Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности
Кожокарь Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, учитель математики
ГБОУ лицея № 144 г. Санкт-Петербурга
Кожокарь Михаил Юрьевич, кандидат физико-математических наук, учитель физики
ГБОУ СОШ № 232 г. Санкт-Петербурга
В настоящее время, в связи с переходом школ на ФГОС второго поколения, в связи с новым видением целей и результатов образования, возрос интерес к проблеме развития исследовательских умений учащихся. В учебных заведениях создаются условия для участия школьников в исследовательских проектах, проводятся научно-практические конференции, функционируют школьные научные общества. Но, как правило, такая деятельность осуществляется в рамках одного учебного предмета и не позволяет учащимся вести исследовательскую деятельность на различном предметном содержании. Нами была поставлена цель организации исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование исследовательских умений, как универсальных, применимых в любой предметной области, так и специфичных для отдельных областей.
Одной из форм организации внеурочной деятельности учащихся, направленной на достижение поставленной цели, является математический клуб [3]. Математический клуб — это объединение учеников 5–6 классов, имеющее своего президента, традиции и символику. Занятия математического клуба проходят один раз в неделю, каждое занятие построено вокруг определенной настольной игры или математической головоломки. Учащиеся погружаются в атмосферу эпохи, в которой была создана, или приобрела большую популярность, выбранная для занятия игра, изучают историю появления игры, знакомятся с легендами, баснями, интересными историями и фактами, связанными с ней, строят выигрышные стратегии.
При подготовке к занятию руководитель клуба совместно с учителями-предметниками осуществляет поиск путей для установления связи предметных знаний учащихся с историческими событиями, искусством и бытом выбранной эпохи. Установление такой связи возможно через решение метапредметных заданий и постановку исследовательских вопросов.
Введение в ход занятия игры осуществляется в результате инсценировки басни, легенды, рассказа об одной из версий ее происхождения, или при выполнении метапредметного задания. Приведем пример метапредметного задания, в результате выполнения которого учащиеся смогут самостоятельно назвать игру, о которой пойдет речь на занятии, а также установиться связь игры с известными людьми и фактами.
Задание 1: перед вами 10 объектов: портреты, картина, фотографии, фрагменты текста. Разделите их на 4 группы. Объясните, какая связь между объектами внутри каждой группы.
Ррис. 1. Карточка к метапредметному заданию 1
Задания такого типа способствуют формированию универсальных исследовательских умений: умение выдвигать гипотезу, выявлять закономерности, делать обобщающие заключения, выводы.
Ученическое исследование начинается с постановки исследовательского вопроса. Приведем пример задания, которое направлено на формирование умения ставить исследовательский вопрос (универсального умения).
Задание 2: Пользуясь данными из задания 1, заполните таблицу:
Заполни пропуски: |
Сформулируй вопросы, которые ты хотел бы задать учителю: |
Александр Сергеевич Пушкин был страстным игроком в шашки, о чем свидетельствуют его современники. В одном из стихотворений Пушкина описывается зимний быт помещиков того времени, в частности, есть и такие любопытные строки: ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ |
литературы: _____________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ______________________________________ |
Наполеон Бонапарт всегда брал в военные походы перламутровую доску для игры в _________. Сидя за ней, он разрабатывал свои воинские планы и идеи, тактические приёмы. Будучи прирожденным __________, Наполеон оставил свой след не только на полях сражений Европы, но и в шашках, введя новую комбинацию, которая и была названа его именем: «Удар Наполеона». |
математики: _____________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Петр Иванович Пнин — российский художник, прославился всего одной картиной — «Игра в _________». Картина хранится в коллекции ____________ музея. |
изобразительного искусства:_______________ ________________________________________ ________________________________________ |
Лев Николаевич Толстой не был страстным любителем шашек, он серьезно увлекался шахматами. Тем не менее во всемирно известном произведении «________________» он сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры. |
истории: ________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Выбор эпохи погружения связан со временем появления игры или временем, в которое она была популярна среди населения страны. Например, на занятиях, посвященных игре в шашки, учащиеся погружались в Петровскую эпоху. Во времена Петра I шашки входили в программу ассамблей, царь активно содействовал распространению этой игры. На занятии математического клуба учащиеся реконструировали ассамблею Петра I. В процессе подготовки к таким занятиям дети исследуют объекты, явления и процессы из различных учебных предметов — истории, географии, литературы, технологии. Овладевают умением отбирать нужную информацию, систематизировать ее, ставить вопросы и находить ответы на них, развивая специфичные для различных областей исследовательские умения.
Результатом исследования в большинстве предметных областей является новый для ученика факт, но для некоторых областей, например, для литературы, искусства, это может быть новый взгляд на художественное произведение или произведение искусства. Но, в целом, восприятие человеком любого явления культуры строится на единстве логического и эмоционального. Поэтому материал для занятий должен быть подобран таким образом, чтобы развивать у учащихся логическое и эмоциональное восприятие любых ценностей материальной и духовной жизни в их единстве и многообразии. Это будет способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся, пониманию учащимися, что один и тот же объект имеет большое количество различных свойств, поэтому может быть интересен для разных наук. Таким образом, на занятиях у учащихся возникают различные исследовательские вопросы, связанные с одним и тем же объектом. Результатом ответа на такой вопрос могут стать учебно-исследовательские проекты, затрагивающие разные предметные области, а также межпредметные проекты.
Центральное место на каждом занятии занимает настольная игра.
Участники клуба изучают правила игры, играют в парах сменного состава, на занимательном материале знакомятся с такими важными понятиями теории игр, как стратегия и выигрышная стратегия. Поиски выигрышной стратегии развивают логические, комбинаторные способности учащихся, способствуют формированию исследовательских умений, специфичных для математики. Школьники применяют математические методы рассуждений в реальной ситуации, преодолевают трудность теоретического исследования. При поиске стратегий учащиеся ставят перед собой задачи: найти план действий и показать, что лучшего плана не существует, найти все оптимальные планы и т. д. Это стандартные задачи для различных областей науки и техники. Решение таких задач способствует формированию у учащихся универсальных исследовательских умений.
Проведение занятий математического клуба будет обеспечивать целостность образовательного процесса, интеграцию содержания различных учебных предметов и направлено на формирование у учащихся универсальных и специфичных для различных предметных областей исследовательских умений.
Литература:
- Стефанова Н. Л. Проблема развития исследовательских умений учащихся с позиции метаметодического подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2002. — № 3 том 2. — С. 167–175.
- Метапредметные задания как средство достижения образовательных результатов. (5–11 классы). Учебно-методическое пособие /Подходова Н. С., Аранова С. В., Комаров Б. А., Леонтьева О. В., Суворова Е. П. СПб.: Фора-принт, 2012.
- Кожокарь О. А. Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1124–1127.
- Городецкий В. Б. Книга о шашках. — М.: Детская литература, 1984. — 271 с.