Показатели возрастных, индивидуальных и половых особенностей изменения антропометрических параметров головы ребенка школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Показатели возрастных, индивидуальных и половых особенностей изменения антропометрических параметров головы ребенка школьного возраста / Д. Б. Мирзакаримова, Р. М. Якубова, Н. М. Валиева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36621/ (дата обращения: 18.12.2024).



В постнатальном онтогенезе в антропометрических параметрах тела происходят не только количественные, но и качественные возрастные, индивидуальные изменения, как это справедливо было отмечено рядом авторов при изучении соматометрических частей тела.

Немногочисленность и противоречивость существующих в литературе соматометрических данных, присущих каждому возрастному периоду антропометрических показателей массы и длины тела, корпуса, туловища, головы, грудной клетки, таза и конечностей, затрудняет работу врача-педиатра по контролю за ростом и развитием ребенка, по своевременному выявлению патологии.

Поэтому клиницисты-педиатры, а также школьные врачи остро нуждаются в антропометрических данных, об особенностях соматометрических показателей у детей от 7 до 17 лет.

В связи с вышесказанным, целью нашего исследования явилось изучение возрастных, индивидуальных и половых антропометрических параметров головы у детей школьного возраста.

Цель исследованияизучить возрастные, индивидуальные и половые особенности изменения антропометрических параметров головы у детей от 7 до 17 лет.

Материал иметоды исследования. Материалом исследования послужили практически здоровые дети, учащиеся школ и академических лицеев г. Андижана. Всего обследовано 2200 детей в возрасте от 7 до 17 лет, с использованием антропометрических методов Б. А. Никитюка (1989), В. С. Сперанского с соавт. (1989), Г. Г. Автандилова (1990), с применением вариационной статистики по Б. А. Никитюку (1985).

Результаты исследования. Исследования показали, что у мальчиков в возрасте от 7 до 17 лет продольный размер головы увеличивается в 1,1 раза (с 16,1±0,1 до 17,7±0,2 см, Р>0,05), у девочек — в 1,07 раза (с 15,8±0,2 до 16,9±0,1 см, Р>0,05). При этом абсолютный прирост продольного размера головы в изученных возрастах у мальчиков составляет в 8 летнем возрасте (по сравнению с 7 лет) равнялось 0,2 см; в 9–0,1 см; в 10–0,1 см; в 11–0,11 см; в 12–0,12 см; в 13–0,02 см; в 14–0,05 см; в 15–0,08 см; в 16–0,5 см; в 17–0,22 см; у девочек — соответственно: 0,1; 0,1; 0,1; 0,04; 0,07; 0,17; 0,02; 0,2; 0,15; 0,15 см (табл.1).

Как видно из описанных данных, у мальчиков продольный размер головы наиболее интенсивно увеличивается в 16 летнем возрасте, с 8 по 12 лет — этот рост замедлен. У девочек рост продольного размера головы наиболее интенсивно происходит в 13, 15, 16, 17 лет, а в остальных возрастах рост замедлен.

Данные показали, что рост продольного размера головы в 8, 11, 12, 14, 16, 17 летнем возрасте у мальчиков больше, чем у девочек, а в 9, 10 лет — рост у обоих полов почти одинаково.

Поперечный размер головы в школьном возрасте у мальчиков увеличивается в 1,03 раза (с 14,4±0,2 до 14,9±0,1 см, Р>0,05), у девочек — в 1,06 раза (с 13,3±0,2 до 14,16±0,1 см, Р>0,05). Абсолютный прирост поперечного размера головы составляет в 8 летнем возрасте у мальчиков 0,04 см; в 9 лет — 0,06; в 10–0,04; в 11–0,05; в 12–0,01; в 13–0,02; в 14–0,03; в 15–0,03; в 16–0,13; в 17–0,09 см; у девочек — соответственно: 0,15; 0,15; 0,1; 0,18;0,14; 0,02; 0,04; 0,0; 0,05; 0,03 см. Нами отмечено, что поперечный размер головы у мальчиков наибольше увеличивается в 16, 17 летнем возрастах, в 9, 10, 11 лет несколько менее интенсивно, а в остальных возрастах наименьше, а у девочек — с 8 по 12 лет рост поперечного размера, значительно, интенсивен, чем в других возрастах.

В школьном возрасте у мальчиков высота головы увеличивается в 1,34 раза (с 10,6±0,2 до 14,2±0,1 см, Р<0,05), у девочек — в 1,28 раза (с 10,6±0,2 до 13,6±0,1 см, Р>0,05). При этом, абсолютный прирост в 8 летнем возрасте (по сравнению с 7 лет) составляет 1,26 см, в 9–0,74, в 10–0,03, в 11–0,2, в 12–0,29, в 13–0,12, в 14–0,26, в 15–0,09, в 16–0,41, в 17–0,2 см, у девочек — соответственно: 1,12; 0,88; 0,07; 0,08; 0,17; 0,06; 0,22; 0,07; 0,08; 0,25 см (табл.1). Нами отмечено, что у обоих полов высота головы наиболее интенсивно увеличивается в 8 и 9 лет, затем слегка интенсивно нарастает у мальчиков в 11, 12, 14, 16, 17 лет, а у девочек — в 12, 14, 17 лет.

Окружность головы в школьном возрасте у обоих полов слегка увеличивается (у мальчиков с 53,2±0,2 до 57,2±0,2 см, Р>0,05); у девочек — с 52,5±0,2 до 55,7±0,2 см, Р>0,05). При этом абсолютный прирост окружности головы у мальчиков составляет в 8 лет (по сравнению с 7 лет) 0,4 см; в 9 –0,15; в 10–0,51; в 11–0,32; в 12–0,08; в 13–0,07; в 14–0,07; в 15–1,32; в 16–0,51; в 17–0,47 см; у девочек соответственно: 0,32; 0,18; 0,9; 0,31; 0,47; 0,07; 0,15; 0,45; 0,2; 0,15 см. Как показали исследования, у мальчиков окружность головы существенно увеличивается в 15 лет, затем почти в 2,5 раза меньше в 10, 16, 17 лет, а в остальных возрастах незначительно нарастает. У девочек окружность головы увеличивается менее интенсивно (в 8, 11, 12, 15 лет), чем у мальчиков (табл. 1).

Высота лица от 7 до 17 лет у мальчиков увеличивается в 1,17 раза (с 10,5±0,2 до 12,2±0,1 см, Р>0,05), т. е. в среднем на 1,7 см; у девочек — в 1,1 раза (с 10,6±0,2 до 11,7±0,1 см, Р>0,05), т. е. в среднем на 1,1 см. (табл.2). При этом наиболее интенсивный рост высоты лица у мальчиков наблюдается в 12 летнем возрасте, у девочек — в 12 и 13 лет.

Ширина лица в школьном периоде у мальчиков увеличивается в 1,17 раза (с 8,8±0,2 до 10,3±0,2 см, Р>0,05), т. е. в среднем на 1,5 см, у девочек — в 1,2 раза (с 8,7±0,3 до 10,4±0,2 см, Р<0,05), т. е. в среднем на 1,7 см. Нами отмечено, что у мальчиков ширина лица наиболее интенсивно увеличивается в 8, 9, 12 и 15 лет, а у девочек в 8, 9 и 17 лет. Следует отметить, что рост ширины лица особенно интенсивен у мальчиков в 8 лет, а у девочек в 8 и 17 лет (табл. 2).

Исследования показали, что у мальчиков челюстная ширина лица от 7 до 17 лет увеличивается в 1,19 раза (с 7,4±0,2 до 8,8±0,2 см, Р<0,05), т. е. в среднем на 1,4 см; у девочек — в 1,24 раза (с 7,2±0,2 до 8,9±0,2 см, Р<0,05), т. е. в среднем на 1,7 см. При этом интенсивный рост челюстной ширины лица в школьном периоде у мальчиков происходит — в 9 и 17 лет, а у девочек — 8,14 и 17 лет.

Выводы. У детей в школьном возрасте наибольше увеличивается высота головы (у мальчиков — в 1,34 раза, у девочек — в 1,28 раза); продольный диаметр — соответственно: 1,1 и 1,07 раза; поперечный — в 1,03 и 1,06 раза и слегка окружность головы. Что касается ширины лица, то она более вариабельна, чем высота. При этом, в 7 летнем возрасте ширина лица у девочек меньше, чем у мальчиков, в 8–9 лет у обоих полов почти одинаково, в 10–11 лет — девочки превосходят мальчиков, в 12–13 лет — вновь почти одинаково, в 14 лет — больше у девочек, начиная с 15 лет — ширина лица у девочек отстает в росте, чем у мальчиков. Рост высоты головы и лица связано, в первую очередь, с прорезыванием постоянных зубов. Ускорение роста лицевых размеров головы в возрасте 12–15 лет у девочек начинается раньше и отмечается меньшей продолжительностью, по сравнению с мальчиками. В возрасте от 14 до 17 лет, когда у мальчиков наблюдается значительное увеличение скорости роста лицевых размеров, у девочеко на минимальна.

Следовательно, продольный, поперечный размеры и окружность головы у мальчиков во всех возрастах больше, чем у девочек, а высота лица в возрасте 7–10 лет почти одинаково, а в 11–17 лет у мальчиков больше.

Таблица 1

Динамика роста диаметров головы ушкольников г. Андижана (Х±m, min-max, всм)

Параметры / Возраст

Продольный размер головы (n-100)

Поперечный размер головы (n-100)

Высота головы (n-100)

Окружность головы (n-100)

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

7 лет

16,1±0,1

15,0–17,0

15,8±0,2

14,0–17,5

14,4±0,2

13,0–15,5

13,3±0,2

12,0–15,7

10,6±0,2

9,0–11,5

10,6±0,2

9,5–12,0

53,2±0,2

50,5–56,0

52,5±0,2

48,5–56,0

8 лет

16,3±0,08

15,0–17,50

15,90±0,06

14,50–17,0

14,44±0,08

12,50–15,50

13,45±0,05

12,0–15,50

11,86±0,06 **

10,50–12,50

11,72±0,04 **

11,0–12,50

53,60±0,15

52,0–56,0

52,82±0,14

50,0–55,0

9 лет

16,7±0,1 *

14,0–17,0

16,0±0,2

15,0–17,0

14,5±0,2

12,0–15,5

13,6±0,2

12,5–15,5

12,6±0,2 *

11,0–14,0

12,6±0,1 *

11,5–13,5

53,75±0,2

51,0–56,0

53,0±0,1

51,0–55,2

10 лет

16,5±0,04

15,50–17,50

16,10±0,09

15,0–17,50

14,54±0,04

13,0–15,0

13,70±0,09

12,0–14,70

12,63±0,05

11,50–13,50

12,67±0,06

11,50–13,40

54,36±0,09

53,0–56,50

53,90±0,21 **

51,0–56,0

11 лет

16,61±0,05

15,50–17,50

16,14±0,07

15,0–17,0

14,59±0,05

13,0–15,50

13,88±0,09

12,50–14,70

12,83±0,05

12,0–13,70

12,75±0,07

11,80–13,50

54,68±0,13

51,40–58,0

54,21±0,17

52,0–57,0

12 лет

16,73±0,05

15,50–18,0

16,21±0,09

15,0–17,50

14,60±0,06

12,50–15,50

14,02±0,06

13,0–15,0

13,12±0,04

12,0–14,0

12,92±0,07

12,0–13,70

54,76±0,11

53,0–57,70

54,68±0,27 *

51,0–58,0

13 лет

16,75±0,06

15,40–18,0

16,38±0,07

15,50–17,60

14,62±0,07

12,0–16,0

14,04±0,08

13,0–15,0

13,24±0,04

12,50–14,20

12,98±0,08

12,0–13,80

54,83±0,14

52,0–57,70

54,75±0,19

52,0–57,0

14 лет

16,80±0,2

15,3–18,0

16,4±0,1

15,0–17,5

14,65±0,2

12,0–15,0

14,08±0,2

12,0–15,0

13,5±0,1

12,9–14,2

13,2±0,1

12,0–13,<

54,9±0,2

52,0–58,0

54,9±0,2

52,0–58,0

15 лет

16,88±0,06

16,0–18,0

16,60±0,08

15,50–18,0

14,68±0,07

13,0–15,50

14,08±0,10

12,0–15,0

13,59±0,04

12,50–14,30

13,27±0,09

11,90–14,50

56,22±0,13 **

54,0–58,50

55,35±0,22 *

52,0–58,0

16 лет

17,48±0,06 *

16,0–18,20

16,75±0,08

16,0–18,0

14,81±0,06

14,0–16,0

14,13±0,09

12,0–15,0

14,0±0,04 *

13,40–14,80

13,35±0,06

12,0–14,0

56,73±0,10 *

54,0–58,0

55,55±0,20

52,50–58,0

17 лет

17,7±0,2

16,0–19,0

16,9±0,1

16,0–18,0

14,9±0,1

14,0–16,0

14,16±0,1

12,5–15,5

14,2±0,1

13,0–14,5

13,6±0,1

12,8–14,0

57,2±0,2

54,0–60,0

55,7±0,2

53,0–58,6

Примечание: * — Р< 0,05; ** — Р < 0,01; *** — Р < 0,001, без звёздочки — Р > 0,05

Таблица 2

Динамика роста размеров лица ушкольников г. Андижана (Х±m, min-max, всм)

Параметры / Возраст

Высота лица (n-100)

Ширина лица (n-100)

Челюстная ширина лица (n-100)

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

7 лет

10,5±0,2

10,2–12,5

10,6±0,2

9,6–12,5

8,8±0,2

7,5–10,3

8,7±0,3

7,0–10,5

7,4±0,2

6,5–9,0

7,2±0,2

6,0–8,6

8 лет

10,72±0,08

10,00–12,50

10,69±0,03

10,00–11,20

9,16±0,06

8,00–10,00

9,15±0,04 *

8,20–9,90

7,59±0,07

6,70–8,70

7,69±0,05 *

7,00–9,00

9 лет

10,8±0,2

9,7–12,0

10,7±0,2

9,6–11,7

9,4±0,2

8,4–10,6

9,4±0,1

9,0–10,6

7,8±0,2

7,1–9,4

7,74±0,2

7,0–9,8

10 лет

10,89±0,04

10,30–12,20

10,73±0,07

9,60–11,70

9,45±0,04

8,70–10,00

9,50±0,07

8,20–10,00

7,95±0,06

6,70–9,20

7,83±0,07

6,60–8,50

11 лет

10,91±0,04

10,30–12,00

10,84±0,08

9,50–12,20

9,49±0,04

8,80–10,20

9,55±0,06

8,60–10,10

8,02±0,05

7,00–8,80

7,87±0,06

7,00–8,50

12 лет

11,33±0,04 *

10,20–12,20

11,05±0,06

10,10–11,90

9,72±0,05

9,00–11,10

9,69±0,06

9,00–10,40

8,18±0,04

7,30–9,20

7,99±0,05

7,00–8,60

13 лет

11,49±0,05

10,50–12,50

11,34±0,07

10,20–12,50

9,81±0,07

8,20–11,10

9,76±0,07

9,00–10,80

8,28±0,05

7,00–9,50

8,02±0,08

7,00–9,00

14 лет

11,6±0,2

10,2–12,6

11,4±0,2

10,0–12,5

9,87±0,2

8,2–11,4

9,9±0,2

8,2–11,5

8,32±0,2

7,0–9,5

8,27±0,2

7,0–9,5

15 лет

11,98±0,05 *

11,00–13,00

11,47±0,07

10,80–12,50

10,10±0,05

8,50–10,80

9,96±0,09

8,50–11,50

8,4±0,04

7,20–8,80

8,37±0,10

7,00–9,80

16 лет

12,14±0,04

11,20–12,70

11,53±0,07

10,40–12,50

10,23±0,06

8,50–11,60

10,07±0,08

9,00–11,50

8,44±0,04

7,50–9,40

8,49±0,08

7,20±9,50

17 лет

12,2±0,1

11,3–13,0

11,7±0,1

10,6–12,2

10,3±0,2

8,8–11,3

10,4±0,2 *

9,0–11,5

8,8±0,2 *

7,7–9,8

8,9±0,2 *

7,5–10,2

Примечание: * — Р< 0,05; ** — Р < 0,01; *** — Р < 0,001, без звёздочки — Р > 0,05

Литература:

  1. Автандилов Г. Г. Медицинская морфометрия — М., Медицина, 1990. — С. 384.
  2. Андронеску А. Изменения человеческого тела с возрастом. // IX — международный конгресс анатомов. Тезисы докладов. — Ленинград, 17–22 августа. — 1970. — с. 9.
  3. Байдик О. Д. Возрастная изменчивость мозгового отдела головы у европеоидов Алтая //Морфология. — СПБ, 2006. — Т. 129, № 4. — С. 16.
  4. Година К. З., Миклашевская Н. Н. Влияние урбанизации на ростовые процессы у детей и подростков // Урбоэкология. — М., 1990. — С. 92–102.
  5. Жвавый Н. Ф., Орлов С. А., Чирятьева Т. В. и др. Индивидуально-типологическая изменчивость конституции детей Тюменской области // Российск. морфологические ведомости. — Москва. 1999. — № 1–2. — С. 68.
  6. Миклашевская Н. Н., Соловьёва В. С., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. // М.: Издательство МГУ, 1988. — с. 527.
  7. Мирбабаева С. А., Жеенбаев Ж. Ж. Особенности роста размеров головы у детей 7–12 лет в условиях низкогорья // Новые исследования – альманах. Матер. международ. науч. конф. «Физиология развития человека» — Москва, 2004. — С. 272.
  8. Сперанский В. С., Зайченко А. И. Основы медицинской краниологии // М., Медицина, 1988. — С. 285.
  9. Шапоренко П. Ф., Шипицына А. В., Ермольева В. А. Особенности морфологических стандартов головы у новорожденных, юношей и девушек 17–21 года // Морфология. — 2004. — Том 126, № 4. — С. 139.
  10. Martin R. Kramiologie A. Kraniometrische Technik.-In: Lehrbuch der Anthropologie in Systematischer Darstellung.-2. Aufl.-Jena: G. Fischer, 1928.– Br. 2. — S. 579–991.
  11. Wang J., Thornton J. C., Kolesnic S. Anthropometry in body composition: An overview // Ann N. J. Acad. Sci. – 2000. – V 904. – P. 317–326.
Основные термины (генерируются автоматически): летний возраст, девочка, мальчик, продольный размер головы, школьный возраст, абсолютный прирост, окружность головы, поперечный размер головы, раз, антропометрический параметр головы.


Похожие статьи

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Моделирование антропометрических признаков с учетом факторов питания подростков 10-17 лет

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Оценка факторов риска санитарно-эпидемиологического здоровья населения в условиях Забайкальского края

Похожие статьи

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Моделирование антропометрических признаков с учетом факторов питания подростков 10-17 лет

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Оценка факторов риска санитарно-эпидемиологического здоровья населения в условиях Забайкальского края

Задать вопрос