This article reveals the concept of «motivation in education», which in the modern world is more relevant than ever. The volume of information is growing from year to year and so the demands on pupils in schools and students in Universities is also changing at lightning speed. The task of the teacher is to find the right and most suitable method of teaching to motivate students to study their subject. In this case an indispensable instruments for the teacher are: computer technology, knowledge of the culture of the target language and the ability to apply this knowledge. Linguistic and cultural knowledge of the teacher and the ability to use them with the aim of increasing the interest of students became the basis for writing this article. Before writing was done diagnostic work and applied the method of experiment in practice.
Key words: motivation, learning, technology, intercultural communication, creativity
Современный мир характеризуется огромных объёмом информации во всех областях знаний и иностранный язык не исключение. Поэтому изучение ИЯ приобретает всеобщую доступность, благодаря наличию различного рода обучающих программ и сайтов. Но роль педагога от этого не страдает, а лишь приобретает ещё большую актуальность.
Преподаватель ИЯ — это «живой носитель» знаний о двух лингвокультурах, способный передать свой опыт обучающимся в любой наиболее доступной для него форме, в этом состоит универсальность любого педагога.
Главной задачей учителя является выбор правильной методики обучения ИЯ, умение заинтересовать детей своим предметом, «замотивировать» на дальнейшие успехи в сфере ИЯ.
Что же такое повышение мотивации? Вслед за И. А. Зимней, будем опираться на тот факт, что «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [4, c. 18].
Каждый ребенок на уроках ИЯ (и не только) занимается в силу своих способностей и определенных черт характера. Задача педагога изучить ситуацию в классе и выбрать методику обучения, подходящую под характеристики класс. Делая выводы из личного опыта преподавания в школе, могу с уверенность сказать, что интерактивный метод наиболее эффективен на уроках. Детям гораздо интереснее и проще усваивать материал в игровой и дискуссионной деятельности, которые сопровождаются презентацией, нежели методом простого зазубривания и работы с книгой. Педагог, как носитель знаний о культурах двух стран, должен реализовать их в жизнь, создавая больше игр и различных мероприятий с погружением в иноязычную атмосферу.
Данная обстановка создается с помощью специального кабинета, оборудованного аудио и видеоаппаратурой, плакатами и фотографиями стран изучаемого языка. На таких уроках педагог учит детей работать в команде и принимать совместное решение, также развивает творческое мышление, умение вести дискуссию, аргументировать свои выказывания и строить правильные ответы. Данный метод ведения урока в совокупности с анализом проблемных ситуаций, проектных заданий и мозговым штурмом ведут к созданию благоприятной психологической атмосферы урока, к усилению речевой и интеллектуальной активности обучаемых.
Ролевая игра предусматривает умение руководствоваться в своем поведении интересами товарищей, стимулирует интерес к импровизации, заставляет принимать самостоятельные решения. Все это также, безусловно, пробуждает интерес к предмету и стимулирует положительную мотивацию [9, с. 56].
Существует великое множество способов к повышению мотивации учеников на уроках ИЯ, учитель сам выбирает, опираясь на личный опыт и предпочтение своих учеников. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: «Я — говорящий на родном языке», «Я — говорящий на иностранном языке». Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку.
Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. [3; с. 23].
Особой популярностью и эффективность в настоящее время пользуется творческий тип занятий, на которых от учеников требуется проявить себя в творческом свете восприятия информации, определив какими методами, средствами и способами преподнести культурные ценности стран изучаемых языков. Ключевыми и определяющими моментами при проведении таких уроков является активность и креативность детей. Успех и эффективность подобного мероприятия зависит от интереса к изучаемому языку, к обычаям, культуре и традициям страны.
Ученики могут показать свою креативность разными способами, а именно: концерты, сценки, танцы, песни, фотография и т. д. и т. п. Также с разрешения педагога дети могут проводить дни самоуправления, когда ученики выступают в роли учителя и проводят уроки, либо викторину, игры. Благодаря такому методу ученики получают незабываемые эмоции, опыт и впечатления вместе c новым материалом.
Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих собственных особенностей, а также из возможностей своих учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри выбранного им УМК, не нарушая его принципов. [5; с. 97].
Нетрадиционные уроки поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к обучению. Одной из главных характерных черт такого типа уроков должна быть эмоциональная насыщенность и наличие наглядного материала. От технологии, которую использует педагог на своем предмете зависит интерес к предмету. Игры в стиле «Поле чудес», «Своя игра и «Угадай» станут еще интересней для детей, если туда добавить сладкие презенты. Конечно, уроки такого типа несут нагрузку на учителя. Но они имеют огромное количество плюсов: развитие творческой стороны ребенка, навыков групповой деятельности, повышение учебной мотивации.
Такого рода творческий подход к обучению иностранным языкам пробуждает интерес к культуре и истории иноязычных стран. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать видеоуроки. [2; с. 55]
Данные мероприятия концентрируют внимание учеников на межкультурной коммуникации, ценностях и вопросах культуры. Именно культурно-познавательный интерес учеников создает основу для возникновения потребностей (другими словами мотивации) и готовности учеников к межкультурной коммуникации.
Литература:
- Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. — 1989. — № 1 — с. 21.
- Гальскова Н. Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004. — с. 55.
- Зайцева М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. — с. 23.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – 480 с.
- Комков И. Ф. Методика преподавания иностранных языков. — Минск: 1979. — с. 97.
- С. В. Кульжевич, Т. П. Лакоценина «Совсем необычный урок» // Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей — Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель» 2001. – c. 160.
- Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – с. 192.
- Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 2.
- Степанова Е. А. Игра как средство развития интереса к иностранному языку. — М.: дело, 2004. — 209 с.
- Семёнова Т. В., Семёнова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 1.
- Шадриков В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
- Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 2011. –134 с.
- Ellis R. The Study of Second Language Acquisition Text. / R. Ellis. – Oxford, 2010. – 204 p.