В статье раскрываются основные моменты применения средств бумагопластики для объемного формообразования макетов одежды.
Ключевые слова: архитектоника костюма, тектоника, структура, пространство, бумагопластика, объемное формообразование, художественное конструирование
Темпы смены экономических и социальных условий жизни в современном мире предъявляют высокие требования к качеству проектирования одежды. Разработка проектов красивых, эстетичных и одновременно функциональных и удобных вещей требует поиска и синтеза различных методик художественного конструирования.
В основе формы любого костюма находится определенный художественный образ, зависящий от рационального выбора композиции и технологии изготовления. Формообразование костюма, в процессе которого и появляется форма проектируемой модели является своеобразным синтезом дизайна и художественно-конструкторского творчества, проявляющееся в структурировании единичных элементов, на основе которых строятся конструктивные, пространственные, утилитарные изделия. Архитектоническая выразительность костюма неразрывно связана с объемно-пространственным решением его формы. Сложная поверхность формы включает следующие элементы: геометрический вид, структуру, поверхность, массу, фактуру, цветовую гамму. На внешнюю форму большое влияние оказывают силуэтные, конструктивные и декоративные линии.
Проектировщик в поисках новых форм использует разнообразные технические средства, которые служат как для выражения образа модели через ее конструктивное построение, так и для непосредственного изготовления модели из разных материалов. Для поиска новых силуэтных и конструктивных форм на этапе создания проекта костюма может помочь метод макетирования из бумаги. Под макетированием понимается процесс формообразования костюма на манекене. Данный метод помогает более наглядно проследить архитектонику костюма. Конструктивное построение модели (архитектоника) выражается в гармоничном расположении и связи всех структурных элементов костюма.
Костюм считается многослойной пространственной системой (гигиенический слой (внутренний) и информационный слой (внешний). [2] При максимальном наполнении формы элементами формируется ансамбль. При чрезмерном количестве деталей или их недостаточности происходит композиционное разрушение формы изделия. Разработка формы костюма с точки зрения художественного конструирования тесно связана с формированием визуальной структуры модели, ее характерных особенностей (направлений, углов, чередованием и структурным расположением элементов, пластики. Процесс формообразования соединяет все элементы формы до получения гармоничного образа. В структуре костюма отражаются устойчивые и мобильные элементы (геометрический вид, конструктивные и декоративные линии и элементы). В структуре образуются наиболее важные связи между частями костюма.
Одним из современных методов формообразования одежды является художественное конструирование с применением бумагопластики (бумажной пластики).
Бумага является необычным конструктивным материалом, непрочным, но обладающим огромными пластическими возможностями. Способ бумагопластики, а именно превращение плоского листа в объемную форму известен очень давно. При трансформации плоского листа бумаги в объемные формы может происходить:
‒ при сохранении габаритных разметов «качественно» изменяться внутренние элементы;
‒ в соответствии с целями изменяться общие габаритные размеры.
При работе с бумагой необходимо учитывать ее текстурные и фактурные особенности. Сгибание листа зависит от направления волокон ее структуры. При разработке конструкций, требующих жестких форм, лучше всего использовать плотную бумагу. Базу любой формы костюма, выполненного из бумаги, образует система ребер жесткости, которые получаются путем сгибания или надрезания листа бумаги. Посредством сгибания, скручивания, создания ребер жесткости, гофрирования можно получить жесткие объемные орнаментальные формы. Все конструктивные свойства будущего изделия будут зависеть от количества и направления надрезов. [1]
В процессе создания достаточно сложных конструкций, нередко возникает необходимость в криволинейных конструктивных линиях. Данные линии можно получить путем надрезания бумаги при помощи гибких лекал или «от руки». Необходимо следить за глубиной надреза, чтобы избежать возможности прорезания бумаги.
Рельефная поверхность одежды из бумаги может основываться на ритмическом построении, складчато-надрезных методах и приемах, которые могут менять физические свойства материала и его структурные характеристики (текстуру, фактуру). В основе технологии бумагопластики заложены следующие конструктивные приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка.
Биговка производится путем нанесения прямой или криволинейной линии на плоский лист бумаги. Впоследствии по этой линии происходит складывание листа. Фальцовкой называется процесс складывания листа. Вместе эти две операции производят трехмерное моделирование, образующих основной конструктивный элемент — ребро жесткости. Существует несколько видов фальцовки:
1) взаимно перпендикулярная — каждый последующий сгиб выполняется строго перпендикулярно предыдущему;
2) параллельная — формируются только параллельные сгибы;
3) комбинированная — в структуре сочетаются и параллельные, и перпендикулярные сгибы.
Тектоника бумажной объемной конструкции зависит в большой мере от ребер жесткости, т. к. они делают структуру более устойчивой к деформации и придают выразительность форме. Объемно-пространственная конструкция в виде листа бумаги, структурированного складками, помогает определить композиционные закономерности. Законы композиционного формообразования проявляются при варьировании метрическими или ритмическими чередованиями элементов. Законы симметрии проявляются в симметричном построении композиции объемной формы.
В процессе вырубки происходит вырезание какой-либо заготовки изделия или в заготовке выполняются определенные прорези — высечки. При помощи высечки и вырубки происходит визуальная организация объемной формы.
Приемы вырубки и высечки являются оригинальными средствами для отражения визуальной организации листа бумаги. Высечка, расположенная на фоне сгиба листа визуально будет казаться ярким пятном, акцентом работы. С точки зрения художественного конструирования высечки проявляют индивидуальные тектонические качества конструкции из бумаги, которые придают особую прочность структуре.
Склейка — это процесс соединения элементов конструкции.
Помимо основных методов существуют и вспомогательные: выгибание, скручивание, тиснение, растягивание.
Основная методическая цель на занятиях по объемному формообразованию (архитектонике) в образовательной среде вуза — возможность свободного построения конструктивных элементов формы и создания гармоничного объемного пространства. Профессиональная деятельность проектировщика одежды состоит их умения строить композиционные связи, обусловленные конструктивными и технологическими требованиями. Пластическая организация материалов формирует креативность мышления проектировщика, развивает практические навыки. Каждый элемент костюма, выполненный в технике бумагопластики является самодостаточным, завершенным и автономным. Формообразующие элементы характеризуются сложной кривизной. На рисунке 1 представлена модель, выполненная студентами направления подготовки 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля» в рамках дисциплины «Архитектоника объемных структур».
Рис. 1. Объемное формообразование костюма из бумаги.
Создание объемно-пространственной структуры костюма из бумаги требует от проектировщика особых умений и навыков работы с материалом. Проектировщик должен знать структурно-композиционные и пластические свойства бумаги. Выполняя задания по архитектонике объемных структур, студенты учатся определять свойства материала тактильно, выявляя пластику для моделирования формы костюма. Структурное преобразования полотна ткани схожи с методикой объемного формообразования из бумаги, поэтому, с нашей точки зрения, бумагопластика оказывает большую помощь при проектировании одежды.
Литература:
- Данилова О. Н., Шеромова И. А. Архитектоника объемных форм. — ВГУЭС, 2005. — 102 с.
- Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды. — М.: Легкая индустрия, 1977. — 144 с.: ил.