В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описаниеразличных подходов к определению этих понятий.
Ключевые слова: направленность личности, профессиональная ориентация, педагогический университет, студент, практика
В настоящее время человек изменяет окружающий мир значительно быстрее, чем себя, свое собственное сознание, а потому не успевает вписываться в этот мир. Современный человек живет в мире техносферы, где создаваемые им технические системы требуют не только повышенной осторожности в обращении с ними, но и радикально меняют стиль его мышления и поведения. Стихийное развитие цивилизации закончилось, и это резко увеличивает ответственность каждого человека за принимаемые ими решения.
Стратегический план развития до 2020 года, названный Н. А. Назарбаевым как «казахстанский путь к лидерству», включает в себя такую стратегическую задачу как повышение конкурентоспособности человеческого капитала, так как с Казахстаном, занимающем 9-ое место в мире по территории и имеющей всего 16 с небольшим миллионов человек населения — будут считаться лишь при условии наличия развитых технологий. Однако сами по себе технологии — без человека, без развитого, в полном смысле этого слова, конкурентоспособного человеческого капитала — ничто. Поэтому необходимость обеспечения эффективной жизнедеятельности человека в условиях техногенной цивилизации, переориентации общественного сознания на приобретение качественно новых знаний и навыков, раскрытие интеллектуального человеческого потенциала имеет для Казахстана первостепенное значение. Как известно, в узком смысле одной из форм такого капитала является образование [1].
Изменение самой жизни, ставшей теперь динамичной, информационно насыщенной и переставшей быть однозначно заданной, предъявляет новые требования к образованию:помочь учащемуся стать грамотным в вопросах разрешения жизненных ситуаций. Что в свою очередь ставит высокие требования к современному учителю. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Современный учитель должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки — осмыслять и описывать свой профессиональный опыт [2].
Именно такого выпускника сегодня должны давать государству профессиональные учебные учреждения.
В период обучения в вузе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, то есть личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии и в будущем достичь мастерства и признания.
В своем диссертационном исследовании В. Л. Крайник, предлагая модель формирования культуры учебной деятельности будущего педагога, указывает на ее теоретическое и прикладное значение. «Она предопределяет логику и специфику практических действий и представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов сформированности» [3].
К феномену«направленности» впервые обратился С. Л. Рубинштейн, рассматривавший его как «совокупность «динамических тенденций», выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек» [4].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодняшний момент не существует общепринятого определения феномена «направленность». Он определяется как совокупность взглядов, идей, убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и важных целей; как целостная система установок, побуждений, определяющих избирательность отношений, ценностных ориентаций личности, доминирующих мотивов личности, определяющих ее отношение к действительности.
Мы же данный феномен понимаем как стойкое отношение личности к окружающему его миру, позволяющее сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни.
Будучи сформированной, ставшей свойством личности, такая профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов и эффективность деятельности в целом, что позволит в будущем достичь высоких результатов своей педагогической деятельности, стать мастером, новатором в своей профессии, иначе говоря, достичь акмеологическогопика профессионализма.
Но данную направленность у студентов необходимо формировать: укреплять у них положительное отношение к будущей профессии учителя, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания вуза. Постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, человек должен удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии.
Профессиональная направленность приобретает нужные черты в деятельности, которая по содержанию и условиям своего осуществления психологически и фактически приближена к деятельности специалиста после окончания вуза. Речь идет о моделировании профессионального труда (его задач, стиля, способов, мотивов), создании условий, при которых студенты на основе полученных знаний, опыта, качеств упражняются в успешном выполнении функций специалистов по профилю своего вуза. Например, показателями профессионально-педагогической направленности являются наличие интереса к педагогической деятельности и профессионально-педагогического самовоспитания. Именно в период педагогической практики в школе происходит становление профессионально-педагогической направленности у большинства студентов.
Практика (от греч. деятельный, активный) — это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. По Гегелю, практика — есть определенная деятельность мышления, а в конечном итоге, космическая деятельность «абсолютной идеи», которая творит мир, познавая самого себя [5]. В качестве основополагающей философской категории понятие практики, как критерия истины, было сформулировано К. Марксом в его «Тезисах о Фейербахе» [6].
В современном философском словаре практика определяется как реальная чувствительно-предметная деятельность по активному освоению и преобразованию природных и социальных условий существования человека, а также усовершенствованию и развитию возможностей его жизнедеятельности» [7].Так, практика не просто отождествляется с опытом человечества, а, прежде всего, подчеркивает активный, преобразующий характер такой деятельности.
Установлено, что практика, образуя диалектическое единство с познавательной деятельностью человека, теорией, является их диалектической основой, источником научного познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке.
Педагогическая практика как форма «предоставления» (или «предъявления») социально-профессиональной среды для студентов способствует переводу общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей в их личностную систему, ориентация на которые определяет уровень развития специалиста и эффективность его деятельности.
Мы считаем, что необходимо обеспечить единство данных аспектов на основе формирования профессионально-ценностных ориентаций.
Поэтапность (или ступенчатость) педагогической практики (адаптационно-ознакомительный, организационно-воспитательный, учебно-методический этапы) обусловлена содержанием и характером деятельности практиканта, связанной со стадиями становления его субъектной позиции.
Эффективность педагогической практики в значительной степени зависит от определения ее целей, задач, принципов, содержания и умелой организации, включая знание общих закономерностей развития личности. В связи с этим, способствование адаптации будущего специалиста в условиях предстоящей профессиональной деятельности является целью педагогической практики, что, в свою очередь, позволит: глубоко изучить структуру и ход учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях по месту прохождения практики; углубить и закрепить знания, полученные студентами в вузе, приобрести новые знания, включаться в усложняющиеся виды практической деятельности; формировать умения и навыки, компетентности в подготовке и проведении уроков с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий обучения, направленных на формирование и развитие личностных качеств учащихся, и внеклассной воспитательной работы; формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работе, умения применять методы психолого-педагогического исследования. Основные задачи педагогической практики определены и закреплены в нормативных документах по ее организации и проведению в высших педагогических учебных заведениях.
В этих условиях, именно на практике студент может определить, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выявить степень соотнесенности личностных качествс профессией педагога.
Анализ опросов студентов до и после прохождения педагогической практики, показал, что если до практики только около 60 % хотят заниматься преподавательской деятельностью, то после прохождения практики этот показатель увеличивается в среднем на 25 %.
Целенаправленная организация педагогической практики, при умелом руководстве ею в единстве с теоретическими и практическими занятиями в вузе призвана способствовать профессиональной направленности студентов педагогических специальностей.
Литература:
- Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922).
- Занина Л. В. Основы педагогического мастерства / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 288 с.
- Крайник В. Л. Сущностные аспекты культуры учебной деятельности как педагогического феномена [Текст] / В. Л. Крайник // Образование и наука. — Екатеринбург. — 2007. — № 2 (44). — 27–35 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.
- Гегель. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. — Москва, 1861–1868. Перевод В. П. Чижова.
- Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 377.
- Кемеров В. Е. Современный философский словарь. — Издательство: Панпринт, 1998. — 1065 с.