Поле обретения независимости от Великобритании в 1919 г. Афганистан начал укреплять свои вооруженные силы. Третья англо-афганская война, несмотря на победу Афганистана, показала, что афганская армия крайне плохо оснащена. Наряду с устаревшей материальной частью в пехоте, артиллерии и кавалерии ощущалось отсутствие современных родов войск — таких, например, как бронетанковые и радиотехнические.
Но, в отличие от радиостанций, пулеметов и авиации, бронетехника в те годы не была особой необходимостью для афганской армии. Связано это было, во-первых, с особенностями географии Афганистана. Горная страна с немногочисленными дорогами и в более позднее время не располагала к применению более-менее крупных танковых подразделений, а на начало 1920-х г. г. многие части страны были соединены с центром только караванными дрогами, которые были непроходимы для тяжелой техники. Во-вторых, афганское командование попросту не успело оценить мощь этого рода войск. До 1927 г. афганская армия сталкивалась с бронетехникой только один раз. В 1919 г. английские войска применяли на Пактийском фронте, среди прочего, и несколько бронированных автомобилей [3, с.97], но они практически никак не повлияли на ход боевых действий и привлекались в основном к патрулированию. Наконец, и танки, и бронированные автомобили стоили непомерно дорого для афганского военного бюджета.
Точной даты поставки первых единиц бронированной техники в Афганистан на данный момент нет. Некоторые научно-популярные издания сообщают, что якобы в 1923 г. СССР передал Афганистану 4 легких танка Renault FT-17, захваченных в 1920 г. в Польше [5, с.126]. Примечательно, что такой же версии придерживалось и Министерство иностранных дел Польши, добиваясь передачи одного из сохранившихся афганских «Рено» [13]. Но данная информация выглядит достаточно сомнительной. В период с 1922 по 1923 г.г. отношения СССР и Афганистана переживали не самые лучшие времена. Кроме того, в 1923 г. четыре танка составляли примерно 1/8 из всех имевшихся в СССР боеспособных танков, заменить которые в ближайшей перспективе было нечем. Наконец, советские ведомственные издания до 1928 г. сообщают о полном отсутствии у Афганистана каких-либо танков [2, с.58].
Первые более-менее достоверно подтвержденные попытки приобрести бронетехнику за границей приходятся на конец 1926 г. Примерно в это время Афганистан начал рассматривать вариант закупки во Франции четырех бронеавтомобилей неустановленной марки [1, с.98]. Связано это было, вероятно, с проведением очередной армейской реформы.
В ходе своего заграничного турне (конец 1927 — начало 1928 г.г.) правитель Афганистана Аманулла-хан и его окружение впервые увидели применение крупных (по меркам 1920-х г. г.) бронетанковых соединений в полигонных условиях в Великобритании и СССР.
Одним только посещением маневров это не закончилось. Аманулла заключил несколько контрактов на поставку танков и бронеавтомобилей в Афганистан. В Италии был приобретен один бронеавтомобиль Lancia IZM, ещё одна бронемашина (Lancia IZ — более ранняя модификация Lancia IZM) была просто подарена Аманулле [12, p.292]. СССР подарил Аманулле два легких танка «Рено» [14, p.363], для которых на тот момент уже была найдена замена в виде МС-1/Т-18, а Великобритания подарила Афганистану три бронеавтомобиля Роллс-Ройс [14, p.355]. Вся эта техника, произведенная во времена Первой Мировой войны, к 1928 г. уже успела устареть, и постепенно заменялась в европейских армиях новыми образцами, так что эти подарки обошлись вышеуказанным государствам сравнительно дешево.
Самый крупный контракт был заключен с Францией. Аманулле давалось разрешение на покупку пяти единиц бронетехники [12, p.292] (вероятно, три легких танка «Рено» и два полугусеничных бронированных автомобиля «Ситроен-Кегресс» М23). В общей сложности, по данным афганской правительственной газеты «Анис» за 30.08.1928, Аманулла в ходе турне купил и получил в подарок 11 броневиков и танков [6, с.154]. Отдельно следует отметить, что какой-либо вспомогательной техники (танковые транспортеры, передвижные мастерские и т. д.) закуплено или получено в подарок не было. Бросается в глаза также разнотипность парка закупленной техники.
После возвращения из Европы Аманулла-хан начал ускорять политику реформ, что вкупе с ухудшавшейся экономической ситуацией настроило немалую часть населения Афганистана против правительства. Летом 1928 г. восстания начались практически одновременно как на севере Афганистана, так и в зоне пуштунских племен. На севере страны, в Кухдамане, действовали отряды таджика Бачаи-Сакао, а в Восточной провинции, в окрестностях Джелалабада, против эмира восстало племя шинвари, что привело к цепной реакции среди других пуштунских племен.
Основные боевые действия начались уже осенью 1928 г. К тому моменту в страну успели прибыть только два итальянских бронеавтомобиля и два советских танка. Французская бронетехника, на которую Аманулла очень рассчитывал, начала прибывать только в октябре, да и для её транспортировки необходимы были грузовики большой грузоподъемности, которых у Афганистана было очень мало [14, p.411]. Великобритания с началом боевых действий вовсе перестала передавать Афганистану оружие [12, p.130].
Имеющаяся техника к началу октября была распределена следующим образом: в Кабуле находилось 2 итальянских бронеавтомобиля [11, с.161]; в Кандагаре — один «Рено»; поставленные из Франции три танка «Рено» и два полугусеничных броневика «Ситроен-Кегресс» находились в городе Спин-Булдак (на границе с Британской Индией) [15, p.6]. Местонахождение ещё одного поставленного из СССР «Рено» неизвестно. В связи с начавшимся восстанием никаких специальных подразделений для танков и бронеавтомобилей не создавалось, и они просто придавались пехоте.
Первое применение бронеавтомобилей в гражданской войне 1928–1929 г.г. было под Джелелабадом, который с 1 декабря 1982 г. был осажден повстанцами. 7 декабря в район Джелалабада прибыло подкрепление под командованием кабульского губернатора Али-Ахмад-хана [9, с.49]. Среди прочего, в прибывшем из Кабула войске в небольшом количестве (вероятно, 1–2 единицы) имелись и бронеавтомобили [9, с.50]. Броневики находились под Джелалабадом всего три дня, и в боях практически не применялись. Главной их задачей было психологическое воздействие на повстанцев. Уже 9 декабря путем некоторых уступок и денежных выдач правительству удалось сговориться с повстанцами на десятидневное перемирие, которое позволило Аманулле-хану перебросить часть войск (в том числе и бронеавтомобили) с южного на северный фронт, под Кабул.
Через пять дней, 14 декабря 1928 г. начались первые бои за Кабул. В ходе обороны города использовались оба итальянских бронеавтомобиля. Бронемашины использовались как огневые точки, обороняя дорогу Кабул-Пагман [11, с.161]. Каких-либо особых успехов афганские бронесилы в боях за Кабул не достигли. По свидетельству советского военного атташе В. М. Примакова, бронемашины использовались плохо и неумело, что не позволило реализовать их огневую мощь [7, с.144]. Помимо отсутствия опыта применения подобной техники и недостатка обученного личного состава, бронечасти столкнулись с обычными проблемами армии времен Амануллы-хана, например, с низкой дисциплиной. К примеру, 16 декабря один из броневиков был направлен с фронта на базар для закупки хлеба [11, с.166].
18 января, после месяца боев, Кабул пал под натиском отрядов Бачаи-Сакао. Кухдаманцам досталось большое количество вооружения, в том числе и оба итальянских бронеавтомобиля. Броневики рассматривались новым правительством скорее как бронированные автомобили с пулеметами, нежели как боевое средство. Один из них использовался как личный автомобиль Бачаи-Сакао [11, с. 237]. В целом, в войсках Бачаи-Сакао (который короновался как эмир Хабибулла) бронеавтомобили себя практически никак не проявили.
Гражданская война продолжалась. Аманулла-хан бежал в Кандагар, где продолжил борьбу против «узурпатора», а Али-Ахмад-хан начал формировать в Кандагаре свою собственную армию. Кроме того, против Хабибуллы выступил Надир-хан (бывший министр обороны).
Аманулле-хану достался один танк «Рено» FT-17. Весной 1929 г., в ходе подготовки похода на Кабул, этот танк интенсивно использовался на маневрах, проводившихся с целью повышения боеспособности II кандагарской и III гератской дивизий [8, с.121]. В боях танк не участвовал. Закупленные во Франции танки и бронеавтомобили всю войну пробыли в Спин-Булдаке и также в войне участия не принимали [15, p.6].
В дальнейшем афганские танки и бронеавтомобили практически не участвовали в гражданской войне, и в сентябре-октябре 1929 г. достались войскам генерала Надир-хана.
Новое правительство перебросило всю афганскую бронетехнику в Кабул, где в 1930–1931 г.г. была сформирована бронетанковая рота, приданная гвардейской дивизии [4, с.494]. Безвозвратных потерь в бронетехнике в ходе гражданской войны не было, и, кроме того, Великобритания всё-таки передала Надир-хану три бронеавтомобиля Роллс-Ройс, подаренные ещё Аманулле-хану, так что к середине 1932 г. в бронетанковой роте были все 11 танков и броневиков.
Танки и бронеавтомобили, закупленные Амануллой-ханом, к середине 1930-х г. г. находились в плохом техническом состоянии, и были заменены более современными образцами. Все бронеавтомобили и три танка были отправлены на хранение в кабульский арсенал. Один из легких танков «Рено» был отправлен в Спин-Булдак [10, с.70], где он и находился до 2000-х г. г.
Становление армии независимого Афганистана проходило в сложных условиях — тяжелая социально-экономическая ситуация, постоянное давление великих держав, полное отсутствие опыта. Несмотря на всё это, за период с 1919 по 1928 г.г афганская армия прошла большой путь. Появление у Афганистана собственной бронетехники было в большей степени символическим событием. Бронетехника в руках афганской армии превратилась в своеобразных «белых слонов». Это связано с множеством факторов, среди которых, во-первых, слабая облученность личного состава, в первую очередь офицеров, которые не могли реализовать преимущества, которые им давала бронированная техника. Во-вторых, на освоение новой техники у афганских военных практически не было времени, и, в-третьих, сама по себе техника была несовершенна и не очень подходила для афганских условий. Впрочем, эти факторы характерны для становления технических родов войск практически любой страны мира. Но, несмотря на всё это, закупка бронетехники (и особенно танков) Амануллой-ханом, пусть даже и в мизерных количествах, была важной вехой в военном строительстве Афганистана.
Литература:
- Бялковский С. Н. Афганистан: обзор вооруженных сил (по данным на 1-е ноября 1926 г.). —М.: Издание IV управления штаба Р.-К. К. А., 1927. —167 с.
- Вишнев С. Танковые войска иностранных государств. —М.: Государственное военное издательство, 1926. —108 с.
- Губар, Мир Гулам Мухаммад. Афганистан на пути истории. —М.: Наука, 1987. —206 с.
- Иностранные армии. —М.: Государственное военное издательство, 1934. —602 с.
- Коломиец М. В. Танки в Гражданской войне. —М.: Стратегия КМ: Яуза: Эксмо, 2014. —144 с.
- Коргун В. Г. Афганистан в 20–30-е годы ХХ в: страницы политической истории. —М.: Наука, 1979. —159 с.
- Примаков В. М. Афганистан в огне. —Л.: Красная Газета, 1929. —155 с.
- Тихонов Ю. Н. Политика великих держав в Афганистане и пуштунские племена. 1919–1945. —М. Липецк: ООО «Информ», 2007. —382 с.
- Файз Мухаммед. Книга упоминаний о мятеже. Пер. с дари. —М.: Наука, 1988. —282 с.
- Шипунов А. В. Спецназ ГРУ в Кандагаре. Военная хроника. —М.: Яуза: Эксмо, 2014. —320 с.
- Шуан Е. Джанг: восстание в Афганистане. —Л.: Прибой, 1930. — 247 с.
- Adamec L. W. Afghanistan's Foreign Affairs to the Mid-twentieth Century: Relations with the USSR, Germany, and Britain. —Tucson, Arizona: University of Arizona Press, 1974. —324 p.
- Historic tank to return to Poland from Afghanistan // Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Poland URL: http://www.msz.gov.pl/en/news/historic_tank_to_return_to_poland_from_afghanistan (датаобращения: 10 сентября 2016 г.).
- Stewart R. T. Fire in Afghanistan, 1914–1929: The First Opening to the West Undone by Tribal Ferocity Years Before the Taliban. —Lincoln: iUniverse, 2000. —615 p.
- Summary of Events in Afghanistan. 1st July 1928 to 30th June 1929. Compiled by the General Staff. —Simla: Gowernment of India Press, 1929. —48 p.