Важными целями развития газовой отрасли со стороны государства в условиях рынка становятся стабильность, бесперебойность и экономическая эффективность обеспечение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты ее переработки, ответственное внесение налогов в бюджет, а также установка устойчивой платежеспособности спроса. Ресурсоэффективная стратегия — это долгосрочные и качественные направления деятельности, обеспечивающие предприятию конкурентные преимущества, своевременная реакция на изменения внешней среды, ориентация на выполнение заявленных целей организации, что привет к достижению максимальных результатов.
При внедрении следующих мероприятий можно реализовать ресурсосберегающий путь развития:
1) повышение цен на ТЭР до уровня, который стимулирует проведение эффективных ресурсо- и энергосберегающих мероприятий;
2) проведение организационных мероприятий по энергосбережению, поддержка государством неэнергоемких отраслей;
3) установка жестких экологических нормативов;
4) должна быть повышена инвестиционная привлекательность российской экономики.
В долгосрочном плане этот сценарий развития более перспективен. Из -за необходимости быстрого привлечения значительных инвестиций, а также несоответствия действующей системе российской экономики и обозначение направлений ее роста в перспективу он не может быть исполнен в полной мере. Основными условиями формирования ресурсоэффективной стратегии станет:
1) организация на предприятиях механизмов стимулирования ресурсосбережения;
2) реализация программ и проектирование по эффективному использованию всех видов ресурсов и повышение уровня финансирования;
3) обеспечение качественного улучшения эффективности ресурсо- и энергопотребления за счет создания и использования прогрессивных техники, технологий и материалов;
4) внедрение ответственных мер контроля над ходом выполнения ресурсосберегающих программ.
Для организации оптимизации использования ресурсов на предприятиях необходима разработка и внедрение комплексных ресурсосберегающих проектов.
Для регионального инновационного процесса необходимо разрабатывать ресурсосберегающие технологии. Это было получено от активных взаимодействий региональных властей и предприятий, осуществляющих свою деятельность на данной территории, она должна быть основана на обеспечение устойчивости региональной экономической системы. До настоящего времени под влиянием внешних факторов нефтедобывающее производство не рассматривалось в качестве определяющего параметра эффективности функционирования предприятия.
Для создания условий, которые могут помогать развить региональный инновационный потенциал и, обеспечить исполнение важнейших положений ресурсоэффективной стратегии:
1) внедрение разработок в производство, подбор нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов поддержки в деятельности газовых компаний;
2) организация комплекса по поддержке инновационной деятельности, экспорта наукоемкой продукции, повышения конкурентоспособности, развития производства. В процессе активизации деятельности по ресурсосбережению необходимо участие, ведущих предприятий — газовых предприятий территории органов государственного управления, финансово-кредитных учреждений, коммерческих структур;
3) обновление инфраструктуры инновационного процесса, включающая информационное обеспечение, производственную поддержку, финансово-экономическую систему, систему внедрения разработок, систему переквалификации кадров, систему экспертизы;
4) формирование условий позволяющие эффективно функционировать малым высокотехнологичным организациям и оказания им государственной поддержки;
5) создание тендеров для отбора инновационных проектов и программ. При поддержки наиболее перспективных производств, частными инвесторами, возможно внедрение инновационных проектов, которые будут небольшими и быстро окупаемыми;
6) реализацию приоритетных направлений и критических технологий, которые преобразуют экономику страны.
Для выявления основных направлений повышающих энергоэффективность экономики региона необходимо систематизировать энергосберегающие технологические решения:
1) упорядочить учет использования ТЭР;
2) поддержать производителей и потребителей информацией, энергосберегающей продукции;
3) снизить риски и недопущения в кризисных ситуациях энергоснабжения области;
4) снизить удельные затраты, с помощью повышения;
5) энергоэффективности технологий на производство и использование энергоресурсов;
6) внедрить технологии на основе экономической заинтересованности потребителей и производителей;
7) поддержка энергосберегающего оборудования инвестициями;
8) повышение активности работы с населением по сокращению использования ТЭР.
Учитывается формирование в нефтегазодобывающих структурах служб ресурсоменеджмента, с целью контролирования хода осуществления проектов и прогноза успешного ресурсопотребления и предоставления высококачественного исполнения, в функции которых выступает осуществление комплекса мер, которые направлены на разрешение последующих проблем:
1) последующее усовершенствование методической основы, создание методик расчета норм расхода основных видов;
2) осваивание добывающими предприятиями модернизированного программного расчета норм расхода ресурсов и гарантийных проектов;
3) справочное предоставление оперативной оценки применения топливно-энергетических ресурсов и моделирование энергозатрат;
4) помощь компаниям и введению пооперационного инструментального технологического учета расхода ТЭР;
5) осуществление экспертизы, охраны и установления плановых характеристик согласно применению энергоресурсов, требуемых для исполнения плановых задач по добыче углеводородов;
6) систематическое осуществление обследований дочерних обществ чтоб контролировать расход ресурсов;
7) ведение отчетности о выполнении норм расхода топливно-энергетических ресурсов и плановых заданий согласно введению мероприятий по энергосбережению;
8) регулярный анализ хода исполнения программных мероприятий.
Рост трудноизвлекаемых резервов в связи с истощением имеющихся месторождений и увеличением осложненного фонда скважин характеризуется нынешнее положение топливно-энергетического комплекса России и нефтегазодобывающего сектора. Сокращение производительности работ и высоким уровнем зависимости их результатов от конъюнктуры мировых рынков нефти и уровня цен на нефть и нефтепродукты приводит к смещению в худшую сторону условий экономического роста предприятий нефтегазодобычи. В связи с этим увеличивается потребность в активизации политики согласно стимулированию мер, нацеленных на возобновление финансового равновесия и увеличения рациональности применения всех видов ресурсов. Введение политики требует целого комплекса инструментов, которые соответствуют специфике нефтегазодобычи. В условиях, когда макроэкономика характеризуется, как экономика смешанного типа, с поддержкой финансовых стимулов выражается вероятность для нефтегазодобывающих компаний без помощи других сформировать ресурсоэффективную стратегию собственного формирования и создания стимулов с целью выполнения инновационных мероприятий по ресурсосбережению. Если компания нефтегазодобывающей отрасли примут участие в проектах, нацеленных на бережное отношения к ресурсам, а не на их бессистемное использование приводит к формированию подходящего стиля компании не только внутри страны, но и на международном уровне.
Все без исключения условия непосредственного и косвенного влияния, оказывающие воздействия на деятельность нефтегазодобывающих структур, обязаны предусматривать создание ресурсоэффективной стратегии в газовой отрасли.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации "// Российская газета. № 50–2009 г.
- Андронова, И. В. Программно-целевое управление ресурсоэффективностью в нефтегазодобывающем секторе экономики / И. В. Андронова // Нефтяное хозяйство. — 2010. — № 10. — С. 24–25. — ISSN 9785–3561.