Политические и социально-экономические процессы в современном мире постоянно меняют характер миграции, втягивая в ее сферу различные государства. Локальные военные конфликты и общее неблагополучие в отдельных регионах приводят к росту вынужденной миграции. Она подразумевает временное или постоянное изменение места проживания, не зависит от желания людей и определяется такими обстоятельствами, как стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия или нарушение прав и свобод граждан в отдельных регионах. В международном праве люди, вынужденные мигрировать из мест своего проживания, получают статус беженцев. Однако в российском законодательстве используется еще одна категория — «вынужденные переселенцы». Согласно определению, это граждане Российской Федерации, вынужденные или намеревающиеся покинуть место постоянного проживания на территории иного государства или Российской Федерации вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию в связи с обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека [3].
Однако данное юридическое определение в силу исторически сложившихся обстоятельств в ряде случае расширяется и охватывает отдельные категории вынужденных переселенцев, не имеющих гражданства России. Распад Советского Союза привел к тому, что часть населения, принимающая российскую культуру и русский язык в качестве основного, осталась проживать в бывших союзных республиках, ставших суверенными государствами. Вспышки политической нестабильности в некоторых из них (Грузия, Киргизия, Украина) стали причиной вынужденной миграции русскоязычного населения в Россию. Несмотря на отсутствие российского гражданства, им была оказана необходимая помощь, а в общественном сознании и СМИ они представлялись в качестве вынужденных переселенцев.
В настоящее время проблема социальной работы с вынужденными переселенцами является одним из наиболее значимых направлений государственной политики. В задачи социальной работы с вынужденными переселенцами входит их адаптация к новым условиям проживания, помощь в получении работы и приобретении жилья, поддержка процесса ресоциализации вынужденных переселенцев в условиях региона, который был выбран ими в качестве места проживания. Успешность решения данных задач зависит от ряда факторов, которые можно разделить на объективные (законодательная база принимающей страны, состояние рынка труда, социально-экономические условия региона проживания, отношение местного населения к вынужденным переселенцам). К субъективным условиям можно отнести личностные особенности вынужденных переселенцев (цели, интересы, потребности, ценностные ориентации, мотивы и установки). При этом на адаптацию вынужденных переселенцев могут оказывать влияние обстоятельства вытеснения из страны, где они проживали ранее. В случае военных конфликтов или преследований за те или иные убеждения, адаптация может осложняться психологическими травмами и перенесенным стрессом [1].
Сложности, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы, могут обуславливаться социально-экономической ситуацией в регионе, поскольку уровень жизни в различных регионах Российской Федерации может значительно отличаться. Кризисные процессы в экономике российских регионов, осложнившиеся в последние годы, приводят к тому, что вынужденным переселенцам значительно сложнее обустроиться на новом месте жительства, чем раньше. Невозможность получения постоянной работы и заработка необходимого для обеспечения всех нужд семей вынужденных переселенцев приводит к их оттоку в более благополучные регионы, а чаще всего в крупные города.
Существенную проблему представляет также оформление всех необходимых документов и постановка на учет в органах регистрации и социального обслуживания. Сложный порядок получения российского гражданства приводит к тому, что определенная часть вынужденных переселенцев возвращается обратно, не сумев справиться с многочисленными бюрократическими барьерами. При этом получение гражданства непосредственно влияет на оказание государственной помощи в процессе адаптации вынужденных переселенцев. Второй по сложности проблемой является получение прописки, которая оказывает значительное влияние на легализацию положения вынужденных переселенцев в конкретном регионе.
Успешность адаптации вынужденных переселенцев находится в непосредственной зависимости от их трудоустройства и решения жилищной проблемы. Именно трудоустройство, по данным исследований, дает вынужденным переселенцам ощущение наличия жизненной перспективы. Получение собственного жилья сопряжено с серьезными трудностями даже в том случае, если вынужденные переселенцы зарегистрированы в Федеральной миграционной службе и их статус нуждающихся официально подтвержден.
Фактором, облегчающим адаптацию вынужденных переселенцев, является наличие родственников и знакомых в регионе проживания. Это объясняется тем, что вынужденные переселенцы получают психологическую поддержку, а также опосредованно включаются в систему социальных отношений. Однако вынужденным переселенцам не всегда удается обосноваться в регионе, где проживают их родственники, а, кроме того, вынужденным переселенцам сложно рассчитывать на поддержку родственников, если отношения между ними какое-то время не поддерживались.
Действия социального работника при оказании помощи вынужденным переселенцам должны учитывать действие вышеуказанных факторов и проблем. Социальный работник оказывает информационную и консультативную помощь вынужденным переселенцам при постановке на учет в Федеральной миграционной службе и в процессе получения гражданства. При необходимости социальный работник может принимать на себя функции посредника при взаимодействии вынужденных переселенцев с работниками контролирующих органов. Такое направление деятельности обуславливается необходимостью соблюдения прав вынужденных переселенцев в ходе их адаптации в регионе проживания. Осуществление координационно-диспетчерской деятельности предполагает, что социальный работник организует и обеспечивает взаимодействие вынужденных переселенцев, представителей Федеральной миграционной службы и органов муниципальной власти.
Е. И. Холостова полагает, что технологии социальной работы с вынужденными переселенцами основываются на следующих положениях: во-первых, адаптация вынужденных переселенцев является важным фактором развития социально-экономических отношений в регионе; во-вторых, адаптация вынужденных переселенцев и их интеграция в существующие отношения не может быть осуществлена только за счет деятельности социального работника, для этого необходима помощь органов федеральной и муниципальной власти; в-третьих, адаптация и ресоциализация вынужденных переселенцев — это процесс, рассчитанный на длительный срок [4].
Социальная работа с вынужденными переселенцами преследует также профилактическую цель, поскольку их адаптация к действительной социально-экономической ситуации является условием поддержания стабильности в регионе и способствует снижению уровня социальной напряженности.
Социальный работник может содействовать получению вынужденными переселенцами различных видов материальной помощи и поддержки: предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, в коммунальном обслуживании); пособия на детей и по безработице, пенсии и др.; льготное налогообложение, адресная помощь малоимущим. Социальным работником оказывается помощь при устройстве детей вынужденных переселенцев в учебные заведения по месту жительства.
Как и во всех других случаях, социальная работа с вынужденными переселенцами реализуется по двум направлениям. Во-первых, оказание помощи отдельным людям или группе людей. Во-вторых, организационная работа, включающая в себя разработку различных программ помощи и социальных проектов [2].
К конкретным технологиям социальной работы с вынужденными переселенцами относится оказание помощи по следующим направлениям: нормативно-правовое, медико-социальное, социально-психологическое, социально-педагогическое, материальное. Оказание помощи вынужденным переселенцам включает в себя проведение социальных консультаций, реабилитацию в стационарных или нестационарных условиях, изучение потребности в социальной помощи, содействие в получении пенсий и пособий, организацию самозанятости вынужденных переселенцев, выявление вынужденных переселенцев с отклоняющимся поведением и его профилактику, помощь в получении жилья вынужденными переселенцами, организация сотрудничества различных учреждений и служб для оказания помощи вынужденным переселенцам.
Социальный работник осуществляет постоянный мониторинг, направленный на выявление проблем вынужденных переселенцев. В рамках этой деятельности осуществляется информирование вынужденных переселенцев о деятельности социальных служб, собирается информация о положении вынужденных переселенцев, а также производится информирование общественности о проблемах вынужденных переселенцев с целью установления устойчивых социальных связей.
В работе по решению социально-психологических проблем вынужденных переселенцев социальный работник привлекает специалистов соответствующего профиля и координирует их деятельность. В содержание такой работы входит психологическое консультирование, коррекция адаптационных проблем, оказание помощи по преодолению кризисных состояний и стресса. За счет привлечения специалистов педагогического профиля осуществляется консультирование по вопросам семьи и воспитания, проводится работа с детьми и подростками, оказывается помощь при поступлении в различные образовательные учреждения. Сотрудничество с правоохранительными органами обеспечивает защиту прав вынужденных переселенцев и позволяет консультировать их по различным юридическим вопросам.
Помимо этого вынужденным переселенцам может быть оказана материальная помощь с учетом индивидуальной ситуации. Она может оказываться государственными структурами, благотворительными организациями и представителями бизнеса. Такая помощь может производиться в виде различных единовременных денежных выплат и ссуд или за счет предоставления вынужденным переселенцам продуктов, вещей или иной натуральной помощи.
Следовательно, социальная работа с вынужденными переселенцами направлена на их адаптацию к условиям региона проживания. Для этого социальный работник в сотрудничестве с органами власти и различными службами организует систему материальной, консультативно-правовой, социально-психологической и социально-педагогической помощи вынужденным переселенцам.
Литература:
- Бритвина, И. Б. Факторы, детерминирующие процесс адаптации вынужденных мигрантов из стран ближнего зарубежья / И. Б. Бритвина // Известия Челябинского научного центра УРО РАН. — 2005. — № 2. — С.124–128
- Прокушева Н. В. Практические методы социальной работы с вынужденными мигрантами / Н. В. Прокушева // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. — № 5. — С.254–259
- Прокушева Н. В. Определение статуса и понятий беженца и вынужденного переселенца / Н. В. Прокушева // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. — № 5. — С.253–259
- Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с