К важным задачам политики нашего государства в области использования водных ресурсов можно отнести охрану и восстановление водных объектов, их устойчивое водопользование, защиту населения и прилегающих территорий от наводнений, предупреждение неблагоприятных экологических последствий при использовании водных ресурсов и некоторых других вредных воздействий.
Россия богата водными ресурсами. На территории нашей страны расположено 120000 рек длиной более 10 км, более 3000 средних с длиной от 200 до 500 км и больших, более 500 км. На европейской территории это Волга — центральная водная артерия страны, протекающая через ее европейскую часть. Длина реки превышает 3,5 тысячи км, а площадь ее водосборного бассейна 1360 тысяч км2. Бассейн реки является основным источником воды для значительной части европейской территории страны. Это водная артерия связывает крупные города, по ней перемещаются суда с грузами.
Но основные водные ресурсы сосредоточены в реках и озерах Сибири и дальнего востока. Общий ежегодный речной сток составляет 4270 км3 (в том числе по бассейну Енисея 630 км3, Лены 532 км3, Оби 404 км3, Амура 344 км3, реки Волга 254 км3). Годовой речной сток принимается за исходную величину при оценке водообеспеченности страны. Водный путь доставки грузов, основной для многих городов, поселков и деревень.
Реки не единственный водный ресурс, в нашей стране насчитывается более 2 миллионов озер общей площадью 350 тысяч км2, с общими запасами пресной воды более 26 тысяч кубических километров. Среди этих озер, самое глубокое пресное озеро мира Байкал, только одно это озеро содержит в себе 85 % всех запасов пресных вод нашей страны и 22 % мировых запасов пресной воды. Другие крупные озера России: Ладожское, Онежское, Чудско-Псковское, Ильмень, Телецкое, Хантайское и другие.
Подземные воды и ледники еще один из источников пресной воды. В России известно более 300 источников чистых подземных вод. Почти четверть запасов пресной воды страны сосредоточено в ледниках, имеющих общую площадь 60 тысяч км2, преимущественно это ледниковый покров арктических островов.
Водные ресурсы страны довольно велики, однако проживание рядом с реками и озерами может представлять определенную опасность. В период весенних паводков, при заторах, зажорах, в результате нагонных явлений и интенсивных осадков, возможны наводнения.
Как известно, наводнение эторезкое повышение уровня воды в реке, водоеме, водохранилище, море (или его части), вызываемое большим притоком воды в период таяния снега или выпадения дождевых осадков, ветровыми нагонами, а также при заторах, зажорах и разрушениях гидротехнических сооружений или попусках воды из вышерасположенных водоемов, и др., приводящее к значительному затоплению участков суши и наносящее материальный ущерб [5].
Наиболее частой причиной наводнений в нашей стране являются весенние паводки.
Основные причины весенних паводков можно подразделить на естественные и антропогенные.
Естественные причины весенних паводков:
− сложная гидрометеорологическая ситуация (количество осадков выше нормы, их интенсивность и продолжительность) после влажных лета и осени, что вызвало насыщения грунта влагой и уменьшения его водопоглощяющей способности и водопроницаемости и его промерзание;
− резкого уменьшения способности растительного покрова задерживать дождевые воды;
− повышение температуры воздуха после снегопадов вызвало быстрое таяния снега на верхних частях горных склонов и оказало содействие дополнительному поступлению воды к горным рекам;
− высокая водность рек перед началом паводка.
Антропогенные причины весенних паводков:
− вспашка склонов в горных районах, где формируются паводки;
− уничтожения лесов;
− интенсивная эксплуатация леса, ухудшение санитарного состояния лесов, в особенности хвойных пород, и уменьшения их водотрансформационной и защитной функции;
− заиление русел рек селевым материалом с повышением их высоты на 1–2 м. что привело к расширению территории подтопления и затопления, снижению регулирующей (защитной) способности дамб;
− транспортирование древесины при лесоразработках с использованием устаревших технологий;
− несоблюдения режима хозяйствования в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах рек, застройка пойм горных рек вплоть до их русел;
− отставания темпов строительства защитных сооружений от необходимого, а также разрушения их во время паводков;
− неполное выполнение мероприятий по инженерной защите территорий на речных водосборах.
Для решения проблемы наводнений, осуществляется мониторинг паводковой обстановки, с этой целью используется аэрофотосъемка, спутниковая съемка с последующей обработкой полученной информации.
Для качественной оценки обстановки необходимо знать характеристики гидрологической обстановки, основными среди них являются:
− общая качественная характеристика состояния ледовой поверхности на реке (неподвижный лед, обводнение и дефрагментация льда, наличие и расположение промоин и полыньи, районы ледохода и свободной ото льда воды);
− граница «вода — лед», твердый сухой лед, обводненный лед и открытая вода, процентное соотношение «вода — лед» в пределах заданного участка русла;
− наличие участков торошения и ледовых заторов (в отдельных случаях);
− наличие факта подтопления по сравнению с меженным периодом, площадь подтопления;
− динамика процессов вскрытия, подтопления и спада половодья (при сравнительном анализе снимков из временной серии).
− Комплексный оперативный мониторинг половодья позволяет определять: характеристики состояния льда, наличие, число (площадь) промоин и открытой воды, влагосодержание или обводнение льда, классификация льда, оценка процентного соотношения площади тонкого мокрого льда и толстого заторного льда в заданных сегментах русла;
− наличие и состояние ледяных заторов, контроль результатов взрывных работ и работы ледоколов по подготовке русла к ледоходу, оценка эффективности принятых мер по спуску льда;
− динамику развития ледохода и продвижение кромки льда, наличие льда в руслах рукавов, образование ледовых заторов и начало подтопления поймы;
− оценку территории подтопления и общей площади, залитой водой в заданных сегментах территории; оценка границ максимального распространения воды;
− оценку инфраструктуры, попавшей в район подтопления, включая дороги, мосты, зоны застройки и населенные пункты, сельхозугодья.
В то же время отличительными особенностями современной системы управления на местах, является децентрализация принятия многих управленческих решений, использование новых правовых и экономических механизмов государственного регулирования водопользования, учет экологических факторов при управлении использованием водных ресурсов.
Совершенствование структуры органов государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом связано с решением следующих основных задач:
− созданием схемы эффективной координации деятельности федеральных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в области водопользования, функционирования водохозяйственного комплекса, предотвращения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
− укреплением бассейнового звена государственного управления;
− четким разграничением полномочий по управлению использованием и охраной водного фонда и водохозяйственным комплексом, а также разделение сфер ответственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
На федеральном уровне задачи по государственному управлению использованием и охраной водных ресурсов и развитием водохозяйственного комплекса возлагаются на государственную водную службу, взаимодействующую в рамках своей компетенции с заинтересованными министерствами и ведомствами и субъектами Российской Федерации, наделяемую необходимыми ресурсами и несущую ответственность за достижение целей государственной водной политики.
Как показали относительно недавние события с наводнениями 2013 года в бассейне реки Амур, один из эффективных способов кардинального решения проблемы паводковых наводнений, это регулирование стока рек, путем строительства необходимых гидротехнических сооружений, дамб и плотин, которые бы отводили воду и паводковой волны на Амуре можно будет избежать. Однако, как показали дальнейшие события, Зейская и Бурейская ГЭС не в состоянии полностью контролировать сток рек, когда муссонные дожди аномально сильные и продолжительные. Таким образом, необходимо продумать создание качественно новой системы регулирования водных ресурсов, разработать систему мер, которые позволят взять под контроль реки. Один из возможных приоритетов, это строительство новых гидроэлектростанций, плотин и водохранилищ, которые способны защитить от наводнений.
Литература:
- Алтунин А. Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. — М.: Знание, 1999. — 345 с.
- Осипов В. И. Природные катастрофы на рубеже ХХI века / В. И. Осипов // Вестник РАН. — 2001. — 141 с.
- Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. — М.: ЭКСМО, 2006. — 983 с.
- Защита населения муниципального образования // Энциклопедия. Выпуск — 2 «Наводнения». — М.: 2014. — 321 с.
- www.meteorf — Официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТа).