Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 8208 раз

Библиографическое описание:

Голышева, И. А. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 659-662. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36572/ (дата обращения: 18.12.2024).



Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Голышева Ирина Александровна, студент;

Сбитнева Екатерина Сергеевна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младший школьник, театр, театрализованная деятельность, духовно-нравственное воспитание

Театрализованная деятельность определяется специфической особенностью — синтетичностью и объединяет в себе различные виды искусства Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, включающий в себя пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие, целеполагание, планирование решения, рефлексивно-оценочные действия.

В разное время, известные философы, педагоги, искусствоведы (Платон, Т. Гоббс, Р. Тагор, В. А. Сухомлинский, Ф. М. Достоевский и др.) высоко оценивали огромное воздействие чувства прекрасного на формирование глубоко мыслящей, всесторонне развитой личности. Ученые выделяли при этом важность эстетического воспитания подрастающего поколения.

Ещё в Древней Греции было предположено, что Красота, Мера, Гармония — это принципы общественной жизни, это не только, как привыкли полагать, эталоны каких-либо произведений искусства или явлений природы.

Театральное искусство, наряду с другими видами искусства, представляет собой одну из форм общественного сознания. Первостепенное значение в жизни общества театр занимает в качестве способа художественного отражения действительности и эстетического воспитания масс. Театр и его историческое развитие, нельзя отделить от развития общества, а также от состояния культуры в целом.

Театр всегда был, есть и будет популярным видом искусства среди не только взрослых, но и детей. С помощью театра происходит идейное, а также эстетическое воздействие на любого человека, но на ребенка такое воздействие оказывает влияние в большей степени. Воспитание художественного вкуса и фантазии у младших школьников должно включать в себя и ролевые игры.

Ролевые игры является неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого ребенка, которые в свою очередь помогают ему освоить необходимые правила, законы и моральные нормы общества, членом которого он является. Когда дети только начинают играть в ту или иную игру у них складываются свои правила, свой сюжет игры, все зависит, на сколько, развита фантазия ребенка. Играя, ребенок, так или иначе, проявляет копирование действий, слов, поведения родителей, любимых сказочных персонажей, старших братьев и сестер, они стараются подражать им. Игры детей младшего школьного возраста близки с импровизированными театральными постановками. Младший школьник во время игры может побывать в роли актера, танцовщика, певца, бизнесмена. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра [1].

Театрализованная деятельность способствует:

– формированию нравственной модели поведения в современном обществе;

– обогащению культурной жизни младшего школьника, приобщению к духовным ценностям;

– знакомству ученика с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями своего народа;

– совершенствованию навыка воплощения в игре определенных переживаний, формированию фантазии, побуждению к созданию образов новых героев.

Кроме вышеперечисленного, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка. Младший школьник учится сочувствовать и сопереживать персонажам, ставить себя на их место, а также вникать в разыгрываемые события. Путь через игру, фантазирование, сочинительство является самым эффективным и результативным для достижения целей эмоционального раскрепощения ребенка, снятия его сжатости, обучения художественному воображению.

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень разнообразная и разносторонняя. В ней существуют такие направления, как кукольный театр, постановки, этюды, инсценировки и многое другое. Все это завлекает детей и оказывает помощь в их духовно-нравственном развитии.

В процессе театрализованной деятельности у детей происходит формирование чувства ритма и грамотной речи, видение цели и содержания композиции и умение работать сообща, проявлять взаимопомощь и наблюдательность. Вначале подготовки к театрализованному представлению идет формирование образа на основе литературного произведения, затем обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме и заканчивается взаимообогащением и переносом средств выразительности из одного вида эстетической деятельности в другой.

Театрализованная деятельность является одной из важных и доступных видов деятельности для младших школьников, в ходе которой дети знакомятся с миром прекрасного, активизируется мышление и воображение, она способствует социализации- процессу успешного вхождения в общество и принятия морали, принятой в этом обществе [2].

В. А. Сухомлинский говорил, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка театрализованного представления заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям.

С театрализованной деятельностью взаимосвязано и совершенствование речи ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи.

Многие педагоги в своей профессиональной деятельности используют театрализацию. Постепенно младшие школьники приобщаются к духовно-нравственным ценностям, при помощи совместной подготовки к спектаклям, репетициям, расстановки декораций, радости от своего удачного исполнения роли и выступления товарища — в такие моменты дети чувствуют себя членом коллектива, которые объединены одной общей целью.

Дети, участвующие в театрализованной деятельности, узнают много нового, в особенности об окружающем их мире, который раскрывается во всем многообразие через различные звуки, образы, краски, а четко сформулированные вопросы заставляют их задуматься о чем-либо, что-то проанализировать, а всё это способствует развитию их умственных способностей. Именно через любовь к театру у них остаются только яркие воспоминания своего детства, которое выражается в ощущении праздника, проведенного вместе с родителями, педагогами и сверстниками в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность дает возможность для развития своих творческих способностей, так как этот вид деятельности требует от ребят сообразительности, внимания, организованности, быстроты реакции, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью [3].

Не нужно склоняться к тому, что все дети хотят побывать на сцене, так как некоторым ребятам больше нравится организовывать различные постановки, выполнять какие-либо поручения или обязанности. Многим детям хочется побывать на месте сценариста или режиссёра, а кому-то ближе быть декоратором или ответственными за свет и звук. Такая работа над организацией постановок формирует у детей дисциплинированность, аккуратность, умение находить выход из трудных ситуаций.

Дети приобретают опыт, играя в театре, в ходе этого они учатся на своих ошибках и на ошибках своих товарищей. Поэтому следует с детьми постоянно подводить итоги своей деятельности, к примеру, провести беседу, и выслушать мнение каждого ребенка, что у кого получилось даже лучше, чем на репетициях, а у кого это получилось гораздо хуже и над чем еще нужно поработать. Такая беседа сможет помочь ребенку сделать выводы по своей деятельности, постараться доработать ее, чтобы в следующий раз его не отметили с худшей стороны.

В театрализованной деятельности не всегда всё проходит на «отлично». Иногда возникают такие моменты, когда во время какого-либо выступления актёр выходит на сцену не вовремя (к примеру, не смог отыскать свой костюм), либо возникает пауза в диалоге (потому что партнёр забыл свои слова). Именно такие ситуации формируют у детей дисциплину и чувство ответственности за себя, а также за своих товарищей.

На сегодняшний день, современные дети не придерживаются общественных норм и правил, которые старшее поколение стремится до них донести с помощью различных бесед, примеров и т. п., поэтому, такому ребенку бесполезно что-то объяснять или ругать его. Чтобы добиться его внимания или принятие им каких-либо правил и норм, необходимо возложить на него такую ответственность деятельности, которая его заинтересует, и он будет отважно ее выполнять. Самая эффективная деятельность, которая может заинтересовать детей — это игра, поэтому театр будет очень результативным способом, так как он очень сближен с игрой. При реализации задач данной деятельности ребёнок обретает свободу, примеряет на себя разные роли — «маски», из этого следует, что ребёнок очень переживает и боится, что его могут лишить этой ответственности, поэтому он пытается показать себя с лучшей стороны, чтобы его деятельность оценили на высшем уровне. Благодаря собственному опыту, ребенок создаёт совершенно новую, откорректированную модель поведения и следует ей [4].

Таким образом, каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеет нравственную направленность, благодаря этому, с помощью театрализованной деятельности у детей формируется опыт социальных навыков поведения. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу, познает мир не только умом, но и сердцем и всё это благодаря театру. А так же данная деятельность помогает преодолеть такие страхи как: неуверенность в себе, застенчивость и робость. Именно в начальной школе театрализованная деятельность научит ребенка находить в людях и вообще в жизни всё только прекрасное, а также сформирует стремление быть по жизни добрым, отзывчивым и прекрасным человеком. Поэтому, чтобы дать ребенку развиваться всесторонне, нужно обучать его театрализованной деятельности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология и искусства/Под ред. М. С. Ярошевского. — М., Педагогика. 1987г. — 347 с.
  2. Ронами Т. Ю. Театральная деятельность в начальной школе Текст. / Т. Ю. Ронами, //, -М.: Начальная школа, 2009, № 7 С.121–123.
  3. Театральная энциклопедия: том 4. — М.: Советская энциклопедия. 1994 г. — 296 с.
  4. Юденкова И. В., Балагурова М. С. Диагностика социальной компетентности младших школьников. // Молодой ученый. — 2016.- № 14(118). — С.583–588.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, младший школьник, младший школьный возраст, духовно-нравственное воспитание, игра, театр, литературное произведение, театрализованное представление, театральное искусство.


Похожие статьи

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Театрализованная игра как средство развития художественно-творческих способностей детей 6–7 лет

В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка 6–7 лет. Государство и современное общество нуждается в творческих личностях, поэтому педагоги ставят перед собой задачу- определение и развитие тв...

Похожие статьи

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Театрализованная игра как средство развития художественно-творческих способностей детей 6–7 лет

В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка 6–7 лет. Государство и современное общество нуждается в творческих личностях, поэтому педагоги ставят перед собой задачу- определение и развитие тв...

Задать вопрос