В настоящее время перед школой ставятся новые цели — создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, для обеспечения социальной успешности, развития творческих способностей и самосовершенствования. Приоритетами являются уже не программы, не учебные предметы, а ребёнок, его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Особое внимание при этом уделяется общению, его роли в познании (ФГОС второго поколения).
В целях перехода к личностно ориентированной модели образования учителем-логопедом должно быть разработано новое содержание и новые методы воспитания и обучения, направленные на проведение профилактической, диагностической, коррекционной работы с личностью.
За основу в моей работе принимаются принципы овладения продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, развития творческого мышления всесторонним анализом проблем, возможность применения знания на практике для решения проблемы. Таким образом, используемые мной методы направлены на принципиально новый подход к обучению, в котором особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности обучающихся и их самоорганизации на занятии.
Важное направление коррекционной работы на занятиях — развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОНР в ходе прохождения грамматических тем на логопедических занятиях.
Основанием для отбора содержания являются принципы, которые служат для формирования процесса логопедической работы, определяют набор речевого материала и обеспечивают эффективное развитие познавательных универсальных учебных действий. В дополнение к основным логопедическим принципам применяются принцип деятельностного подхода, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип сознательности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя, принцип единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.
Важной составляющей данного опыта являются методы обучения, как способы организации познавательной деятельности обучающихся.Критерием выбора метода обучения выбрана степень активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский методы. Стабильных и высоких результатов коррекционной работы можно добиться при использовании системы вышеперечисленных методов (например, сочетание репродуктивных методов с элементами проблемных и частично-поисковых методов управления самостоятельной работой учащихся).
Развитие познавательных универсальных учебных действий проходит в процессе усвоения следующих единиц содержания образования:
– Оперирование признаками предметов. Установление отношений между понятиями.
– Родовые и видовые отношения. Обобщение понятий.
– Классификация. Отнесение объекта к определённому классу.
– Простейшие дедуктивные умозаключения.
– Доказательство. Опровержение.
– Умозаключения по аналогии.
– Формирование элементов творческого мышления.
По своей структуре задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий, можно разделить по сложности на 4 уровня:
- Разминка. Представляет собой чередование вопросов из разных областей знаний. В заданиях — разминках преобладают репродуктивные задачи. Здесь отрабатывается контроль за вниманием, дух соревновательности, развивается быстрая переключаемость, — за счет ограничения во времени, применения «обманных» заданий. Основная задача этого упражнения — создание положительного эмоционального фона, подготовка учащихся к активной познавательной деятельности. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции и чувство юмора, помогающие подготовить детей к активной познавательной деятельности. Вопросы разминки направлены на развитие у учащихся различных сторон речи (звукового анализа, фонематических процессов, обогащение словарного запаса учащихся, импрессивной речи), на развитие смекалки, навыков счёта. Вопросы задаются в быстром темпе, что стимулирует умственную деятельность учащихся и задаёт общий темп уроку.
- Развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения). Цель — формирование и усовершенствование организации управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся путем ввода рациональных приемов (в том числе алгоритмов).
- Выполнение развивающих частично-поисковых задач. Содержит такие виды заданий, в процессе решения которых учащиеся самостоятельно открывают для себя знания и способы их добывания. Виды конкретных частично-поисковых задач: задания на нахождение закономерности, нахождение принципа группировки, нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.
- Решение творческих заданий, рассчитанных на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно измененных условиях. Используются два типа заданий: 1) собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Требуют полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность. 2) задачи повышенной трудности интегративного характера. Задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно.
Познавательные задания включают в себя всю систему познавательных операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
Материалом для развития познавательных универсальных учебных действий служат всевозможные загадки, ребусы, графические задачи, задания по алгоритму, задания-ассоциации, логически-поисковые задания, задания на звуко-буквенный анализ и слоговой анализ слов и другие занимательные упражнения. Богатые дидактические возможности содержат в себе игры «в слова», самостоятельное составление шарад, анаграммы. Так, например, на шарадах можно отработать выделение признаков, описание и определение объектов, подведение их под родовое понятие. Самостоятельное составление шарад детьми — есть поисковая аналитико-синтетическая деятельность. Также отгадывание шарад способствует формированию умений выделять объект из фона, перекодировать информацию.
Задания-ассоциации направлены на развитие наглядно- образного мышления и способности анализировать. Развитие анализа и синтеза проходит на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.
Задания «Найди лишнее слово», «Найди общее название», «Раздели на группы» направлены на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию. Например, в задании «найди лишнее слово» в каждом ряду даётся 3 -4 слова. Их можно классифицировать различным образом.
Задания «Допиши по аналогии», «Вставь слово», «Ассоциации», «Вставь по аналогии», «Выбери два главных слова», «Развивай логику», «Сделай равенство верным» направлены на развитие вербально — логического мышления — умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания могут вызвать затруднения, т. к. не встречаются в учебной деятельности, поэтому каждое предварительно разбирается. Только когда будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к самостоятельному решению данных заданий.
Задания «Найди слова в слове», «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Восстанови слова» формируют логические действия, такие как умение обобщать, анализировать, сопоставлять, развивают внимание.
Задания «Вставь недостающее слово», «Из двух составь одно» направлены на развитие способности к объединению отдельных частей в систему.
Материал преподносится обучающимся с постепенным повышением степени его трудности и абстрактности. Выбор сложности задания, вид выполнения (устно или письменно), подробность или сжатость инструкции определяется возрастными особенностями, способностями учащихся группы и степенью усвоения материала в процессе обучения. Большинство заданий универсальны — одно и то же задание имеет несколько дидактических функций, и используются при работе с разными темами в логопедическом курсе, многоцелевые — одновременно направлены на развитие логики, внимания, работу со словарем и являются интегрированными — в своей работе их могут использовать и учителя и педагоги-психологи.
Принцип подачи материала тоже отражает новизну данного опыта — в процессе обучения ученикам даётся не готовая информация, а материал для манипулирования, наблюдений и размышлений.
Выполняя задания, учащиеся учатся давать определение понятий через род и вид, проводить классификацию, анализ понятий, устанавливать отношения между понятиями, устанавливать логические ассоциации, развивать быстроту мышления (наглядно- образного, вербально-логического), что улучшает состояние подвижности нервных процессов. Также данная работа укрепляет уверенность в своих речевых возможностях, способствует формированию естественного ритма речевого общения и воспитанию удовлетворения от результатов логопедических занятий.
Таким образом, итогом логопедического воздействия (вместе с общепедагогическим) становится формирование ключевых компетенций учащихся, в частности, данная работа повышает логическую и языковую грамотность учащихся с общим недоразвитием речи, и позволяет обеспечить высокую эффективность в развитии познавательных универсальных учебных действий.
Литература:
- Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей учащихся», М., 1999
- ЗавьяловаТ.П., Стародубцева И. В., «Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников», М. Аркти, 2008.
- Ишимова О. А., Бондарчук О. А., «Логопедическая работа в школе», М., Просвещение, 2012.
- Кукушина В. С., “Логопедия в школе: Практический опыт.” «МарТ», 2005.
- Меттус Е. В. и др. «Логопедические занятия со школьниками». СПб., «КАРО», 2006.
- Милостивенко А. Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», СПб. 1995.
- Машарова Т. В. «Использование личностно-ориентированных технологий в образовании». ВГПУ, Киров, 2001.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума». М., Просвещение, 1997.
- Холодова О. А. «Юным умникам и умницам». курс РПС, М., Росткнига, 2010.
- Жукова О. С. «Простые и увлекательные упражнения по развитию интеллекта» М. Астрель, 2011.
- Языканова Е. В. «Развивающие задания, тесты, игры, упражнения» М., Экзамен, 2011.