Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 685 раз

Библиографическое описание:

Матвеев, И. А. Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов / И. А. Матвеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36634/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В статье оценивается опыт учебных заведений, являющихся передовыми в этой области. Определяются направления для дальнейших исследований и типовые решения, которые можно применить для организации комфортной среды, направленной на создание образовательных ресурсов с уклоном на представление в глобальной сети.

Ключевые слова: экономика и управление в образовании, менеджмент, управление, вуз, электронное обучение, массовые онлайн курсы, корпоративные информационные системы, образование, внедрение, обучение пользователей, дистанционные образовательные технологии

Процессы глобализации образования выражаются в формировании всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными средами [1]. Данный факт позволяет говорить о том, что сфера дистанционных образовательных технологий выходит на новый уровень понимания, как способ соперничества и конкуренции на рынке образования в мировом пространстве. Происходящее на мировом рынке образовательных услуг позволяет говорить о том, что ориентация образовательных продуктов на мировое пространство является одним из видов стратегии развития высшего учебного заведения.

К одним из важных примеров следует отнести стремительное распространение использования массовых открытых онлайн курсов. Эти курсы на сегодняшний день представляют собой популярную форму самообразования, построенную на принципах доступности и глобальности. Принять участие в подобных курсах могут все желающие независимо от места проживания и социального статуса. В мире массовые онлайн курсы стали набирать популярность в 2011 году после того, как был проведен первый подобный курс на базе Стэнфордского университета. Отличительной особенностью данных курсов является их бесплатность, и, как следствие, огромная аудитория. Размер аудитории позволяет организовать учебный процесс таким образом, что в его создании и развитии могут использоваться большие финансовые и трудовые ресурсы. Данные курсы позволяют получить базовые знания о какой-либо профессиональной среде, также использование подобных курсов является способом представления образовательной организации потенциальным потребителям образовательных услуг. Нарабатывается престиж и рейтинг университета.

Кроме того, использование массовых онлайн курсов позволяет найти дополнительные источники дохода как для преподавателей, так и для университета в целом.

Учебные онлайн-курсы нового поколения, размещенные в открытом доступе в глобальной сети Интернет, являются специально подготовленными специальными компаниями-провайдерами образовательного материала при участии интересных и именитых лекторов. И среди них как наиболее крупные проекты на сегодняшний день можно выделить Coursera, Udacity и edX. Данные проекты в образовательной среде главным образом создавались на основе ведущих мировых университетов. Тематика подобных курсов охватывает различные сферы деятельности человека, к примеру, на площадке Coursera: информационные технологии, физика, инженерные дисциплины, математика, биология, медицина, экономика, бизнес, гуманитарные науки, искусство.

Финансовые интересы сторон обусловлены получением некоторого дохода за предоставление платных курсов или предоставлением сертификатов о прохождении курсов. При окончании курса, как правило, проводится тестирование знаний, на основе которых выдается итоговая оценка слушателю. Данная оценка не имеет особого значения при предоставлении сертификата о прохождении какому-либо заинтересованному лицу, например, работодателю. Это объясняется тем, что слушатель проходит тестирование не под контролем и у него есть возможность повлиять на результаты экзамена таким образом, что оценка не будет иметь никакой ценности. В системе Coursera имеется возможность получения верифицированного сертификата. Верификация достигается путем человеческого контроля над проведением тестирования, в ходе которого у слушателя не имеется возможности обмануть систему. Данная услуга также является способом заработка в подобных системах. В случае если слушатель использует постороннего человека при проверке знаний — система анализирует поведение человека, нажатие на клавиши клавиатуры и мыши, и в случае несовпадения типовому поведению этого человека отметит результаты экзамена как недействительные.

Одним из требований при использовании массовых онлайн курсов является некоторая степень знаний в области использований информационных технологий [2]. Некоторых слушателей данный факт исключает из возможной аудитории подобных курсов. В целом компьютеризация общества способствует появлению поколения человеческого общества, которое способно в полной мере использовать возможности технологий электронного обучения.

Понять, как происходит обучение на массовых онлайн курсов можно исходя из статистики подобных курсов. Как сообщается в исследовании Гарвардского университета, на основе использования созданной совместно с Массачусетским технологическим университетом образовательной платформе EdX: в течении 8 месяцев на 17 курсов записалось около 841 тысяч слушателей. Полностью завершил обучение каждый 20ый слушатель или 43 тысячи человек, около 4 % — выполнили задания больше чем наполовину. Более половины слушателей выполнили задания меньше чем на 50 %. И самым примечательным является факт, что 34 % слушателей вообще не приступили к работе [3]. Большая степень отказа обусловлена отсутствием платы за обучение.

Для того, чтобы создать подобную систему получения финансового дохода и повышения рейтинга высшего учебного заведения, необходимо в первую очередь определиться с тем, на какой площадке будет размещаться разрабатываемый образовательный ресурс. Создание собственной площадки предполагает большие финансовые затраты на разработку и поддержку проекта. Раскрутка подобных проектов, как правило является тяжелой задачей. К преимуществам подобного решения стоит отнести прямую ссылку на учебное заведение. Хорошая репутация учебного заведения будет способствовать тому, что слушатели образовательных программ будут более склоняться к получению определенных профессиональных навыков именно под брендом зарекомендовавшего себя учебного заведения.

Разработка подобного проекта займет большое время, поскольку качественная подготовка площадки предполагает высокую степень планирования. Большие затраты на прототипирование и планирование необходимы вследствие низкой степени изученности данного вида систем и большого поля для размышлений. Хорошим решением является создание уникальной системы, отличающуюся по функционалу от своих конкурентов, таким образом позволяя получить некоторое преимущество на уже развивающемся рынке дистанционных образовательных услуг.

Одним из решений для создания собственной площадки является использование системы Moodle. Данная система является свободно-распространяемым программным обеспечением. Система может быть серьезно модифицирована внешне, но ее будет сложно дорабатывать в функциональном плане. Это может привести к высоким издержкам в финансовом, временном и трудовом плане. Moodle широко используется по всему миру в качестве простой системы для дистанционного обучения. Главным преимуществом системы является открытый исходный код, что позволяет иметь широкую возможность для дальнейшего улучшения системы. Для построения современной конкурентной образовательной платформы необходима большая команда разработчиков и использование Moodle не исключение. Гораздо более правильным решением является разработка информационной системы под конкретные требования образовательных курсов. Эти требования может удовлетворить команда разработчиков данных курсов, которые в любом случае должны быть в распоряжении проекта. Команда разработчиков должная состоять из программистов, верстальщиков, дизайнеров, тестировщиков и проектных менеджеров. По сути разработка платформы — является созданием веб приложения, таким образом команды, необходимые для решения этих задач являются идентичными. Необходимо провести финансовые расчеты и определить уровень вложений в массовые онлайн курсы университета, сопоставить их с преимуществами, которые предоставляет использование этих курсов.

В случае использования готовой площадки для проведения массовых онлайн курсов следует обратить внимание на посещаемость и аудиторию образовательного ресурса. К примеру, на одной из самых популярных систем для проведения массовых онлайн курсов Coursera насчитывается более 10 миллионов пользователей, число образовательных учреждений партнеров — 100. Томский политехнический университет использует данную платформу для организации обучения английскому языку для студентов инженерных специальностей. Данное направление является одним из приоритетных в университете поскольку позволяет создать не только единую электронную информационно-образовательную среду по принципам smart-образования, общедоступный банк образовательных ресурсов, ориентированный на личностные особенности студентов, но также дает возможность организовать электронное обучение по уникальным образовательным программам мирового уровня, организовать сотрудничество с российскими и зарубежными вузами в области смешанного обучения и развить учебно-методическое обеспечение учебного процесса [4]. Недостатком подобного решения является упущение части дохода от публикации платных курсов или предоставления сертификатов, что в случае использования собственной системы получается в полном объеме.

Публикация курсов на подобных ресурсах позволяет получить огромную аудиторию потенциальных студентов, также предполагает получение ощутимой мотивации для преподавателей учебного заведения. Согласно исследованию, посвященному адаптации онлайн-курсов, проведенному в 2013 году — 43 % учебных заведений планируют представить свои курсы в ближайшие 3 года, а 83 % желающих имеют желание присоединиться к проектам-лидерам в этой области [5]. Данная статистика главным образом составлена на основе университетов США. В случае же остального мира, то ситуация развивается менее динамично.

Создание самих учебных материалов требует высокой степени управления, т. к. в ходе подготовки задействовано большое количество персонала университета: дизайнеры, преподаватели, верстальщики, операторы, проектные менеджеры. Это объясняется тем, что в образовательных курсах подобного характера активно используются видео- и аудиоматериалы. Для создания качественных материалов необходимо создать качественную студию. Курс тщательно подготавливается для размещения его в сети, так как потенциальный рынок подобного образовательного продукта уже не отдельно взятый регион или страна.

Массовые открытые онлайн курсы являются очень перспективным способом получения большой аудитории потенциальных студентов высших учебных заведений. В последние годы тенденция роста в этой области только усиливается. В России подобные курсы начали свое развитие в 2015 году главным образом тремя университетами: НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет и Московский физико-технологический институт. Данная ситуация создает хорошие условия для разработки и продвижения подобных курсов в Российской Федерации, поскольку данный рынок находится в стадии зарождения. Аудитория курсов на русском языке является довольно широкой, но также следует обратить внимание и на продвижение курсов на английском языке.

Литература:

  1. Кехян М. Г. Основные тенденции глобализации сферы образования // Креативная экономика. — 2013. — № 1 (73).
  2. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. — 2015. — № 1 (42).
  3. Макаров В. С. Массовые открытые онлайн-курсы: оценка эффективности и рекомендации экспертов. // Образовательные технологии. — 2014. — № 2 (18).
  4. Дерюгина А. А. Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного профиля // Молодой ученый. — 2015 — № 13. C. 624–627.
  5. Мазуров А. Ю. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образовательного процесса в сфере высшего образования. // Открытое и дистанционное образование. — 2014 — № 1 (53).
Основные термины (генерируются автоматически): онлайн курс, курс, учебное заведение, электронное обучение, главный образ, система, слушатель, создание, английский язык, высшее учебное заведение.


Похожие статьи

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Практическая сложность интеграции инновационных технических методов преподавания в заведениях высшего образования

В представленной статье приведен анализ интегрированных в образовательный процесс инновационных технических методов преподавания — мультимедийных средств, онлайн-трансляции курса и методики «перевернутый класс». Данный анализ направлен на демонстраци...

Цифровое образование в вузе как новая образовательная парадигма

В статье описаны актуальные процессы цифровизации образования. Авторы проанализировали этапы цифровизации и появления новых цифровых технологий, демонстрирующих огромный педагогический потенциал. Возможности цифровых технологий также рассматриваются ...

Исследование эффективных подходов к формированию межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются эффективные подходы к формированию межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, способн...

Изменения в корпоративном обучении в условиях пандемии

В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переп...

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Эффективность использования интерактивных методов обучения

Исследование оценивает влияние инновационных методов обучения на современное образование. Анализируются результаты внедрения интерактивных технологий, виртуальных лабораторий и онлайн-платформ на активность студентов и развитие критического мышления....

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Создание инновационного предприятия в области устойчивого инновационного развития с использованием технологических возможностей интернет-маркетинга

В статье изучается особенности создания инновационного предприятия в области устойчивого инновационного развития с использованием технических возможностей Интернет-маркетинга. Необходимо рассмотреть условия организации бизнеса, охарактеризовать особе...

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Похожие статьи

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Практическая сложность интеграции инновационных технических методов преподавания в заведениях высшего образования

В представленной статье приведен анализ интегрированных в образовательный процесс инновационных технических методов преподавания — мультимедийных средств, онлайн-трансляции курса и методики «перевернутый класс». Данный анализ направлен на демонстраци...

Цифровое образование в вузе как новая образовательная парадигма

В статье описаны актуальные процессы цифровизации образования. Авторы проанализировали этапы цифровизации и появления новых цифровых технологий, демонстрирующих огромный педагогический потенциал. Возможности цифровых технологий также рассматриваются ...

Исследование эффективных подходов к формированию межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются эффективные подходы к формированию межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, способн...

Изменения в корпоративном обучении в условиях пандемии

В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переп...

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Эффективность использования интерактивных методов обучения

Исследование оценивает влияние инновационных методов обучения на современное образование. Анализируются результаты внедрения интерактивных технологий, виртуальных лабораторий и онлайн-платформ на активность студентов и развитие критического мышления....

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Создание инновационного предприятия в области устойчивого инновационного развития с использованием технологических возможностей интернет-маркетинга

В статье изучается особенности создания инновационного предприятия в области устойчивого инновационного развития с использованием технических возможностей Интернет-маркетинга. Необходимо рассмотреть условия организации бизнеса, охарактеризовать особе...

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Задать вопрос