Проблемы реализации авторских прав обучающихся общеобразовательных учреждений при создании и использовании информационных продуктов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 13.12.2016

Статья просмотрена: 953 раза

Библиографическое описание:

Агеева, Е. С. Проблемы реализации авторских прав обучающихся общеобразовательных учреждений при создании и использовании информационных продуктов / Е. С. Агеева, Е. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 614-617. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36727/ (дата обращения: 18.12.2024).



В сфере современной парадигмы образования наибольший интерес вызывают проблемы использования информационных продуктов, созданных обучающимися образовательных учреждений и вопросы правообладания.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что в связи с переходом на ФГОС возросла роль информационных технологий в образовательном учреждении. Эффективным средством развития интереса к изучаемому предмету, стимулированию активности и самостоятельности при подготовке к уроку, формированию информационной культуры и компетентности выступает создание информационных продуктов обучающимися. Права несовершеннолетних на создаваемые ими продукты творческой деятельности регламентируются общими положениями законодательства об авторском праве и смежных правах граждан Российской Федерации, закрепленными в настоящее время частью четвертой Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Реализация и защита таких прав отличаются спецификой. Между тем серьезные научные исследования, посвященные данной тематике, в настоящее время отсутствуют.

Внутреннее строение права интеллектуальной собственности выражается во взаимодействии и взаимосвязи норм и институтов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников по поводу результатов интеллектуальной деятельности. При этом основными институтами права интеллектуальной собственности являются: институт авторского права; институт смежных прав, институт патентного права, институт прав на ноу — хау, институт прав на технологию, институт договора об отчуждении исключительных прав и институт лицензионного договора, а также другие институты. [3, с. 28]

Гражданский кодекс РФ (ст. 26) выделяет две группы несовершеннолетних лиц: лица, не достигшие 14 лет (малолетние), и лица несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет [1]. Реализацию прав на интеллектуальную собственность малолетних детей осуществляют родители, опекуны, законные представители, которые должны учитывать мнение самого малолетнего (ст. 57 Семейного кодекса РФ, ст. 12 Конвенции о правах ребенка) [2]. Согласно п. 2 ст. 56 ГК РФ [1] несовершеннолетние вправе осуществлять авторские права без согласия родителей, распоряжаться доходами, совершать мелкие бытовые сделки. Следует пояснить, что речь идет только о материальном праве несовершеннолетних, а не о способности несовершеннолетних своими действиями осуществлять процессуальные права и обязанности по спорам, которая ни материальным, ни процессуальным законодательствами не предусмотрена [2].

Рассмотрим проблемы, возникающие в связи с неправомерными действиями по реализации авторских прав обучающихся общеобразовательных учреждений при создании и использовании информационных продуктов.

Возникают ситуации, когда созданные учащимися общеобразовательных организаций информационные продукты учителя отправляют на различные конкурсы и смотры без согласия несовершеннолетних или без согласия родителей малолетних школьников. Рассмотрим правомерность таких действий.

Согласно ст. 1225 ГК РФ [1] информационные продукты совместного творчества учащихся и педагогов являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, и являются интеллектуальной собственность тех, кто их создал. Ссылаясь на п. 4 ст. 1228 ГК РФ [1], который гласит, что права на продукт интеллектуальной деятельности, созданный двумя и более соавторами, принадлежат этим соавторам совместно. Согласно ст. 1258 ГК РФ [1] соавторами признаются участники совместной интеллектуальной деятельности независимо от того, является готовый информационный продукт целым или состоящим из отдельных частей, имеющих самостоятельное значение. Таким образом, каждый участник созданного информационного продукта (учитель, ученик) является носителем интеллектуальной собственности и вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав.

Не все созданные информационные продукты подлежат охране в качестве продуктов интеллектуальной собственности. Так основным условием охраны информационного продукта является его новизна. Кроме того, не охраняются такие интеллектуальные продукты, которые по своей природе подлежат правовой охране, но не защищены особым обязательным порядком. Например, не получен патент на правообладание изобретением. Национальный стандарт РФ системы менеджмента качества ГОСТ Р 52614. 2–2006, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2006 г. № 309-ст и введенный на территории России с 1 июня 2007 в качестве собственности обучающихся в образовательных учреждениях, определил перечень объектов, в который входят и объекты интеллектуальной собственности. На них распространяется защита прав интеллектуальной собственности учащихся (ст. 1250 ГК РФ). Согласно данному перечню собственностью обучающихся являются заключительные работы, собственные образцы, экзаменационные работы и пр. [2]

Согласно ст. 1229 ГК РФ [1] исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности содержит в себе право на вознаграждение, которое сохраняется даже в тех случаях, когда исключительное право не принадлежит самому автору. Право на вознаграждение сохраняется даже при отсутствии согласия автора на использование продуктов его интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения. Автор может воспользоваться в этом случае способами защиты, которые применяются для защиты интеллектуальных, исключительных и личных неимущественных прав автора результата интеллектуальной деятельности.

Учитель и его учащиеся признаются авторами информационного продукта только в том случае, когда они трудились над его созданием совместно. В том случае, когда учитель только консультировал учащихся по созданию ими информационного продукта, он не будет признан автором результата интеллектуальной деятельности школьников.

Ссылаясь на ст. 1301 ГК РФ незаконное использование информационных авторских продуктов обучающихся влечет за собой гражданско-правовую ответственность, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 1250 ГК РФ правообладатели интеллектуальных прав на результаты своей интеллектуальной деятельности могут взыскать с нарушителя денежную компенсацию, а также в соответствии со ст.1252 ГК РФ обладатели исключительных авторских прав в праве от лиц, нарушивших эти права требовать признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков. Также правообладатели в праве требовать от нарушителей возмещения авторского права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения.

Административная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности предусматривается ст. 7.12 КоАП РФ. Согласно которой, получение прибыли с продуктов интеллектуальной собственности, а также нарушение авторских прав, в целях извлечения дохода, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. [4]

В случае выявления плагиата на продукт интеллектуальной деятельности, причинивший ущерб автору, к нарушителю авторских прав применяется уголовная ответственность в соответствии со ст. 146 УК РФ. Данная статья предусматривает наказание штрафом в размере до двух тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двух сот сорока часов, либо арестом на скоро от трех до шести месяцев. [5]

Проанализировав законодательные документы, мы решили провести анкетирование по вопросам выявления уровня правовых знаний учащихся на продукты интеллектуальной собственности. К которым, прежде всего, относят компьютерные презентации, личные сайты обучающихся, различные виды творческих работ. Так как, в повседневной практике педагоги, родители, другие школьники не всегда спрашивают согласие автора на использование интеллектуальной собственности, не всегда указывают авторство.

Участниками анкетирования мы выбрали обучающихся 8–9 (13–15 лет) классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов», т. к. данная возрастная категория представляет собой как малолетних, так и несовершеннолетних учащихся. Предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы о своих правах на интеллектуальные продукты?
  2. Знаете ли вы, кто реализует ваши права на интеллектуальную собственность?

Результаты анкетирования по первому вопросу представлены на рисунке 1:

Рис. 1. Права несовершеннолетних на интеллектуальную собственность

На первый вопрос «Знаете ли вы о своих правах на интеллектуальную собственность?» большинство опрашиваемых 40 человек (50 %) ответили, что знают свои права не в полной мере, 24 человека (30 %) ответили, что знают свои права, 16 человек (20 %) не знают своих прав, а следовательно, не защищены в полной мере.

(Рисунок 2)Ответы на второй вопрос показали, что большинство респондентов не знают, кто реализует их права на интеллектуальную собственность.

Рис. 2. Реализация прав несовершеннолетних на интеллектуальную собственность

Данные результаты свидетельствуют о том, что большая часть респондентов в возрасте 13–15 лет не знает, что имеет право по достижении 14-летнего возраста самостоятельно распоряжаться интеллектуальной собственностью.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что правовая грамотность несовершеннолетних в области реализации прав на интеллектуальную собственность остается на невысоком уровне. Следовательно, необходимо повышать правовую компетентность учащихся в области прав на интеллектуальную собственность. Необходимого уровня можно достичь путем проведения уроков правовой грамотности, распространения информационных буклетов, проведения информационной работы в социальных сетях, акций, направленных на повышение правовой грамотности учащихся, не только касаемо интеллектуальной собственности, но и всех областей прав человека.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 231-ФЗ ФЗ (ред. от 01.01.2016) // Главы 69–70.
  2. Интернет портал «Право.ру» [Электронный ресурс]. — http://pravo.ru (дата обращения: 12.11.2016).
  3. Гаврилов Э. П. Интеллектуальные права несовершеннолетних/ Э. Гаврилов // Хозяйство и право. 2011. № 9, с. 28–30.
  4. Кодекс РФ об Административных Правонарушениях 2016. [Электронный ресурс]. — http://koapkodeksrf.ru/ (дата обращения: 11.11.2016).
  5. Уголовный кодекс РФ. [Электронный ресурс]. — http://www.ugolkod.ru (дата обращения: 11.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, продукт, институт, информационный продукт, полная мера, правовая грамотность, правовая охрана, уголовная ответственность.


Похожие статьи

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Дидактические условия использования электронных средств обучения в информационном образовательном процессе

Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Вопросы профессионального самоопределения школьников при изучении безопасности жизнедеятельности в старших классах

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Актуальность использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов

Возможности использования информационных компьютерных технологий в научной работе учащихся старших классов

Спорные аспекты правового режима имущества автономных образовательных учреждений

Похожие статьи

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Дидактические условия использования электронных средств обучения в информационном образовательном процессе

Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Вопросы профессионального самоопределения школьников при изучении безопасности жизнедеятельности в старших классах

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Актуальность использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов

Возможности использования информационных компьютерных технологий в научной работе учащихся старших классов

Спорные аспекты правового режима имущества автономных образовательных учреждений

Задать вопрос