В статье рассматриваются вопросы анализа результатов внеурочной деятельности в рамках работы кружка «Полезные растения» в школьном курсе биологии 9 класса.
Ключевые слова: санация воздушной среды, внеурочная деятельность, анкетирование
Санация воздушной среды — метод очистки воздуха в помещениях и доведение его до оптимального состояния, посредством различных средств.
Использование фитонцидных и газопоглотительный свойств растений позволяет снизить риск заболеваний верхних дыхательных путей, значительно очистить воздух помещений от токсических для человека химических примесей, и, помимо этого, создать благоприятную психоэмоциональную среду.
Этот метод мало изучается в школьном курсе биологии. Те немногочисленные растения, которые используются для озеленения класса, выбраны больше с эстетической целью, нежели с целью оздоровления воздушной среды помещения. Вследствие этого такой набор растений мы не можем использовать при изучении этой методики.
Кружок мы проводили в рамках изучения курса биологии 9 класса МБОУ Ушаковская СШ. Для выявления базовых знаний учащихся, на тему «Ассортимент комнатных растений и санация воздушной среды» мы провели первый срез знаний учащихся, в котором содержались вопросы, соответствующие нашей теме исследования. Затем были проведены 4 занятия в рамках кружка «Полезные растения» по следующим темам:
‒ Ознакомительное лекционное занятие «Растения-санаторы»
‒ Лабораторная работа № 1 «Влияние веществ, содержащихся в листе Диффенбахии на культуру простейших. Часть 1. Постановка эксперимента».
‒ Экскурсия «В гости к ботанику»
‒ Лабораторная работа № 2 «Влияние веществ, содержащихся в листе диффенбахии на культуру простейших. Часть 2. Анализ.
После проведенных занятий нами был проведен контрольный срез знаний учащихся, по специально разработанным нами вопросам и заданиям. Результаты анкетирования представлены в таблице 1. Для каждого вопроса контрольной работы был разработан эталон ответа, с которым сравнивали ответ ученика с применением методики поэлементного анализа знаний. По данной методике все ответы учащихся делятся на 4 группы: правильный полный (ПП), правильный неполный (ПНП), неправильный (НП), нет ответа (НО).
В качестве примера эталонного ответа приведен ответ на вопрос «Назовите известные вам 4 растения-санатора». Правильным полным ответом на данный вопрос является ответ ученика, содержащий 4 элемента знаний.
Таблица 1
Анализ результатов выполнения диагностирующей контрольной работы
Номер задания |
Варианты ответов |
||||
ПП (чел/%) |
ПНП (чел/%) |
НП (чел/%) |
НО (чел/%) |
||
1 |
1 срез 2 срез |
0 1/7,14 |
0 10/71,43 |
2/14,29 3/21,43 |
12/85,71 0 |
2 |
1 срез 2 срез |
0 12/85,71 |
0 1/7,14 |
11/78,57 1/7,14 |
3/21,4 0 |
3 |
1 срез 2 срез |
0 10/71,43 |
3/21,43 2/14,29 |
10/71,43 2/14,29 |
1/7,14 0 |
4 |
1 срез 2 срез |
0 3/21,43 |
6/42,86 7/50 |
7/50 3/21,43 |
1/7,14 1/7,14 |
5 |
1 срез 2 срез |
0 9/64,29 |
2/14,29 5/35,71 |
11/78,57 0 |
1/7,14 0 |
Как видно из данных таблицы: на вопрос № 5 было наибольшее количество правильных ответов, а на вопрос № 4 наименьшее количество верных ответов.
Более наглядно соотношение правильных и неправильных ответов представлено на рис 1 и 2.
Рис. 1. Соотношение правильных и неправильных ответов на вопросы первой срезовой работы (в %)
Рис. 2. Соотношение правильных и неправильных ответов на вопросы, диагностирующей срезовой работы(в %)
Исходя из выше представленных данных, можно сделать вывод о том, что уровень знаний и заинтересованности проблемой исследования учащихся значительно повысился после проведенных нами занятий.
Литература:
- Марина А. В. Книга школьного учителя биологии: учеб. пособие к курсу «Теория и методика обучения биологии» для студентов вузов, обучающихся по направлению 540100 (050100) Естественнонауч. образование / А. В. Марина. — ГОУ ВПО «Арзамас. гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара». — Арзамас, 2005.
- Мельникова С. Растения-санитары воздушной среды. / С. Мельникова.-// Биология, 2001. — № 7.- 42 с.
- Неер Я. В. Д. Все об очищающих воздух комнатных растениях. / Я.В. Д. Неер. — Санкт-Петербург: Кристалл, 2011.