В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В последние годы общественность всё чаще потрясают факты жестокого обращения подростков и молодёжи со своими сверстниками и взрослыми людьми (нередко — с педагогами). Поэтому проблема агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес, беспокоящий родителей, педагогов и психологов. В поведении подростков нередко можно заметить озлобленность, задиристость, драчливость, сквернословие, необоснованную жестокость во взаимоотношениях на улице, в школе, в общественных местах.
Цыренов В.Ц полагает, что основу агрессивного поведения подростков составляет социальная среда. «Агрессивное поведение подростков обусловлено представлениями о нравственности и спецификой социальных связей [3]. При этом, основные факторы, которые влияют на проявление агрессивности у подростка следующие:
– фактор биологических особенностей подростков;
– индивидуально-личностная характеристика;
– семейное и социальное окружение и их влияние.
По мнению психолога Е. И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей.
Среди психологов и педагогов, которые уделяли свое внимание изучению данного вопроса следует отметить: А. В. Дулова, М. И. Еникеева, С. Н. Ениколопова, М. М. Коченова, И. А. Кудрявцева и многие другие отечественные исследователи.
На данный момент различными авторами предложено множество определений агрессивности, но наиболее общее дает Е. В. Змановская, которая пишет, что агрессивность — это склонность конкретного человека проявлять внутреннюю побудительную тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий — индивидуальная особенность и её довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка её поведенческих проявлений [2].
Исходя из вышесказанного и опираясь на основные положения, касающиеся вопроса агрессивного поведения, его основных видов и свойств, развития их у подростков было решено исследовать у подростков особенности агрессивного поведения.
В данном исследовании принимали участие 30 учащихся 9-го класс в возрасте 13–14 лет, из них 15 мальчиков, 15 девочек. Исследование проводилось в ноябре 2015г. База исследования:средняя школа № 134, г. Красноярска.
В исследовании использовалась методика, предложенная в Практикуме по возрастной психологии, под редакцией Л. А. Головея и Е. Ф. Рыбалко [1] — методика исследования агрессивности “Опросник Басса — Дарки”.
Цель данной методики: изучение особенностей и видов агрессии. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечали «да» или «нет». Ответы оценивались по восьми шкалам, которые позволяют понять, какой вид агрессии доминирует (физическая, вербальная и косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, чувство вины или же подозрительность).
При качественном анализе было выявлено, что те или иные формы агрессивного поведения выявлены у большинства подростков (Рисунок 1).
Можно отметить: проявление физической агрессии — 30 % испытуемых (9 человек). Спорные ситуации подростки решают с помощью физической силы; лидер в коллективе, но одновременно склонны к садизму, присуща импульсивность и отсутствие самоконтроля.
Проявление вербальной агрессии на высоком уровне у 60 % испытуемых (18 человек). У детей наблюдается обидчивость и нередко депрессивные состояния. Чем больше родители в представлении подростков некритично удовлетворяют их потребности, тем больше у подростков проявляются выражения негативных чувств через форму крика, визга, угроз, упреков, оскорблений и т. д. Ребенок привыкает, что любое его желание — закон, и если кто-то сделал ему наперекор, не может сдержать свои негативные эмоции.
Рис. 1. Анализ результатов по методике А. Басса — А. Дарки
Проявление раздражительности на высоком уровне отмечено у — 20,1 % (6 человек) и чувство вины у 26,7 % (8 человек). Причиной подростковой раздражительности является смены в гормональной системе организма (проявляется вспышками гнева и нервозности, подросток по малейшему поводу проявляет резкость, вспыльчивость, грубость). Если раздражительность возникает закономерно вследствие полового созревания, то причинами проявления защитной агрессивности у ребенка могут быть основаны на отсутствии взаимопонимания в семье.
Проявление косвенной агрессии наблюдается у –3,4 % испытуемых (1 человек), используют направленные против других лиц слухи, сплетни, шутки, подрывающие их социальный авторитет, проявляют неупорядоченные бурные эмоциональные реакции.
Проявление обиды — 6,6 % испытуемых (2 человека). Подростки с высоким уровнем обиды склонны испытывать чувство зависти и ненависти к окружающим, обусловленные горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания. С помощью угроз подростки проявляют свои негативные чувства.
Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется на данной стадии подросткового возраста (в 12–13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. Поэтому в этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается высокий уровень физической агрессии. Агрессивные дети часто страдают какими-нибудь негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков.
Также методика позволяет определить общий уровень агрессивности и уровень враждебности, путем подсчета соответствующих индексов (Рисунок 2).
Рис. 2. Уровень агрессивности и враждебности подростковпо методике А. Баса — А. Дарки
Было выявлено, что индекс агрессивности 83,3 % детей (25 человек) данной выборки находится в пределах допустимой нормы от 0 до 21 баллов, а у 16,7 % подростков (5 человек) превышает средние показатели, характеризуется затрудняющим сотрудничеством, сознательной кооперацией, а также провоцирующей конфликтностью.
Индекс враждебности у 86,6 % подростков (26 человек) также в пределах допустимой нормы от 0 до 10 баллов, у 13,4 % подростков (4 человека) превышает средние показатели (верхние границы нормы 18 баллов), что характеризуется агрессией, при которой главной целью агрессора является желанием в причинение страданий и вреда жертве.Этот результат может быть обусловлен тем, что подростки подозрительны, не готовы воспринимать критику и чужое мнение, отличное от их, а также они имеют нестабильную самооценку, вследствие чего, они часто проявляют реакцию, которая развивает негативное отношение к людям и событиям.
Результаты исследования показывают необходимость разработки коррекционно-развивающей программы по коррекции агрессивного поведения подростков.
Литература:
- Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2008. — 688 с.
- Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.- М., 2004. — С. 40.
- Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского гос. ун-та. — 2010. — № 1. — С. 49–53.