Содержание основополагающих принципов ВТО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 2139 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Э. Ю. Содержание основополагающих принципов ВТО / Э. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 650-653. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36740/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрываются основополагающие принципы Всемирной торговой организации: принцип наибольшего благоприятствования и принцип предоставления национального режима. Рассмотрены случаи исключений из данных принципов и особенности их применения в Российской Федерации.

Ключевые слова: торговля, тарифы, Всемирная торговая организация, принцип наибольшего благоприятствования, национальный режим, обязательства, товары, услуги, пошлина, международная торговля

Идеи и обязательства, заложенные в правоположениях Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-47), получили свое развитие и конкретизацию в принятых и вступивших в силу уже в системе ВТО соглашениях в области торговли товарами. Основные принципы, принятые в ГАТТ-47, в настоящее время являются общими принципами ВТО и находят соответствующее отражение в правоположениях всех соглашений ВТО.

Согласно статье 1 ГАТТ [1] — 1947 «…любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон». Таким образом, одним из базовых начал регулирования рассматриваемой категории отношений в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) является принцип наибольшего благоприятствования, который, с одной стороны, обеспечивает равенство правовых режимов, предоставляемых любым третьим странам, с другой, направлен на предотвращение дискриминации в пользу одного либо нескольких государств.

Помимо того, в международной практике особенности режима наибольшего благоприятствования находят свое текстуальное закрепление в ст. II ГАТС [2]. В рамках данного документа рассматриваемый принцип сформулирован следующим образом: «Каждый член ВТО немедленно и безусловно предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны». При этом из указанного правила возможны исключения, т. е. член ВТО может ввести какую-либо меру, не отвечающую принципу наибольшего благоприятствования, только в том случае, если что такая мера внесена в перечень изъятий и отвечает условиям приложения к ГАТС по изъятиям из статьи II Генерального соглашения по торговле услугами. При этом особо отмечается, что приведенные выше положения не могут быть истолкованы как препятствующие любому члену ВТО давать или предоставлять преимущества в отношении сопредельных стран в целях облегчения в пределах приграничных территорий обмена услугами, которые и производятся и потребляются в рамках таких территорий.

В соответствии с положениями ГАТС, принцип наибольшего благоприятствования относится к ряду общих обязательств, распространяющихся на всех членов ВТО. Однако данное обязательство имеет особый характер, так как «составление и предоставление Перечня изъятий из режима наибольшего благоприятствования в ВТО делает данное обязательство специфическим, зависящим от воли конкретной страны применительно к конкретному сектору (подсектору) услуг и виду поставки услуг» [3].

Руководствуясь положениями теоретических исследований ГАТС и контекстом самого Соглашения, доступ к рынку и национальный режим рассматриваются как специфические обязательства, а другие обязательства (включая принцип наибольшего благоприятствования) — как общие обязательства и меры регулирования. Исходя из особого характера режима наибольшего благоприятствования, по ГАТС, предлагается рассматривать принцип наибольшего благоприятствования (изъятия из него) как специфическое обязательство, влияющее на фактическое понимание конкретными членами ВТО объема принятых обязательств, а также на правовые последствия их применения.

Таким образом, данный принцип вытекает из действующих двусторонних торговых договоров между государствами, а также из последующих решений принятых в рамках ВТО. В системе ВТО принцип наибольшего благоприятствования распространяется в безусловной форме на экспортные, импортные, транзитные операции, платежи по экспортным (импортным) операциям, таможенные пошлины, любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, на иные формальности с ними связанные.

Так, по мнению Е. С. Третьяковой, данный принцип ВТО предусматривает не только юридическое, но и фактическое равенство и носит безусловный характер: члены ВТО не вправе обусловливать предоставление данного режима получением встречных уступок на основании принципа взаимности. При этом режим наибольшего благоприятствования распространяется на все уступки (пошлины, налоги, сборы, правила лицензирования и сертификации, требования различных норм и т. д.) и все товары [5]. Однако возможны и исключения из рассматриваемого принципа, что обусловлено возможностью участия государств в региональных интеграционных образованиях, предусматривающих особые условия для своих участников.

Изъятия из режима наибольшего благоприятствованияв торговле товарами правила ВТО разрешают странам-участницам региональных экономических группировок не распространять на другие страны на основе РНБ льготы и преимущества, которые они предоставляют друг другу на основе соглашений о региональной торговле и создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы (статья XXIV ГАТТ-1994). Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме в пользу развивающихся стран, принятое в рамках ГАТТ в 1979 году, разрешает развитым странам предоставлять невзаимные преференции друг другу. Преференциальные ставки пошлин рассматриваются как изъятия из РНБ. Кроме того, в рамках ВТО разрешается устанавливать облегченный режим в приграничной торговле сопредельных стран, рассматривая это как изъятие из РНБ (ГАТТ, статья XXIV.12). Примерно такие же исключения из РНБ действуют и в международной торговле услугами. ГАТС разрешает в статье II делать изъятия из РНБ в пользу отдельных видов услуг или поставщиков услуг при условии, что такое изъятие будет сделано в ходе переговоров о либерализации международной торговли услугами и будет зафиксировано в перечне обязательств страны-члена ВТО.

Исключения из принципа наибольшего благоприятствования были специально оговорены в ГАТТ. Вот эти принципиальные исключения:

– преференциальные (в широком смысле) условия, зарегистрированные в ГАТТ (позднее в ВТО) и существующие для членов ГАТТ, с «замороженным уровнем» преференциальности. Сюда могут относиться, к примеру, особые преференциальные условия между бывшими колониями и метрополиями;

– таможенные союзы и зоны свободной торговли (Таможенный союз Казахстана, Россиии и Беларуси, Центральноазиатский рынок, Центральноамериканский общий рынок, НАФТА, СНГ, Европейская ассоциация свободной торговли, ЕврАзЭС и др.). Исключения при этом допускаются только для объединений между развивающимися странами для объединений иных стран при условии строгих критериев, а именно: пошлины и иные торговые барьеры относительно (в основном) всей торговли между странами объединения должны быть устранены, а пошлины и другие установления, влияющие на торговлю стран — членов объединения со странами, не входящими в данное объединение, не должны быть более ограничительны, нежели те, которые существовали до образования данного объединения стран;

– продукты, происходящие из развивающихся стран (включая преференциальные тарифы на основе «Общей системы преференций»; преференциальные нетарифные барьеры; региональные глобальные договоренности между развивающимися странами; специальные преференции для наименее развитых стран).

Льготный режим для развивающихся стран первоначально в рамках ГАТТ породил проблему так называемых «free riders» («бесплатных пассажиров»). Развивающиеся страны пользуются всеми преимуществами, предоставляемыми в ГАТТ, не будучи формально его участницами и не принимая на себя всех обязательств в рамках ГАТТ. Согласно правилам ВТО для развивающихся стран могут устанавливаться переходные периоды для принятия этими странами новых обязательств, но в конечном итоге имеется в виду выполнение ими тех же обязательств, которые несут и развитые страны. Льготы могут сохраняться, особенно для наименее развитых стран, но при одобрении большинством голосов стран-членов ВТО и на ограниченные сроки.

Следует отметить, кроме того, что условия Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) не вполне укладываются в режим наибольшего благоприятствования, изначально рассчитанный на действие лишь в торговле товарами.

От содержания принципа наибольшего благоприятствования и соответствующего режима следует отличать национальный режим. Принцип национального режима в отношении внешней торговли услугами закреплен в ст. XVII ГАТС, где указывается, что в определенных секторах, на оговоренных условиях и требованиях каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг.

С точки зрения Н. М. Удаловой, формально такой же или формально отличный режим считается менее благоприятным, если он меняет условия конкуренции в пользу услуг или поставщиков услуг этого члена ВТО, по сравнению с аналогичными услугами или поставщиками услуг любого другого члена ВТО [4].

На территории России принцип национального режима находит свое закрепление в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. К числу таких федеральных законов, например, относится Гражданский кодекс РФ, который в ст. 2 закрепляет норму, в соответствии с которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Помимо того, в федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» раскрывается смысл понятия «национальный режим»: он представляет собой режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории Российской Федерации услугам. При этом режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории Российской Федерации услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми способами, указанными в п. 2,4,6и 8 ч. 1 ст. 33Федерального закона от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Таким образом, справедливо отмечает Н. М. Удалова, действие данной статьи распространяется не на все способы внешней торговли в РФ.

По ее мнению, под нее подпадают следующие способы внешней торговли услугами: с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации; на территории иностранного государства российскому заказчику услуг; иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации; иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации [4].

В предоставлении национального режима допустимы следующие исключения: допускается государственная поддержка производства продукции, приобретаемой для нужд государства; предусматриваются выплаты субсидий исключительно внутренним производителям; за развивающими странами остается право предоставления субсидий в зависимости от использования продукции внутреннего производства.

Принцип наибольшего благоприятствования, относящийся к нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности, используется и с целью обеспечения экономической безопасности и в большей степени соответствует интересам внутреннего рынка, относительно национального режима, так как позволяет в том числе добиваться адекватного реагирования на изменения международного рынка товаров и услуг.

Литература:

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс]. http://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272897051/ %D0 %93 %D0 %90 %D0 %A2 %D0 %A2–47 %20(rus).pdf
  2. Генеральное соглашение по торговле услугами [Электронный ресурс]. URL: http://ind.kurganobl.ru/assets/files/WTO/services.pdf
  3. Архипова М. Ф. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [Электронный ресурс]: общий подход к содержанию специфических обязательств // Евразийский юрид. журнал, 2012. № 4(47). URL: http://www.eurasialegal.info
  4. Удалова Н. М. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в отношении внешней торговли услугами. [Электронный ресурс]. URL: http://www.legalnn.ru (дата обращения 01.10.2015).
  5. ТретьяковаЕ.С.,Брюхина Е. Р. Генезис режима наибольшего благоприятствования как основы международных торговых отношений //Вестник Пермского университета, 2012. № 3(17)
Основные термины (генерируются автоматически): член ВТО, национальный режим, благоприятствование, принцип, Российская Федерация, обязательство, режим, услуга, Всемирная торговая организация, Генеральное соглашение.


Похожие статьи

Применение правил и принципов ВТО в торговле товарами

В статье раскрыты вопросы регулирования международной торговли товарами. Рассмотрена специфика применения правил и принципов ВТО в международной торговле товарами.

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Особенности функционирования института таможенного представителя в зарубежных странах

В статье раскрываются нормативно-правовые основы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере регулирования в таможенном деле.

Международные договоры в области охраны авторских прав

Национальные механизмы охраны авторских прав каждого государства отличны друг от друга, однако каждая страна стремится к упрощению межгосударственного регулирования авторского права, поэтому стремится становиться участником определённых международных...

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС

В статье проводится сравнительный анализ терминов «таможенные операции» и «таможенные процедуры», раскрывается их содержание. Рассмотрен исторический аспект развития данных правовых институтов.

Отличия таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

Торговая политика Таджикистана после вступления в ВТО

В статье сделана попытка раскрыть содержание торговой политики Таджикистана, показать изменения в торговой политике в связи со вступлением страны в ВТО.

Анализ спора в ВТО касательно импорта железнодорожного оборудования

Разногласия экономического характера, возникающие между участниками международных отношений, нередко приводят к спорам и столкновениям. «Международный спор» как понятие означает взаимные претензии между государствами, которые разрешаются в рамках Все...

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в государствах — членах ЕАЭС

В статье автор описывает методы нетарифного регулирования внешней торговли, применяемые в странах ЕАЭС.

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане

В cтатье рассмотрены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане, освещены основные инструменты государственного влияния на внешние экономические связи.

Похожие статьи

Применение правил и принципов ВТО в торговле товарами

В статье раскрыты вопросы регулирования международной торговли товарами. Рассмотрена специфика применения правил и принципов ВТО в международной торговле товарами.

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Особенности функционирования института таможенного представителя в зарубежных странах

В статье раскрываются нормативно-правовые основы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере регулирования в таможенном деле.

Международные договоры в области охраны авторских прав

Национальные механизмы охраны авторских прав каждого государства отличны друг от друга, однако каждая страна стремится к упрощению межгосударственного регулирования авторского права, поэтому стремится становиться участником определённых международных...

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС

В статье проводится сравнительный анализ терминов «таможенные операции» и «таможенные процедуры», раскрывается их содержание. Рассмотрен исторический аспект развития данных правовых институтов.

Отличия таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

Торговая политика Таджикистана после вступления в ВТО

В статье сделана попытка раскрыть содержание торговой политики Таджикистана, показать изменения в торговой политике в связи со вступлением страны в ВТО.

Анализ спора в ВТО касательно импорта железнодорожного оборудования

Разногласия экономического характера, возникающие между участниками международных отношений, нередко приводят к спорам и столкновениям. «Международный спор» как понятие означает взаимные претензии между государствами, которые разрешаются в рамках Все...

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в государствах — членах ЕАЭС

В статье автор описывает методы нетарифного регулирования внешней торговли, применяемые в странах ЕАЭС.

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане

В cтатье рассмотрены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане, освещены основные инструменты государственного влияния на внешние экономические связи.

Задать вопрос