В статье представлен анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности сотрудников (воспитателей) дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: профессиональная деятельность воспитателей, результаты деятельности, успешность деятельности, профессиональный стресс, эмоциональное выгорание, уровень стресса, интенсивность стресса
В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Но при этом уровень профессиональной компетентности воспитателей, учителей, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Проблема в том, что процесс профессиональной подготовки будущего специалиста требует доработки, т. к. не обеспечивает достаточной готовности (мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер) будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности в современных условиях. Также следует отметить, что профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо учиться, повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности, т. е. осуществлять непрерывное образование. Однако не все педагоги понимают это и уделяют внимание своему дальнейшему профессиональному и личностному развитию.
Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, особенности профессиональной роли воспитателя, его функции, способности, умения, предъявляемые к нему требования и сложившиеся в обществе по отношению к нему социальные ожидания-только увеличивают напряжённость, эмоциональную невыдержанность, конфликтность, что свидетельствует о стрессовом состоянии личности и как следствие-снижение результативности деятельности. Речь идет конечно же о профессиональном стрессе в данном случае. Профессиональный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, компании, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах. Обобщение эмпирических фактов зарубежных и отечественных исследований показывает, что последствием длительного профессионального стресса может быть «эмоциональное выгорание» как совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.
Данное исследование проводилось с целью практического определения влияния стресса на успешность профессиональной деятельности воспитателей дошкольной образовательной организации и выявление закономерности этого влияния.
Объектом исследования выступает профессиональная деятельность воспитателя ДОУ в условиях стресса.
Предметом исследования определены психологические механизмы влияния стресса на профессиональную деятельность.
Гипотеза исследования: существует сложная корреляционная связь между уровнем стресса и результатами профессиональной деятельности воспитателей ДОУ. Высокие показатели деятельности воспитателей соответствуют максимальным значениям уровня «Контроля стресса» педагогов. С ростом значений уровня стресса, значения успешности деятельности воспитателей снижаются.
Основные этапы проведения исследования:
1. На основе теоретического изучения определить психологические методики, валидные по отношению к измерению объекта и предмета исследования.
2. Определить репрезентативную выборкуисследования.
3. Провести тестирование испытуемых.
4. На основе полученных данных сформировать три группы работников, имеющих высокий, средний и низкий уровень стресса. Рассчитать H — критерий Крускала-Уоллиса для оценки различий между группами.
5. В группах поставить в соответствие значения успешности деятельности каждого испытуемого. Вычислить коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена для определения силы влияния стресса на успешность деятельности работника.
6. Проанализировать и интерпретировать полученные психологические данные и результаты статистического анализа.
Инструментарий психологического исследования.
- Диагностика состояния стресса (К. Шрайнер).
Методика позволяет определить уровни стрессового состояния и может быть использована при аутодиагностике.
- Метод экспертных оценок определения успешности деятельности воспитателей ГБОУ ШКОЛА № 2012.
Метод позволяет оценить результативность и качество работы сотрудников организации. В качестве стимульного материала используется анкета разработанная комиссией по оценке результативности и качества труда совместно с советом педагогического коллектива (основание: ПП 407 пункт 8 от 31.08.2011).
- H — критерий Крускала-Уоллиса.
Критерий предназначен для оценки различий одновременно между тремя, четырьмя и т. д. выборками по уровню какого-либо признака.
- Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
В соответствии с планом психологического исследования было проведено тестирование испытуемых с использованием методики К. Шрайнера «Диагностика состояния стресса» [6, с.115]. Полученные результаты отобраны по следующим группам:
Группа |
Количество баллов по методике диагностика состояния стресса К. Шрайнера |
Группа уровня «Контроля стресса» |
0–4 балла |
Группа уровня «Переход стресса» |
5–7 баллов |
Группа «Состояния стресса» |
8–9 баллов |
Психологические данные признака (уровень стресса) отобранных групп испытуемых были проверены на наличие между ними различий с помощью Н — критерия Крускала-Уоллиса [8, с.349].
Рассчитанный по формуле коэффициент равен Нэмп.= 43,20.
Критические значения, выбранные из таблицы IX при степени свободы , равны:
Рассчитанный Н — критерий Крускала-Уоллиса больше критических значений (Нэмп > 2), что позволяет сделать вывод о том, что выделенные группы статистически различны по измеряемому признаку (уровню стресса), на уровне значимости =0,01.
Проанализированные статистические данные, полученные в результате тестирования по методике «Диагностика состояния стресса К. Шрайнера» и «Методика определения успешности деятельности воспитателей ГБОУ Школа № 2012» и определили зависимость между интенсивностью профессионального стресса и результатами образовательной деятельности воспитателей ДОУ.
Данные для анализа сгруппированы по уровню стресса.
Рассчитанный коэффициент корреляции позволяет определить не только направление связи, но и её силу, он составил r = 0,70. Это свидетельствует о том, что уровень стресса (0–4 балла) влияет на успешность деятельности. При этом, эта связь оценивается как положительная и сильная. Линия тренда, представленная на графике рисунка 1, показывает рост показателей успешности деятельности педагогов ДОУ с ростом показателей уровня стресса (с 0 до 4 баллов). Такое состояние указывает на то, что при низком уровне стресса (0–2 балла) воспитатель находится в расслабленном по отношению к работе состоянии. Отсутствует мотивация к достижению высоких результатов. При повышении уровня стресса (3–4 балла), вызванном, например, мотивационными или административными методами, показатели успешности деятельности существенно повышаются.
Таким образом, на данном уровне стресса, психическое состояние воспитателя ДОУ обеспечивает высокую производительность и демонстрирует успешность его деятельности.
Графическое отображение таблицы представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Зависимость результатов деятельности воспитателей ДОУ от уровня «контроля стресса»
По аналогии определена интенсивность влияния стресса на успешность деятельности уровня «Перехода стресса» (5–7 баллов).
Коэффициент ранговой корреляции составил r = — 0,13 (корреляционная связь слабая и по направлению — отрицательная), что свидетельствует о том, что с повышением уровня стресса, переход его на уровень, граничащий с «состоянием стресса», не способствует выполнению служебных обязанностей и приводит к меньшим по сравнению с первой группой результатам деятельности. Это объясняется тем, что данный уровень определяется неустойчивым состоянием, т. е. при данном уровне стресса на работе психическое состояние работника по показателям может снизится до уровня «контроля стресса» или наоборот перейти на уровень «состояния стресса».
В случае, снижения уровня стресса и выхода индивида из группы «перехода» в группу «контроля стресса» путем профилактических мер, появляется возможность улучшить качество (результаты) его деятельности и, наоборот, с появлением признаков состояния стресса, результаты его работы существенно снижаются.
Графическое отображение показателей влияния стресса на успешность деятельности воспитателей ДОУ представлено на рисунке 2.
Рис. 2.Зависимость результатов деятельности воспитателей ДОУ от уровня «Переход стресса»
Проанализировав связь между данными уровня стресса (8–9 баллов) и результатами деятельности воспитателей ДОУ, коэффициент ранговой корреляции составил r = — 0,68. Поскольку коэффициент корреляции находится в диапазоне r > -0,30≤ -0,69, то можно интерпретировать корреляционную связь как умеренную и по направлению — отрицательную. На графике рисунка 3 представлена линия тренда, определяющая снижение данных успешности сотрудников с ростом показателей уровня стресса (с 8 до 9 баллов).
Полученные результаты исследования свидетельствуют, что при возникновении условий на рабочем месте в которых воспитатель ДОУ переходит в состояние стресса, его результативность существенно снижается.
Поэтому актуальной в данных условиях является вопрос разработки профилактических мер в целях снижения уровня стресса и повышения успешности деятельности педагогов ДОУ.
Графически результаты отображены на рисунке 3.
Рис. 3.Зависимость результатов деятельности воспитателей ДОУ от уровня «Состояние стресса»
Обобщающий выше рассмотренный материал представлен графически на рисунке 4.
Рис. 4.Зависимость результатов деятельности воспитателей ДОУ от уровня стресса
Как видно из графика, высокие результаты деятельности (42–50 баллов) показывают воспитатели, уровень стресса которых соответствуют значениям 3–4 балла (максимальным значениям уровня «контроля стресса»). Результаты переходного состояния стресса (5–7 баллов) демонстрируют снижение результативности деятельности работников по сравнению с группой «контроля стресса».
Педагоги, находящиеся в «состоянии стресса» (8–9 баллов) демонтируют наименьшие результаты деятельности (20–30 баллов).
На основании вышеизложенного, выдвинутая гипотеза о том, что существует сложная корреляционная связь между уровнем стресса и результатами профессиональной деятельности воспитателей ДОУ, высокие показатели деятельности воспитателей соответствуют максимальным значениям уровня «контроля стресса» педагогов, с ростом значений уровня стресса, данные результативности (успешности) деятельности воспитателей ДОУ снижаются, является доказанной.
Литература:
- Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. — М., 2001. — 720 с.
- Касл С. В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия /Сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. — М.: Радикс, 1995. — 214 с.
- Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ, Сер. 14 «Психология», 2000, № 3. — С. 4–21с.
- Ньюстром Дж., Дэвис К., Организационное поведение / Перевод с английского под ред. Ю. Н. Каптуревского — СПб: Изд. «Питер», 2000. — 488 с.
- Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. — СПб: Речь, 2004. — 480 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. — М., Прогресс, 1982. — 125 с.
- Е. В. Сидоренко. Методы математической обработки в психологии: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Изд. «Социально-психологический центр»,1996. —349с.