Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; противоречия между современными требованиями и необходимостью содержания, с учетом ФГОС по данной проблеме.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Извлечение из ФГОС ДО
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Так дошкольники объединяются для игры, продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог. Игра побуждает детей знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В своей самостоятельной деятельности дошкольники активно используют настольно — печатные дидактические игры, а также творческие игры: сюжетно-ролевые, режиссёрские.
Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в развитии речи дошкольников. Дидактическая игра может быть использована как часть образовательной деятельности и как самостоятельная деятельность. В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель, который создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования.
Воспитатель организует игры на развитие речевого дыхания («Подуй на одуванчик» «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и др.), на развитие фонематического слуха («Кто позвал?», «Что звучит?»). Для профилактики возможных нарушений звукопроизношения педагог ежедневно проводит игры на укрепление мышц артикуляционного аппарата ребёнка из серии «Весёлый язычок», использует игры с пальчиками на основе фольклорных произведений. Ежедневным содержанием речевого взаимодействия с детьми являются игры на звукоподражание («Кто как кричит», «Отгадай, кто в домике живет» и т. п.).
Педагог привлекает внимание ребёнка к речи как особому объекту познания: использует игры на словотворчество («Придумай название сказочному предмету», «Придумай имя сказочному персонажу»), привлекает детей к участию в словесных играх, обсуждает с детьми значение новых непонятных слов.
Чаще всего дидактическая игра используется в математическом развитии «Определи соседа», «Засели дом»; родному языку «Какой? Какая? Какое?», «Один много»…; ознакомлению с природой и окружающем миром «Что изменилось?», «Что сначала, что потом?»…, в развитии сенсорной культуры «Собери натюрморт», «Собери пейзаж», «Составь портрет»…
Игры обогащают его словарный запас: он узнает название объекта; названия его некоторых частей и ярко выраженных особенностей; названия действий объекта, которое можно совершить с ним. Накопленный опыт помогает пополнить словарный запас дошкольника и найти применение более сложной форме связной речи.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам, действиям, если эти правила ими усвоены. Для того чтобы привлечь внимание детей к дидактическим играм, пособиям, художественной литературе мы используем знаки мотивации: «Глаз», «Язычок», «Ухо», «Рот»…
Яркая, красочная среда речевого центра привлекает внимание детей, «зазывает» дошколят к самостоятельному объединению к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развитие связной речи детей. Так «Восклицательный знак» призывает детей — поиграй со мной. «Глаз» говорит — расскажи, что ты видишь, рассмотри иллюстрации. «Рука» предлагает — открой книгу, полистай страницы…
Привлекают детей к дидактическим играм в речевом мини центре и значки сложности. Они пробуждают у ребят любознательность, инициативность. Так на игре не знакомой, новой сначала ставится знак «Три колокольчика», что означает — игра познавательная, сложная, интересная, новая. По мере усвоения правил игры, когда дети начинают играть самостоятельно, игра востребована, появляется знак сначала «Два колокольчика», затем «Один колокольчик», что означает игра простая, может использоваться детьми в самостоятельной деятельности.
Привлекают внимание детей плачущие знаки мотивации. Так знак «Слёзы» — призывает детей поиграть с невостребованной детьми игрой. Воспитатель, привлекая внимание детей, объясняет, что игру никто не берёт для игры, и она заскучала, заплакала. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать желание у детей самостоятельно объединяться для игры, самостоятельно играя и соблюдая игровые правила, поддерживать игровой диалог. Стимулируя игровую деятельность, используем поощрительные призы. Призовой стимул очень способствует развитию игровой деятельности.
Фронтальное или индивидуальное проведение дидактических игр, «Какой? Какая? Какие?», «Один — много», «Кто что делает?» способствуют расширению у детей активного и пассивного словаря. Дидактические игры типа «Забавные истории» помогают детям составлять описательные рассказы по серии картинок. Через игру идёт развитие внимания, памяти, развивается логика, связная речь, игра влияет на развитие фантазии (домысливание сюжета), обогащение словаря. Игры типа «Да — нет» учат детей использовать в речи развёрнутые вопросы, предполагающие краткий ответ.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
В режиссерской игре “артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как “сценарист и режиссер”, управляет “артистами”. “Озвучивая” героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности речи. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом у детей накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, теневой театр, театр на фланелеграфе, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения у детей. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш. Также интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
В средней группе происходит постепенный переход ребенка от игры “для себя” к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные (“параллельные”) роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого “типичного” образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения через речь.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог помогает самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства. В подготовительной группе у дошкольников 6–7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи — куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова, выразительно произносить предложения или часть текста.
Театрализованная деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе.
Литература:
- Ушакова О. С. знакомим дошкольников 3–5 лет с литературой. — М., 2010.
- Ушакова О. С. знакомим дошкольников 5–7 лет с литературой. — М., 2010.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада — М., КНОРУС», 2003 г.
- Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. — СПб.: 2003.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.
- Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. — М.: А. П. О., 2004.