Исследованияв области налогообложения малого предпринимательстване теряют своей актуальности на протяжении всего периода становления и развития отечественной налоговой системы. Особенность отношений малого предпринимательства в мире подчеркивается тем фактом, что в большинстве развитых стран субъекты малого предпринимательства количественно составляют практически весь бизнес в целом. Их вклад в создание внутреннего валового продукта тоже является значительным, в частности, в Европейском Союзе данный сектор в целом создает половину валового внутреннего продукта сообщества, а доля в отдельных отраслях составляет практически всё производство. Отдельно на малый бизнес (включая микропредприятия) приходится меньше половины валового внутреннего продукта стран Европейского Союза. В США малое и среднее предпринимательство формирует половину валового внутреннего продукта.
С целью выделения группы малых предприятий обычно выделяют две группы критериев — количественные и качественные. К количественным критериям относятся такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, активы, капитал, прибыль. При этом, единственным сравнительным критерием, для всех стран, является количество работающих на предприятии. К качественным критериям определения малого предприятия относят: личное руководство предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и рабочими, клиентами и поставщиками, невозможность получить доступ к рынкам капитала.
В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, которые относят малое предприятие к льготной категории, как, например, в США и Великобритании [1]. Стоит отметить, что существующая международная практика налогообложения предусматривает для субъектов малого и среднего предпринимательства следующие основные подходы:
– введение на фоне стандартной национальной налоговой системы совокупности налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль, реже по НДС);
– введение особых режимов налогообложения малого предпринимательства.
В настоящее время в международной практике выделяется два типа особых режимов налогообложения малых предприятий:
– упрощенное;
– поставленный (взыскания единого налога на вмененный доход (imputed income).
Они адаптированы к условиям конкретной страны и могут образовывать различные модификации и смешанные формы. В чистом виде первый из указанных типов налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы осуществления учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей).
Второй тип, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика за помощью косвенных методов и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.
В налоговых системах ведущих стран мира применяется преимущественно упрощенное налогообложение. Поставленное налогообложение в чистом виде используется реже, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками, имеет место в тех случаях, когда фискальные органы имеют сомнения в отношении правильности исчисления налоговых обязательств.
С целью формирования более полного представления о международном опыте налогообложения субъектов малого предпринимательства и определение возможностей его дальнейшей адаптации в Российской Федерации основательно проанализируем опыт ведущих стран мира, а также стран, чьи стартовые условия развития были близки к российским, по налоговой поддержке малого предпринимательства.
Начать наш анализ целесообразно с одной из ведущих мировых стран — США. Согласно американскому законодательству, общий подход заключается в том, что к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты с численностью персонала не более 500 человек. Малые предприятия в США подразделяются на 3 категории:
- Микропредприятия фирмы с количеством работников до 20 человек;
- Малые предприятия от 20 до 100 человек;
- Предприятия, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.
Спецификой американского законодательства является то, что применяются различные критерии в зависимости от отраслевой принадлежности, поэтому на практике существуют многочисленные исключения.
В США отсутствуют какие-либо особые налоговые режимы для малых предприятий. Все предприятия, зарегистрированные в этом государстве, обязаны вести полный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли, подлежащей налогообложению. Однако, в законе США о подоходном налоге есть целый ряд регуляторных норм для малых предприятий, которые дают возможность упростить процедуру учета и отчетности, стимулируя и облегчая таким образом инвестиции в эту сферу. Так, определенным фискальным облегчением для малых предприятий является то, что компании, которые имеют незначительные прибыли, платят подоходный налог по более низким ставкам. При годовой прибыли до 50 тыс. долларов США используется налоговая ставка на уровне 15 %. Для сравнения, при прибыли 50–70 тыс. долларов США — 25 %, при прибыли от 75 тыс. до 10 миллионов долларов США — 34 %, при прибыли свыше 10 миллинов долларов — 35 %. [2]
Соответственно отметим, что в США, для малого предпринимательства созданы преференциальные условия развития. Так, с целью стимулирования развития производства, малые предприятия, как уже частично отмечалось выше, облагаются налогом по льготным ставкам налога на прибыль, а прибыль до 25 тыс. долларов США не облагается налогом. Для субъектов малого предпринимательства, которые только зарегистрировались, действует бонус первого года, то есть налогом облагается только половина полученной прибыли.
Подобно юридических лиц определенные преференции в США предоставлены и для физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Для них создана специальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц — от 15 до 39,6 % [3].
Определенные облегчения малым предпринимателям предоставляются и в сфере ведения бухгалтерского учета при определении прибыли, облагаемой налогом. Так некоторые мелкие налогоплательщики могут использовать кассовый метод учета вместо учета методом начисления, который обычно используется для декларирования доходов предприятий. К числу таких налогоплательщиков относятся следующие категории [2]:
- Физические лица, которые занимаются:
– сельскохозяйственным производством;
– любой хозяйственной деятельностью, если закупки и реализация товаров не являются существенным фактором получения дохода (если налогоплательщики занимаются куплей-продажей товаров, то применяются специальные правила учета товарно-материальных ценностей по методу начисления);
- Юридические лица, которые занимаются:
– сельскохозяйственным производством и имеют валовой доход менее 1 млн долларов;
– любой хозяйственной деятельностью, если годовой валовой доход налогоплательщика составляет менее 5 млн долларов, и реализация товаров не являются существенным фактором для получения дохода (если налогоплательщики занимаются куплей-продажей товаров, то применяются специальные правила учета товарно-материальных ценностей по методу начисления).
Кроме этого, малые предприятия имеют определенные преференции при начислении амортизационных отчислений. Так, кроме стандартной амортизации стоимости покупки долгосрочных активов малые предприятия имеют право учитывать эти расходы как текущие затраты и уменьшать налогооблагаемую прибыль на долю инвестиций, осуществленных в течение налогового года. В соответствии с действующим в США законодательством, максимально возможная сумма, которая может быть списана, не может превышать 24 тыс. долларов.
В США малые предприятия также имеют такую налоговую льготу, как освобождение от налогов на доходы от прироста капитала. То есть применяются налоговые льготы по поводу доходов, полученных физическими лицами от продажи акций определенных,,квалификационных малых предприятий”. Под квалифицированным малым предприятием” понимается корпорация с совокупными валовыми активами менее 50 млн. долларов США, которая не занимается ни одним из следующих видов деятельности [3]:
– банковское дело;
– страхование или иная финансовая деятельность;
– проектно-конструкторские работы;
– юридическая сфера;
– бухгалтерский учет или консультации;
– добыча нефти или газа;
– гостиничное или ресторанное дело.
Особенностью налогообложения малого предпринимательства в США является то, что налогоплательщики, которые продают доли юридических лиц, обязаны включать в налогооблагаемый доход доходы, полученные в результате такой продажи. Что касается других подобных доходов, то отдельные лица платят налог по более низким ставкам — 20 %, если проданные активы находились в собственности налогоплательщика более 18 месяцев, и 18 % — в ситуации владения ими более 5 лет.
В случае продажи доли,,квалификационного малого предприятия” плательщики налога могут исключить из налогооблагаемого дохода 50 % от суммы, полученной в результате реализации, при условии, что он владел акциями более 5 лет. Работающие в США субъекты хозяйствования также имеют возможность трактовать корпорацию как общество и таким образом избежать двойного налогообложения прибыли. Общий налоговый режим предусматривает, что налоги должны быть уплачены один раз, в случае когда корпорация получает прибыль, и второй раз — когда выплачивает дивиденды. Однако владельцы небольших корпораций подлежат непосредственному налогообложению, то есть налог должен быть уплачен с их соответствующей доли в налогооблагаемой прибыли корпорации. Обычно, корпорация не платит федеральный подоходный налог. Позже, когда корпорация начинает осуществлять выплату дивидендов своим владельцам, они, как правило, не облагаются налогом. В то же время, ограничением является то, что малые корпорации, которые имеют право такого выбора, не могут иметь более 75 собственников, каждый из которых является гражданином или резидентом США [4].
Теперь рассмотрим государственную политику в сфере налогообложения малого предпринимательства США. Началом законодательной политики государства можно считать принятие в 1933 году Закона о государственных закупках, который закреплял, что осуществляться в государстве могут только национальные закупки, иностранным закупкам был закреплён отказ. Следующим этапом было принятие Закона о расширении торговли в 1962 году, который был направлен на защиту экономической безопасности США. Позже был принят закон об антидемпинговых мерах. Самым важным, по нашему мнению прорывом США является принятие Закона о торговле в 1974 году, которым было образованно ведомство представителя США на торговых переговорах, следующий закон о торговле 1988 года был направлен на выявление стран, которые не хотели торговать с США и на устранение причин этого явления.
Прорывом в законодательстве того периода в США было принятие в 1988 году Билля о торговле, который закрепил новые ориентиры во внешней торговле, расширение программ для рабочих, предоставление ссуд фермерским хозяйствам, были предоставлены Президенту специальные полномочия по ведению торговли. В целом прямое государственное вмешательство в экономические процессы в стране в последние годы уменьшается, однако косвенное влияние, особенно в сфере малого бизнеса остается весьма значительным. Это прослеживается на примере SBA, которое постепенно превратилось в мощную государственную структуру, являясь проводником и защитником интересов МСП на всех уровнях власти [5].
На сегодняшний день в США действует Закон О малом бизнесе, который предоставил SBA огромные функции и закрепил, что она подчиняется только Президенту. В частности к функциям SBA относятся
– Обеспечение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
– Предоставление информационных, образовательных и консультационных услуг;
– Обеспечение доступа к выполнению госзаказов;
– Оказание помощи малого предпринимательства при бедствиях, авариях и катастрофах. [6]
Именно деятельность SBA в значительной мере позволяет США сохранять первое место в мировой экономике и обеспечивать лидирующее положение на многих мировых рынках товаров и услуг. По нашему мнению, опыт создания и деятельности SBA должен быть пристально изучен и использован в Российской практике развития малого предпринимательства.
Достаточно интересным и полезным для Российской Федерации может быть опыт Великобритании. В этой стране малые предприятия подчиняются таким же правилам расчета и декларирования доходов, как и другие налогоплательщики, хотя существуют исключения. К числу последних относят упрощенные требования к отчетности. Согласно британскому законодательству, в случае когда годовой доход предприятия составляет 15 тысяч фунтов стерлингов, то оно обязано лишь заполнить простую налоговую декларацию без приведения подробных данных о своей деятельности или активах/обязательствах. А, в случае, когда суммарные обязательства предприятия за год составляют менее 500 фунтов стерлингов, то оно не платит налог и освобождается от авансовых платежей в следующем году. Такое малое предприятие платит лишь то, что с него требуется на дату закрытия баланса. Это безусловно способствует увеличению оборотных средств и оказывает положительное влияние на общий уровень предпринимательской активности в стране [7].
В системе налогового регулирования малого предпринимательства Великобритании функционируют прогрессивные ставки налогообложения. В соответствии с ними формируется соответствующая шкала ставок подоходного налога, основу которой составляет прибыль, подлежащая налогообложению. Суть такой шкалы заключается в том, что зависимость величины налогов от суммы прибыли выражена в прямой прогрессии — чем выше доходы, тем выше налоги. Для малых предприятий, это без сомнения, очень благоприятная система.
Значительную роль в системе налогового стимулирования малого предпринимательства в Британии играет поощрение капиталовложений в здания и сооружения. Действующая в Великобритании налоговая система и правила амортизации зданий и оборудования с целью налогообложения позволяют осуществлять списание по ставке 25 % от стоимости приобретения с учетом балансовой стоимости, снижается — так называемая Налоговая скидка по списанию на износ. Для ряда малых предприятий такие амортизационные отчисления могут быть на уровне до 49 % от стоимости новых зданий и оборудования. Для получения права на такую льготу малое предприятие должно соответствовать, по крайней мере, двум следующим требованиям [1]:
– годовой доход компании не должен превышать 11,2 млн фунтов стерлингов;
– стоимость активов не должна превышать 5,6 млн. фунтов стерлингов;
– штат предприятия не должен превышать 250 человек.
Кроме постоянных преференций в Великобритании также присутствуют и, так называемые временные льготы, действующие в течение определенного четко определенного промежутка времени. В стране действовала налоговая льгота для малых предприятий, вкладывающих средства в получения высокотехнологичной продукции — компьютеров, современных средств связи, программного обеспечения, включая средства, направленные на создание веб-сайтов. В соответствии с действующим Британским законодательством 100 % стоимости такого имущества можно отчислять из налогооблагаемой прибыли уже в год приобретения. Чтобы иметь на это право, малое предприятие должно соответствовать хотя бы следующим трем критериям [1]:
– годовой оборот не может превышать 2,8 млн фунтов стерлингов;
– активы не должны превышать 2,8 млн. фунтов стерлингов;
– число работников не должно превышать 50 человек.
Отметим также, что с 1 апреля 2000 года в Великобритании был введен еще один налоговый стимул для малых предприятий в виде налоговых скидок на расходы, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Основная цель этой льготы способствовать поощрению инновационной деятельности малых предприятий путем предоставления им значительных стимулов, связанных с ростом инвестиций в инновационную сферу. Согласно закону о налоговых скидках, малое предприятие может списать 150 % расходов из налогооблагаемого дохода. Компании, которые еще не получают доход, могут получить кредит в наличной форме, который составляет около 24 % понесенных затрат. В то же время в Великобритании действуют разнообразные налоговые стимулы для инвесторов в акции малых предприятий.
Точно так же как и в США, в Великобритании среди этих мер развития малого предпринимательства необходимо особо отметить создание в апреле 2000 г. специального правительственного органа, ответственного за поддержку и развития малого предпринимательства на национальном уровне — (The Small Business Service), в мае этого же года был организован Совет Малого бизнеса. Более подробно на данных организациях мы останавливаться не будем, т. к. их функции идентичны с функциями организаций, рассмотренных при изучении международного опыта в США.
В общем, можем сделать вывод, что система налогообложения малого предпринимательства в Великобритании является достаточно развитой и ориентируется в первую очередь на обеспечение инновационного развития страны. Соответственно опыт этой страны может быть полезным в построении эффективного налогообложения малого предпринимательства в Российской Федерации и обеспечение роста уровня его инновационности, что в дальнейшем положительно повлияет на общее развитие национальной экономики.
Литература:
- Атамас П. Е. Учет и налогообложение предприятий малого бизнеса [Электронный ресурс] / П. Е. Атамас. — Режим доступа: ttp://pidruchniki.ws/19580302/buhgalterskiy.
- Васюхин О. В., Ван К. О развитии малых и средних предприятий Китая // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 226–228.
- Kuratko F. Donald. Entrepreneurship: A contemporary approach / Kuratko F. Donald, HodgetsM. Richard. — The Dryden Press, 1995.– 748 p. / Куратко Ф. Дональд. Предпринимательство: Современный подход / Ф. Куратко Дональд, Ричард. — Драйден Пресс, 1995.- 748 с. // Интернет ресурс: www.aei.org/.../are-small-businesses Дата обращения- 21.09.2016.
- Упрощенная система налогообложения в сфере малого бизнеса: отечественный и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.academia.org.
- «Small Business Act» (PL 85–536), § 4/«Закон малого бизнеса» (PL 85–536), § 4 /Интернет русурс: Режим доступа: http://www.academia.org. Дата обращения 25.09.2016
- The Facts about Small Business 1999./ Факты о малом бизнесе 2009 // Интернет ресурс Режим доступа: http://www.academia.org. Дата обращения 25.09.2016
- UK tax law [Electronic resource]. Налоговое законодательство Великобритании –Интернет ресурс: Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/all- Дата обращения 25.09.2016