Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту
Проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как уделяется большое внимание со стороны общества и государства в формировании активного и защищенного человека, способного оценивать окружающую среду для полноценного и безопасного существования в ней. Так же уделяется большое внимание и со стороны системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования.
Формирование культуры безопасного образа жизни и основ безопасного поведения находит отражение в законодательных и нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие», одним из направлений которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; законе «Об образовании в РФ», где в ст. 84 указывается необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Опыт безопасного поведения в быту представляет собой совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умение обращаться с потенциально опасными предметами домашнего обихода и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка [3].
Анализ специфики возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста показывает, что данный возрастной период является благоприятным для формирования опыта безопасного поведения, так как ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, способен осваивать элементарные правила поведения в быту, следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Исследователи по данному направлению считают, что сформировать опыт безопасного поведения в быту у дошкольников возможно через различные методы, приемы и средства: целевые прогулки, беседы, театрализованные представления, игры (В. Зимонина); драматизации сказок, игровые тренинги (Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова); викторины, выставки детского творчества, уголки безопасности для детей и родителей (Л. Артемова), чтение художественной литературы (Л. Князева, А. Виноградова).
Современными исследователями для детей дошкольного возраста разработаны ряд программ по формированию опыта безопасного поведения в быту.
Авдеевой Н. Н., Князевой О. А., Стеркиной Р. Б. разработана программа для детей дошкольного возраста «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Основное содержание работы по программе строится по шести направлениям, одним из которых является «Ребенок дома». В данном разделе раскрывается содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими опасность для детей. Средствами и методами, которые предлагают авторы, являются: словесные игры, составление рассказа, поставка кукольного театра, подвижные игры, беседы, чтение художественной литературы.
Тимофеевой Л. Л. разработана парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей 3–8 лет». Данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбора оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Программа разработана на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план — программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6–7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам, взрослым.
Так как ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то для формирования опыта безопасного поведения в быту можно использовать дидактическую игру, так как она позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности [2].
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Разрабатывая вопросы теории и практики дидактической игры, исследователи значительную роль ее видели в умственном воспитании дошкольника, рассматривали как источник познания социального опыта взрослых и накопления ребенком собственного (В. Н. Аванесова, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Е. И. Радина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Б. И. Хачапуридзе и др.).
Своеобразие дидактической игры состоит в том, что она выступает одновременно как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия со взрослым, особая форма обучения.
В структуру дидактической игры входят следующие составляющие:
- Дидактическая задача определяется целью учебного и воспитательного влияния. Сформулированная педагогом, она отражает его учебную деятеность. Дидактическу. Задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учетом возрастных особенностей детей.
- Игровая задача воспроизводится игроками. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется посредством игровой задачи. Главное то, что дидактическая задача в игре замаскирована и появляется перед игроками в виде игровой задачи.
- Игровые действия — основа игры. В разных играх игровые действия различаются по направлениям и отношению к игрокам. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но содержат также действия, направленные на решение дидактической задачи.
- Правила игры, их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила всегда заданы. С помощью правил педагог руководит игрой, процессами познавательной деятельности и поведением игроков.
- Подведение итогов (результат) проводится сразу по завершении игры. Это может быть подсчет баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд — победителей и т. п. [4, с. 8].
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей, так как в этом возрасте ребенку свойственны: любознательность, интерес ко всему новому, необычному. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий [1].
Преимущество дидактических игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента опыта безопасного поведения в быту проявляется в том, что каждый ребенок максимально активен; имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей; поддерживаются устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон [2].
Дидактические игры по формированию опыта безопасного поведения в быту дают возможность:
‒ познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
‒ научить различать потенциально опасные предметы быта;
‒ сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
‒ познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Л. В.Артемова, Т. В.Ким, И. И. Кобитина, Т. Г. Гусарова предлагают дидактических игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасности в быту, которые отличаются реалистичностью (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам); занимательностью (содержат игровые элементы, задания), красочностью, динамичностью; отвечают конкретным образовательным задачам; соответствуют возрастным возможностям детей; предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования.
Подобранные дидактические игры дают возможность: знакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно — образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена:
‒ закрепление знаний об источниках опасности («Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что может быть опасно — найди», «Подбери игрушку Танюшке»);
‒ — углубление знаний об окружающих ситуациях и правилах безопасности («Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место»);
‒ закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях («Мы спасатели», «Сто бед»).
Таким образом, проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр является актуальной, так роль дидактической игры огромна в воспитании и развитии ребенка, но на сегодняшний день дидактические игры по формированию опыта безопасного поведения в быту у дошкольников.
Литература:
- Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т. И. Бабаева. — М.: Детство-Пресс. — 2007 г. — 196 с.
- Дергунская, В. А. «Образовательная область «Безопасность» [Текст]: методический комплект программы «Детство» / В. А. Дергунская, Т. Г. Гусарова, В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская. — СПб.: Детство-Пресс. — 2012 г.
- Храмцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Храмцова. — М.: Педагогическое общество России. — 2005 г.
- Чен, Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии [Текст] Н. В. Чен // Искусство. Все для учителя. Пилотный выпуск. 2011 г. — С. 26–28.