Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 9196 раз

Библиографическое описание:

Косичкина, А. С. Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для образовательной организации / А. С. Косичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36593/ (дата обращения: 15.11.2024).



The article deals with the use of information technologies in educational organizations. It has identified design requirements, stages of development of electronic educational resources.

Keywords: educational institutions, information technologies, electronic educational resources, methodological development, training, development, educational process

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) представляет собой средство обучения, помогающее преподавателю в проведении занятий по соответствующему курсу или полностью заменяющее его деятельность. Возможно применение подобного комплекса для организации самостоятельной работы учащихся по изучению теоретического материала, для организации практических и семинарских занятий, контроля и самоконтроля.

ЭОР создается для определенного курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В его состав могут входить разнообразные программные средства, начиная от текстовых документов с иллюстративным материалом и гиперссылками, заканчивая эмуляторами лабораторных установок. Такой комплекс чаще всего применяется для организации дистанционного обучения, но может быть реализован в стандартных формах обучения: очной, вечерней, заочной, экстерната.

Важно, чтобы ЭОР решал следующие задачи:

− оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки школьников;

− создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы образовательного учреждения;

− обеспечение стопроцентной оснащенности учебного процесса ЭОР.

Разрабатываемые ЭОР по дисциплинам должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательные изложения учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

Как отмечают специалисты, базовыми требованиями к содержанию ЭОР выступают:

  1. Соответствие целей и задач учебных предметов Базисного учебного плана, образовательным стандартам соответствующего уровня.
  2. Обоснованность актуальности содержания комплекса и его элементов в условиях модернизации образования.
  3. Наличие систематизированных сведений научного или прикладного характера, изложенных в форме, удобной для изучения и преподавания.
  4. Материал должен быть разбит на логические структурные единицы (входящие в модуль), сопровождаться схемами, рисунками, графиками. При подготовке материала следует руководствоваться следующими положениями:

− особое внимание должно уделяться связи рассматриваемых вопросов с объектами практической деятельности школьника и требованиями его образованности, а также рассмотрению новых сведений (концепций, фактов);

− должны отражаться различные взгляды на рассматриваемые вопросы независимо от личной позиции преподавателя;

− не допускается использование устаревших или вызывающих сомнение сведений;

− если необходимо, может содержаться сопоставительная оценка отечественных и зарубежных достижений;

− краткие выводы (резюме) по теме должны ориентировать учащегося на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.

  1. По каждой логической структурной единице необходимо разработать вопросы (тесты) для контроля знаний.
  2. Вместо учебника может быть представлен курс лекций по данной дисциплине.
  3. Структура текстов лекций, то есть последовательность разделов, тем и вопросов должна полностью соответствовать тематическому плану учебной программы по дисциплине. Тексты лекций должны содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на контрольные вопросы по теме и тестовые задания.
  4. В содержание ЭОР могут входить практикумы. Практикум может содержать:

− электронный семинар (форум или чат) с подробным планом и списком рекомендуемой литературы;

− лабораторные работы;

− практические занятия;

− задания и упражнения (с примерами выполнения);

  1. Объем материалов (практические задания, семинарские занятия, лабораторные работы, приложения) необходимо соотносить с учебным планом.
  2. Практическая содержательность, системность и целостность.
  3. Реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемыми всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем.
  4. Подробное комментирование приемов выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач.
  5. Использование различных методов и приемов, средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебного процесса (постановка проблемных ситуаций, кейс-технологии, задания исследовательского характера и т. п.)
  6. Система электронного комплекса может совмещать в себе функции автоматизированных обучающих и контролирующих систем, моделирующих программ и других программных средств информационных технологий, применяемых в образовании.
  7. Качественность программной реализации, корректность исполнения программных модулей, отказоустойчивость в различных режимах работы.
  8. Адекватность и рациональность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов.
  9. Оптимальность организации интерактивной работы электронного комплекса.
  10. Эргономичность программного продукта, интуитивность, ясность, «дружественность», удобство навигации и др.

Кроме того, следует выделить необходимость соответствия ЭОР следующим требованиям:

− доступность — предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

− проблемность — предполагает возрастание мыслительной активности в процессе учебной проблемной ситуации;

− наглядность — предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и личное наблюдение обучаемых;

− обеспечение сознательности обучения — предполагает обеспечение самостоятельных действий обучаемых по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

− систематичность и последовательность обучения — означает обеспечение последовательного усвоения обучающимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области;

− прочность усвоения знаний — предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание;

− единство образовательных, развивающих и воспитательных технологий [3].

Процесс разработки ЭОР состоит из двух основных этапов: подготовительного и компоновки.

В общем виде процесс разработки ЭОР поясняет схема, представленная нарисунке 1.

C:\Users\Цукановы\Documents\Downloads\Untitled Diagram (13).png

Рис. 1. Процесс разработки ЭОР

Подготовка материала является подготовительным этапом разработки ЭОР и включает в себя написание текста курса, подбор иллюстративного и справочного материала, создание эскизов интерфейса и сценария.

Основная задача при подготовке материала — правильный выбор источников, основанный на следующих принципах:

1. Специальная литература и Интернет-источники должны соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам.

2. Представленная в источниках информация должна быть лаконична и удобна для создания гипертекстов и содержать достаточное число практических примеров.

При подготовке текста для электронного ресурса целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Создание электронного учебного текста производится, как правило, в текстовом редакторе MS Word. При этом можно использовать инструментальные средства создания рисунков, редактор формул, возможности вставки изображений и т. п. Каждая минимальная логическая часть текста (пример, подпараграф) должна представлять собой отдельный файл, а созданные файлы следует разместить в одном каталоге, имеющем, если необходимо, подкаталоги. При структурировании текста следует учитывать, что размер каждого файла должен быть таким, чтобы при отображении его в web-браузере он не занимал более 3–4 экранов. Обычно это соответствует 2–3 страницам текста в doc-файле при размере шрифта 12.

3. Создание необходимых гипертекстовых ссылок, устанавливающих связи как между отдельными разделами (темами), так и с необходимыми ресурсами Интернета. Это очень простая операция, реализуемая щелчком «мыши» по иконке «Добавить гиперссылку» на панели инструментов MS Word. Предварительно фраза, слово и т. п., от которой делается ссылка, должны быть выделены. Файл, с которым устанавливается связь, должен уже существовать в созданном каталоге пособия.

В структуре ЭОР принято выделять введение и основную часть, которая состоит из разделов, глав, тем. Введение является важным элементом ЭОР, поскольку в нем обосновывается актуальность данного ЭОР и определяется уровень образования и аудитория, на которые рассчитан данный ресурс. При формировании содержания рекомендуется его разделить на две части: основную часть, обязательную для изучения, и дополнительную — вариативную, для углубленного изучения материала, расширения кругозора, повышения мотивации. Обязательными разделами являются: глоссарий, список литературы и Интернет источников.

При разработке структуры и содержания ЭОР необходимо учитывать следующие принципы и технологические особенности:

− принцип приоритетности педагогического подхода;

− принцип модуля;

− принцип полноты.

После подготовки учебного теоретического материала, его эргономической обработки, разработки структуры и содержания текста, редактирования и корректуры необходимо приступить к формированию системы ссылок, т. е. к получению, в конечном итоге, гипертекста.

На рынке программных средств разработки гипертекстовых документов представлен широкий круг инструментов, среди которых можно выделить язык гипертекстовой разметки HTML.

В основу всемирной паутины положена идеология и технология гипертекста, технически реализованная при помощи языка HTML. HTML (от англ. HyperText Markup Language, язык гипертекстовой разметки) представляет собой язык, разработанный специально для создания web-документов. HTML-документы представляют собой обычные текстовые ASCII-файлы. Помимо текстового содержания, они включают в свой состав специальные управляющие конструкции языка — так называемые теги. При отображении документа в браузере сами теги на экран не выводятся. Они определяют структурные единицы внутри документа, задают параметры форматирования, включают в состав документа новые элементы (встроенные изображения, Java-апплеты и т. п.) и, что самое важное, позволяют создавать гипертекстовые ссылки на другие документы и ресурсы сети Internet [1].

Для создания и редактирования HTML-документов достаточно любого текстового редактора с минимальными возможностями.

На практике обычно используют средства редактирования, разработанные специально для написания HTML. Подобные программные продукты позволяют повысить эффективность и значительно сократить время разработки, особенно если речь идет о средних и крупных сайтах.

Специализированные HTML-редакторы также работают с исходным кодом web-страницы, но располагают различными вспомогательными инструментами, ускоряющими и упрощающими процесс редактирования документов и дополнительными средствами для выполнения повторяющихся операций. Кроме того, наиболее мощные из них, включают в свой состав средства автоматизации процесса разработки (работа с шаблонами, стилями и библиотеками элементов) и средства размещения файлов сайта на web-сервере. Но при всех удобствах подобных средств разработки, они требуют от автора достаточно глубоких знаний языка HTML. К данной группе редакторов относится большое количество программных продуктов, в том числе и распространяемых бесплатно.

Второй большой класс инструментов для web-разработчиков составляют HTML-редакторы WYSIWYG(от англ. whatyouseeiswhatyouget, что видишь, то и получаешь) или, как их еще называют, средства визуального редактирования. Такие программные продукты имеют графические интерфейсы, делающие написание HTML-кода подобным работе с программой редактирования текстов и разметки страниц. Изначально основной целью подобных инструментов было освобождение автора от необходимости непосредственной работы с тегами HTML.

Современные визуальные HTML- редакторы имеют средства, позволяющие избавить разработчика от выполнения рутинных действий. При всех своих преимуществах подобным инструментам свойственен существенный недостаток — они не создают чистого HTML-кода, добавляя в него избыточные, а иногда и фирменные теги. В некоторых случаях, для достижения нужного эффекта они используют излишне сложные методы, а отдельные из них могут сгенерировать даже неверный код.

Подобные проблемы решаются выбором инструмента, генерирующего максимально чистый и правильный код. Но даже в этом случае нельзя рассчитывать на то, что для создания действительно качественных страниц удастся избежать ручной доводки, а, следовательно, хотя бы общего знакомства с языком HTML. Следует заметить, что серьезные, мощные пакеты подобного класса являются коммерческим программным обеспечением, имеющим достаточно высокую стоимость.

На основе сделанного выше обзора инструментов редактирования HTML можно сделать вывод, что для разработчиков, не имеющих большого опыта создания web-страниц и не располагающих глубокими знаниями языка HTML, наилучшим выбором является один из WYSIWYG-редакторов. Авторов образовательных ресурсов в большинстве случаев можно отнести именно к этой группе. Использование визуальных редакторов позволит им без лишних временных затрат на глубокое изучение HTML и web-дизайна создавать качественные образовательные Internet-ресурсы. К таким инструментам можно отнести, например, Adobe Dreamweaver или Microsoft FrontPage.

Adobe Dreamweaver — профессиональный редактор HTML для проектирования, написания кода и поддержки сайтов, web-страниц и приложений сети. Dreamweaver представляет собой полноценную среду разработки как отдельных web-страниц, так и сайтов любого масштаба. Ядром пакета является мощный HTML-редактор, позволяющий осуществлять как разработку документа в визуальном режиме, так и его ручное кодирование.

Microsoft FrontPage включает все необходимые средства для эффективной разработки и эксплуатации Web-узлов.

Примерами языков программирования, ориентированных на создание сайта, можно выделить JavaScript, VBScript и др.

JavaScript — прототипно-ориентированный сценарный язык программирования. Является диалектом языка ECMAScript.

VBScript — скриптовый язык программирования, интерпретируемый компонентом Windows Script Host [2].

Разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) является достаточно трудоемким процессом. Попытки сделать их максимально эффективными приводят к появлению множества проблем, разрешение которых под силу лишь достаточно опытному и профессиональному разработчику.

Литература:

  1. Белозубов А. В., Николаев Д. Г. Основы работы с HTML-редактором Adobe Dreamweaver. Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2007. — 113 с.
  2. Белозубов А. В., Николаев Д. Г. Приемы работы с HTML-редактором Adobe Dreamweaver. Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2009. — 112 с.
  3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин-т РУК. — Саранск, 2011. — 68 с.
Основные термины (генерируются автоматически): HTML, учебный материал, учебный процесс, подготовка материала, процесс разработки, гипертекстовая разметка, основная часть, текстовой редактор, теоретический материал, электронный комплекс.


Похожие статьи

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Организация электронного обучения посредством дистанционных образовательных технологий

Статья рассматривает электронную образовательную среду как совокупность средств и ресурсов, требования к составу и содержанию учебного контента для дистанционного обучения, а также к педагогической технологии, которая будет использованы в образовател...

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Особенности применения информационных технологий в педагогической деятельности

В статье были исследованы вопросы по применению информационных технологий в образовательной деятельности. Также были рассмотрены способы преподнесения учебной информации детям, в том числе при дистанционном обучении. И особое внимание в статье было у...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Роль современных информационных технологий в обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования современных информационных технологий в преподавании иностранных языков.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. Будут описаны преимущества таких уроков, методы использования ИКТ и этапы подготовки к урокам.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

Похожие статьи

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Организация электронного обучения посредством дистанционных образовательных технологий

Статья рассматривает электронную образовательную среду как совокупность средств и ресурсов, требования к составу и содержанию учебного контента для дистанционного обучения, а также к педагогической технологии, которая будет использованы в образовател...

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Особенности применения информационных технологий в педагогической деятельности

В статье были исследованы вопросы по применению информационных технологий в образовательной деятельности. Также были рассмотрены способы преподнесения учебной информации детям, в том числе при дистанционном обучении. И особое внимание в статье было у...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Роль современных информационных технологий в обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования современных информационных технологий в преподавании иностранных языков.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. Будут описаны преимущества таких уроков, методы использования ИКТ и этапы подготовки к урокам.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

Задать вопрос