К вопросу о недостатках юридической техники: на примере понятия «государственные (муниципальные) нужды» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 14.12.2016

Статья просмотрена: 1121 раз

Библиографическое описание:

Чернигова, Н. А. К вопросу о недостатках юридической техники: на примере понятия «государственные (муниципальные) нужды» / Н. А. Чернигова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 713-716. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36721/ (дата обращения: 18.12.2024).



В предлагаемой статье рассматриваются проблемные вопросынедостатков юридической техники. В качестве объекта рассмотрения фигурирует понятие «государственные (муниципальные) нужды». Рассматриваются последствия отсутствия нормы-дефиниции.

Ключевые слова: нормы-дефиниции, правотворчество, применение права, государственные (муниципальные) нужды

Нормы позитивного права обладают равнозначной позитивному праву социальной ценностью [21, С. 96], поэтому исследование их свойств, эффективности и результативности представляется возможным, посредствам применения методов юридической аксиологии [22, 23, 24] и сравнительного правоведения [25, С. 56].

Нормы права как правила поведения и социальные регуляторы общественных отношений весьма разнообразны. Нормы-дефиниции являются одними из исходных норм в теории права, т. е. занимают высшую ступень в системе законодательства и при этом имеют максимально общий характер [1, С. 271].

Правовые дефиниции являются одним из способов организации юридической материи [2, С. 181]. Практически это проявляется в форме логической интеллектуальной деятельности законодателя по установлению качественного смыслового определения того или иного правового понятия. В тексте нормативного правового акта это выглядит как краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета [2, С. 182].

Нормы-дефиниции имеют крайне важное значение как для самого законодателя, так и для правоприменителя. Дефиниции призваны отображать динамику развития обозначаемого явления, тем самым обеспечивать стабильность правового регулирования [3, С. 88]. Наличие дефиниций в нормативных правовых актах являются гарантом единообразия применения правовых норм на территории всего государства, а также основой для развития подзаконных правовых актов.

Полагаем возможным согласиться с определением нормы-дефиниции, которое предложил А. В. Юрковский и согласно которому, нормы-дефиниции — это зафиксированные в юридических формах определения наиболее важных понятий, терминов и конструкций [20, С. 36].

Однако, в современной правотворческой практике встречаются случаи, когда в той или иной сфере общественной жизни, подлежащей правовому регулированию, отсутствуют дефиниции основных явлений. Отсутствие дефиниций — это недостаток правотворчества, неблагоприятно отражающийся на процессе правового регулирования. В результате длительного существования такого пробела в праве возникает путаница в понимании терминов, использование одних и тех же терминов для обозначения разных понятий, подмена терминов и т. п. [2, С. 289].

Одним из ярких примеров такой проблемы является отсутствие в современном законодательстве России дефиниции понятий «государственные и муниципальные нужды». Несмотря на то, что данное понятие активно используется в земельном (ст. ст. 49, 56.2–56.11, 70.1 Земельного кодекса РФ [13]), жилищном (ст. ст. 32, 87.2 Жилищного кодекса РФ [14]), гражданском (ст.ст. 239.2, 279, 280, 282, 525–526, 529–530, 532, 763 Гражданского кодекса РФ [15, 16]) законодательстве, а также в специализированных законах, регулирующих систему закупок и контрактов в (ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [17], ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [18]) и некоторых других нормативных правовых актах федерального уровня нет четкого определения того, что является государственной или муниципальной нуждой, нет четких качественных и количественных характеристик данного явления.

В ранее действующем ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу с 01.01.2014) [19] имело место определение понятий государственных и муниципальных нужд. Под государственными нуждами в данном законе понимались обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов Российской Федерации). Похожее определение было и для муниципальных нужд. Однако, заменивший его ФЗ № 44 не перенял существующего на тот момент определения рассматриваемых понятий.

Отсутствие в правотворческой и правоприменительной практике единого смыслового значения государственных и муниципальных нужд порождает разнородность взглядов среди представителей науки.

Анализ современных научных материалов показал, что большинство теоретиков в основе определения «государственная (муниципальная) нужда» видят критерий «социальной потребности», «общественной необходимости», «общественных интересов». Исходя из такого базового принципа образуются и предлагаемые дефиниции явления.

Е. А. Конюх определяет государственные и муниципальные нужды как определенные законом объективно возникшие общественно-значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов, реализуемых в установленном законом порядке публично-правовыми образованиями [4, С. 33].

В. А. Евсегнеев понимает государственные и муниципальные нужды как публичные нужды, удовлетворение которых идет на пользу либо всего населения страны, либо жителей муниципального образования [5, С. 74].

Н. П. Кабытов предлагает определить государственные и муниципальные нужды как потребность соответствующего публично-правового образования в использовании того или иного объекта в соответствии с его законодательно установленными функциями [6, С. 136].

Е. Л. Барыбина предлагает включить в ФЗ № 44 дефиницию в следующей редакции: «Государственные и муниципальные нужды — это общественно значимые нужды (потребности) соответствующего публично-правового образования, закрепленные нормой права, объективно существующие, которые направлены на удовлетворение интересов неопределенного круга лиц (населения), реализуемые в установленном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления» [7, С. 81].

Несмотря на развитие походов к определению понятия «государственные (муниципальные) нужды», правоприменительная практика работает без их использования, что влечет за собой неоправданно широкое толкование и, как следствие, неправильное применение закона. Например, в ст. 1 ФЗ № 44 закреплены цели правового регулирования государственных (муниципальных) закупок: в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.

Однако на практике сложно назвать действующую систему закупок эффективной и результативной. Не по смыслу закона, а по сложившейся традиции по правилам ФЗ № 44 государственные (муниципальные) органы и учреждения проводят абсолютно все закупки. Принято считать, что государственной (муниципальной) нуждой является все то, что необходимо приобретать за счет соответствующего бюджета. Когда идет речь об аппаратно-программных комплексах, транспортных средствах, рабочих местах и т. п. вопросов обоснования такой нужды не возникает, т. к. это напрямую связано с непосредственным выполнением возложенных на органы задач и функций. Но иногда ситуация может доходить до абсурда. Например, в случае с покупкой расходных материалов, запасных частей для техники, канцелярии. Ситуация «закончился картридж для принтера, нет возможности распечатать техническое задание для проведения аукциона на покупку новых картриджей» и ей подобные является весьма распространенной.

Кроме того, из-за отсутствия дефиниции «государственные (муниципальные) нужды» в законодательстве на практике невозможно определить, является ли та или иная выраженная потребность действительно государственной (муниципальной) нуждой. По ФЗ № 44 приобретаются кондиционеры для помещений, новые кресла для директоров, батарейки для источников бесперебойного питания и прочие товары, работы и услуги, имеющие отношение к организационно-техническому обеспечению деятельности органа (учреждения). Таким образом, сложно выявить факты нерационального использования бюджетных средств, а также замедления работа органа (учреждения).

Также по ФЗ № 44 государственные (муниципальные) органы и учреждения осуществляют закупку средств индивидуальной защиты для работников, обеспечение которой предусмотрено в качестве обязанности работодателя в сфере охраны труда и техники безопасности. Однако, в случае принятия новых сотрудников возникает необходимость закупать такие товары заново (различие в размерах, необходимость дополнительных комплектов и т. д.), что происходит в среднем за срок в 4–6 месяцев (процедура запроса котировок / проведение аукциона), что влечет за собой нарушение норм трудового законодательства.

Несмотря на большое количество уполномоченных органов, ни один из них не уполномочен осуществлять проверку соответствия и обоснованности покупки того или иного товара, работы, услуги.

Например, в структуре администрации Иркутской области функционирует Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, внесенное в структуру Указом Губернатора Иркутской области от 12.08.2013 № 268-уг. В соответствии с Положением о Министерстве, его задачами являются [8]:

‒ Обеспечение реализации государственной политики в сфере закупок;

‒ Организация мониторинга закупок;

‒ Методологическое сопровождение деятельности заказчиков;

‒ Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок;

‒ Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

На муниципальном уровне в городе Иркутск действует Департамент закупок, ценового, тарифного регулирования и трудовых отношений комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска [9], в положении о котором также не содержится компетенций по проверке обоснованности той или иной покупки в соответствии с положениями и процедурами, предусмотренными ФЗ № 44.

В российской правовой действительности понятие «государственные (муниципальные) нужды» уже три года не имеет законодательного закрепления, несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны теоретиков и научных деятелей. Отсутствие дефиниции такого базового понятия влечет за собой необоснованно широкие пределы усмотрения для правоприменителя, что является коррупциогенным фактором. Основным принципом противодействия коррупции выступает принцип законности. Законность — это особый режим, предполагающий неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений [10, С. 87–88]. Однако, когда ввиду объективных и явных недостатков юридической техники такое исполнение закона невозможно в соответствии с его целями и правилами разумности, необходимо участие субъектов правотворческой инициативы.

Выявление потребности в правовом регулировании — сложный вопрос, требующий комплексного подхода для своего разрешения и владения нужными знаниями [11, С. 195]. Такому уровню профессионализма соответствует система органов прокуратуры Российской Федерации.

Взаимодействие органов прокуратуры с представительными и исполнительными органами при реализации ими предусмотренных законодательством полномочий должно носить конструктивный характер и быть нацелено на реализацию различных форм сотрудничества в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений закона [11, С. 141].

Таким образом, имеется объективная необходимость закрепления в федеральном законодательстве дефиниции понятия «государственные (муниципальные) нужды». При этом необходимо руководствоваться выработанными правилами составления дефиниций: при формировании определения перечислять лишь сущностные, понятиеобразующие признаки; соблюдать явность в тексте; учитывать объем понятия; избегать синонимичности; соблюдать родовидовые отношения [12, С. 80].

Наиболее полно отражающим смысл понятия «государственные (муниципальные) нужды» представляется определение его как объективно существующие потребности публично-правовых образований для осуществления ими возложенных на них государственных функций и полномочий (полномочий по решению вопросов местного значения). Таким образом, из-под строгой процедуры закупки товаров, работ и услуг в соответствии с ФЗ № 44 выйдут нужды на организационное, техническое и иное обеспечение деятельности органа (учреждения), что позволит сделать его работу более эффективной и сократит количество нарушений закона со стороны государственных (муниципальных) органов.

Литература:

  1. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н. Теория государства и права: учебное пособие. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Росс. Фед., 2011. — 595 с.;
  2. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. — М.: Норма, 2011. — 496 с.;
  3. Апт Л. Ф. Правовые дефиниции в законодательстве // Законодательная техника: научно-практич. пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. — М., 2000;
  4. Конюх Е. А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд // Журнал российского права. — 2006. — № 1 — С. 30–43;
  5. Евсегнеев В. А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. — 2004. — № 8. — С. 69–79;
  6. Кабытов Н. П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: автореф. к дисс. к.ю.н. — Самара, 2004. — 286 с.;
  7. Барыбина Е. Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право. — 2014. — № 10. — С. 79–83;
  8. О министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области: постановление Правительства Иркутской обл. от 12.08.2013 № 301-пп;
  9. Положение о департаменте закупок, ценового, тарифного регулирования и трудовых отношений комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска: приложение № 2 к распоряжению администрации города Иркутска от 10.06.2016 № 031–10–323/6;
  10. Юрковский А. В. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. — Икутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Росс. Фед., 2012. — 199 с.;
  11. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Росс. Фед., 2014. — 239 с.;
  12. Нормотворческая юридическая техника / под ред. Н. А. Власенко. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Росс. Фед., 2013;
  13. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Российская газета. — № 211–212. — 30.10.2001 (ред. от 03.07.2016);
  14. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 № 188 // Российская газета. — № 1. — 12.01.2005 (ред. от 06.07.2016);
  15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. — № 238–239. — 08.12.1994 (ред. от 03.07.2016);
  16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — ст. 410 (ред. от 23.05.2016);
  17. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Российская газета. — № 80. — 12.04.2013 (ред. от 03.07.2016);
  18. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ // Российская газета. — № 159. — 22.07.2011 (ред. от 03.07.2016);
  19. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу с 01.01.2014) // Российская газета. — № 163. — 28.07.2005 (ред. от 02.07.2013).
  20. Юрковский А. В. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — с. 36
  21. Юрковский, А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. — 2016. № 2 (32). — с. 95. — 102.
  22. Юрковский А. В. Основные подходы к определению ценностей в правовой аксиологии // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 171–175.
  23. Юрковский А. В. Аксиологические методы в сравнительном правоведении // Научный альманах — 2016. — N 2–3(16). — с. 340–346.
  24. Юрковский А. В. Ценностные ориентиры в конституционном праве государств Северо-Восточной Азии // Проблемы права. 2014. № 4 (47). С. 56–66.
  25. Юрковский А. В. Основные направления сравнительного правоведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 55–59.
Основные термины (генерируются автоматически): нужда, правовое регулирование, Иркутская область, сфера закупок, контрактная система, отсутствие дефиниции, правоприменительная практика, проведение аукциона, соответствующее публично-правовое образование, юридическая техника.


Ключевые слова

правотворчество, нормы-дефиниции, применение права, государственные (муниципальные) нужды

Похожие статьи

Основания и особенности изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

В статье рассматриваются основания и особенности изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Анализируется содержание понятия государственных нужд, рассматриваются различные научные позиции по данному вопросу. Указаны пробл...

Проблемы понимания необходимой обороны в гражданском праве

В статье автор проводятся отличия необходимой обороны в уголовном праве и в праве гражданском. При формировании понятия необходимой обороны в гражданском праве автор признает в качестве основного критерия отличия этого действия от необходимой обороны...

Правовые особенности реализации примирительной процедуры медиации в гражданском процессе

В настоящей статье отражены процессуальные и материальные особенности медиации как вида примирительной процедуры в гражданском процессе. Рассмотрены отличительные аспекты данного правового института, а также приведена специфика анализируемой альтерна...

Некоторые вопросы классификации административного иска

Актуальность выбранной темы исследования определяется важностью изучаемых вопросов для эффективного осуществления искового производства по административным делам и существующими здесь проблемами. В данной статье автор рассматривает некоторые аспекты ...

Проблемы применения законодательства о конфискации имущества в уголовном праве

В статье рассматриваются проблемы применения законодательства о конфискации имущества, анализируется практика применения конфискации имущества как иной меры уголовно — правого характера в Приморском крае. Кроме того, в статье рассматривается законода...

Юридические факты как одно из оснований возникновения гражданских правовых отношений

В статье рассмотрено понятие юридического факта: мнения ученых относительно понимания данного правового термина. Также автором проанализированы юридические факты как основания возникновения гражданских правоотношений.

Дискуссионные вопросы бюджетной ответственности

Статья посвящена вопросу выявления признаков такого вида юридической ответственности, как бюджетная ответственность; проанализированы положения Бюджетного кодекса РФ на предмет наличия у бюджетной ответственности самостоятельного основания, индивидуа...

Соотношение судебного усмотрения и справедливости как правового принципа

В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности судебного усмотрения, выделяются общие признаки данного явления. Проводится анализ влияния справедливости (государственной и социальной) на формирование усмотрения суда, а также их соо...

Сущность лицензирования как вида административного производства

Статья посвящена вопросу лицензирования как вида административного производства, проводится анализ научных статей разных авторов, рассматриваются вопросы административно-процессуальной основы лицензирования отдельных видов деятельности, приводятся ст...

Некоторые проблемы гражданско-правовой ответственности по договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд

В науке гражданского права нет однозначного ответа на вопрос о правовой сущности договоров по поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг для государственных и муниципальных. Дело в том, что они сочетают в себе элементы гражданско-правового д...

Похожие статьи

Основания и особенности изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

В статье рассматриваются основания и особенности изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Анализируется содержание понятия государственных нужд, рассматриваются различные научные позиции по данному вопросу. Указаны пробл...

Проблемы понимания необходимой обороны в гражданском праве

В статье автор проводятся отличия необходимой обороны в уголовном праве и в праве гражданском. При формировании понятия необходимой обороны в гражданском праве автор признает в качестве основного критерия отличия этого действия от необходимой обороны...

Правовые особенности реализации примирительной процедуры медиации в гражданском процессе

В настоящей статье отражены процессуальные и материальные особенности медиации как вида примирительной процедуры в гражданском процессе. Рассмотрены отличительные аспекты данного правового института, а также приведена специфика анализируемой альтерна...

Некоторые вопросы классификации административного иска

Актуальность выбранной темы исследования определяется важностью изучаемых вопросов для эффективного осуществления искового производства по административным делам и существующими здесь проблемами. В данной статье автор рассматривает некоторые аспекты ...

Проблемы применения законодательства о конфискации имущества в уголовном праве

В статье рассматриваются проблемы применения законодательства о конфискации имущества, анализируется практика применения конфискации имущества как иной меры уголовно — правого характера в Приморском крае. Кроме того, в статье рассматривается законода...

Юридические факты как одно из оснований возникновения гражданских правовых отношений

В статье рассмотрено понятие юридического факта: мнения ученых относительно понимания данного правового термина. Также автором проанализированы юридические факты как основания возникновения гражданских правоотношений.

Дискуссионные вопросы бюджетной ответственности

Статья посвящена вопросу выявления признаков такого вида юридической ответственности, как бюджетная ответственность; проанализированы положения Бюджетного кодекса РФ на предмет наличия у бюджетной ответственности самостоятельного основания, индивидуа...

Соотношение судебного усмотрения и справедливости как правового принципа

В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности судебного усмотрения, выделяются общие признаки данного явления. Проводится анализ влияния справедливости (государственной и социальной) на формирование усмотрения суда, а также их соо...

Сущность лицензирования как вида административного производства

Статья посвящена вопросу лицензирования как вида административного производства, проводится анализ научных статей разных авторов, рассматриваются вопросы административно-процессуальной основы лицензирования отдельных видов деятельности, приводятся ст...

Некоторые проблемы гражданско-правовой ответственности по договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд

В науке гражданского права нет однозначного ответа на вопрос о правовой сущности договоров по поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг для государственных и муниципальных. Дело в том, что они сочетают в себе элементы гражданско-правового д...

Задать вопрос