Стороной». Данный признак содержится в качестве квалифицирующего почти во всех рассмотренных ранее составах преступления.
Что касается наказаний за совершение преступлений коррупционной направленности, то среди них можно назвать денежный и имущественный штраф, лишение права занимать публичные должности, лишение свободы на определенный срок.
В системе наказаний также имеется конфискация. Уголовное законодательство Германии знает два вида конфискации: конфискация денежной суммы взамен имущества и расширенная конфискация.
Первый вид конфискации назначается в случае невозможности конфисковать само имущества по различным причинам.
Расширенная конфискация назначается в случае, если имеются основания полагать, что предметы добыты преступным путем либо для совершения преступления. Конфискованное имущество переходит в собственность государства (§ 73 УК ФРГ). За совершение коррупционных преступлений предусматривается именно расширенная конфискация.
Таким образом, перечень коррупционных преступлений, содержащихся в УК ФРГ довольно широк и охватывает большинство коррупционных схем.
К числу уголовно-правовых наказаний за совершение коррупционных преступлений законодательством Германии отнесены денежный и имущественный штраф, лишение права занимать определенные публичные должности, лишение права выбирать или голосовать, или пользоваться результатами нечестного голосования, лишение свободы на определенный срок и расширенная конфискация.
Литература:
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901788603 (дата обращения: 09.10.2016).
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 09.10.2016).
- Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии от 15.05.1871 (ред. от 13.11.1998) // [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1242733 (дата обращения: 09.10.2016).
- Кобец, П. Н. Международный опыт предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате и возможности его использования в отечественной законодательной практике / П. Н. Кобец // Международное публичное и частное право. — 2008. — № 5. — С. 42–46.
- Столярова, О. И. Российский и зарубежный опыт борьбы с коррупцией / О. И. Столярова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2010. — № 2. — С. 8 -13.