Развитие промышленности и технологий в Арктике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 13.12.2016

Статья просмотрена: 2894 раза

Библиографическое описание:

Иванченко, Д. С. Развитие промышленности и технологий в Арктике / Д. С. Иванченко, Е. С. Картамышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36751/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена рассмотрению развития промышленности и технологий в Арктике в условиях современности. Показано, что Арктика является глобальным перекрёстком между коммерческими и экологическими интересами, в результате чего возрастает необходимость развития технологий, с помощью которых будут решены назревшие проблемы, в том числе и экологические.

Ключевые слова: Арктика, промышленность, новые технологии, технологические исследования, природные ресурсы, защита окружающей среды

Арктика располагает значительными природными ресурсами, и многие акторы исследуют способы использовать их для получения экономической выгоды. Другие рассматривают Арктику как особенно нетронутую и уязвимую территорию, настаивая на необходимости ограничения промышленного развития в этом регионе. На фоне возрастания геополитического и экономического значения Арктики формируется базовая проблема развития Арктики и арктического региона. Со снижением запасов нефти, к которым имеется лёгкий доступ, возрастает необходимость разработки новых технологий для добычи нефти во всё более отдалённых местах и при неблагоприятных условиях для того, чтобы удовлетворить растущий долгосрочный спрос на энергию. Ситуация усложняется ещё и тем, что арктические условия характеризуются особыми физическими проблемами: удалённость, лед, экстремальные температуры и продолжительные периоды темноты. Ключом к решению этих проблем является разработка новых технологий. Например, ледовые покрытия в разных регионах Арктики могут значительно отличаться в зависимости от глубины воды и расстояния до берега. Лёд также видоизменяется в течение сезонов: осенью замерзает, зимой утолщается, весной тает. В течение нескольких месяцев, когда лёд растёт и утолщается, ветер и течение воды заставляет его двигаться, в результате чего образуются торосы, которые достигают 10–20 м в высоту. Защита хрупкого биоразнообразия региона создаёт дополнительную техническую проблему. Прогресс в области технологии имеет решающее значение для снижения физических последствий, сбросов, выбросов в атмосферу. Богатые нефтяные и газовые ресурсы Арктики должны быть разблокированы только с помощью тех технологий, которые помогут уменьшить экологические и социальные последствия и обеспечат высокие уровни безопасности.

В долгосрочной перспективе таяние льда на севере может вызвать разрушительные последствия. Поскольку замёрзшая тундра будет отступать на север, большие районы Арктики станут пригодными для сельского хозяйства. Более ранняя арктическая весна может привести к увеличению выращивания растений на 25 %. Это позволит жителям Гренландии выращивать больше, чем те ничтожные 100 тонн картофеля, которые они выращивают сейчас.

Арктика располагает большим количеством биологических и минеральных ресурсов, которые имеют большую коммерческую и научную ценность. Устойчивое промышленное развитие и эксплуатация биологических и минеральных ресурсов требует новых технологий и экспертных знаний в регионе. Технологии, предназначенные для проведения работ в Арктике, должны соответствовать арктическому климату и быть приспособленными к суровым условиям окружающей среды. Для реализации энергетического потенциала Арктики нужны не только хорошие политики, но и значительные усилия для решения технических требований по эксплуатации оборудования. Технологии, которые используются в нефтяной промышленности, претерпели видоизменения. Такое развитие технологий, которые произвели революцию в нефтяной промышленности, является результатом адаптационных, инновационных и интеграционных процессов. Развитие промышленности в Арктике зарождалась в глубокой и агрессивной среде. Постепенно были решены проблемы, возникающие на шельфе, за счёт адаптации существующих систем или методов или путём разработки новых по мере необходимости. Технологии для изучения, разработки и добычи нефти и газа в арктических условиях развиваются в темпе, совместимом с государственными лизинговыми графиками и графиками развития промышленности. Они прошли долгий путь за последние три десятилетия для достижений в области техники безопасности и создания более экономичной конструкции судов и сооружений. Также появилась более эффективная спутниковая возможность видеть сквозь облака и тьму, и разработаны новые технологии для разведки и добычи нефти и газа.

Всё больше промышленное значение как для приарктических, так и для многих других стран мира имеет освоение практически неисчерпаемых биологических ресурсов арктических морей, значительная часть которых, по мнению специалистов, одновременно может служить источником биологического сырья [5, с. 22–31.].

Цель исследования заключается в том, чтобы осветить современные аспекты развития промышленности и технологий в Арктике в современных условиях изменения климата.

Уровень активности в арктических регионах с каждым годом растёт. На протяжении многих веков одним из основных экономических видов деятельности нескольких стран было рыбное хозяйство, в настоящее же время аквакультура развивается быстрыми темпами. По данным геологической службы США, 30 % миров неразведанных газовых ресурсов и 13 % неразведанных запасов нефти находятся в Арктике.

Проведение операций в Арктике сопряжено с крайне сложными условиями, такими как ледовый покров, быстро развивающееся низкое давление и стремительнее бури, большие расстояния, темнота и прочее. Для преодоления этих препятствий ведутся новые технологические разработки. Ключевой частью процесса разработки месторождений является проведение сейсмических исследований. Совсем недавно, нидерландско-британская нефтегазовая компания компания Royal Dutch Shell, начиная с 2006 года, провела три года открытых исследований воды в Чукотском море со стороны Аляски и море Бофорта. Компания также провела сейсмические испытания на льду в зимний период (период был выбран не случайно — в это время морские млекопитающие находятся далеко в тёплых водах).

Для обнаружения залежей нефти и газа используются сейсмические исследования 3D — для создания компьютерной модели подводной геологии в формате 3D используются звуковые волны. Лёд может искажать звуковые волны и, следовательно, создавать неточную картину. Ранее считалось, что сейсморазведка в арктических условиях была слишком сложной и для получения точных сведений требовались условия, при которых вода была свободной ото льда. Но исследования показали, что сочетание вибрационных источников на льду и микрофонов, размещённых в воде подо льдом и на морском дне, дают точную информацию.

Из-за очень низких температур, ледовых условий и темноты очень проблематичным является оффшорное бурение в Арктическом регионе. Разведочное бурение, как правило, происходит в течение короткого сезона открытой воды с помощью ледостойких передвижных буровых установок. Там, где позволяют условия, зимнее и круглогодичное бурение может проводиться на специализированных буровых установках, которые опираются на морское дно. Для перехода на новое место после завершения бурения используются мобильные буровые установки. Тем не менее, эти буровые установки ограничены условиями открытой воды, так как в противном случае бурение становится невозможным по причине движения льда. Для безопасной работы на льду строятся барьеры и проводятся специальные процедуры для предотвращения утечки. Кроме того, постоянно разрабатываются новые пути сокращения негативных последствий таких операций, например, звук бурения имеет вредное воздействие на представителей морской флоры и фауны, поэтому вокруг разведочных буровых установок проводятся измерения и на основе полученных показателей разрабатываются и тестируются передовые технологии, которые помогают заглушать морские сооружения и снижать шум от морских судов снабжения. Для этого, например, строятся новые судна ледового класса для установки якорей, которые удерживают на месте мобильные буровые установки.

Также проводятся исследования и тестирования дистанционно управляемых роботов, предназначенных для первоначального обследования места, использование которых приведёт к снижению воздействия на окружающую среду и не помешает морским млекопитающим.

Разрабатываются новые буровые установки, которые отличаются более лёгкой маневренностью и более низким энергопотреблением по сравнению с традиционными установками. Очень перспективным представляется использование гравитационных буровых платформ, устойчивых ко льду, для которых перспективным является применение атомных энергетических установок. Что касается применения атомной энергетики в пределах Арктики, то сейчас для этого открываются широкие перспективы и возможности, ведутся проектно-исследовательские работы в этой сфере. На данный момент в России ведутся разработки плавучих атомных электростанций. Эффективное использование энергии — один из интегральных показателей развития Арктической зоны.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в качестве одного из ключевых аспектов комплексного развития Арктики называет использование перспективных технологий и развитие промышленности в этом регионе. В пределах Арктики реализуется более 160 мероприятий и инвестиционных проектов, более 90 % финансирования приходится на развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, добывающей и перерабатывающей промышленности, судостроения.

Основой, на которой строится современная политика нашей страны в данном регионе, является «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [7], опубликованная 20 февраля 2013 г. Она основывается на последующее формирование утверждений предшествующего концептуального документа — «Основы политики России по освоению Арктики» [3], утверждённого в 2008 г. Свою национальную морскую политику, в том числе и в арктическом региональном направлении, Российская Федерация осуществляет в соответствии с «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Президентом РФ 27 июля 2001 № Пр — 187.

Первенствующими тенденциями развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности представлены следующие: комплексное социально-экономическое развитие АЗРФ; развитие науки и технологий; создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. С 14 марта 2015 года в России действует орган, который отвечает за развитие арктического региона: государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Комиссия наделена широкими полномочиями, в её ведении — организация федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления для решения социально-экономических задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности [8].

Россия и Канада, которые являются операторами Северного морского пути и Северо-Западного прохода, и в их распоряжении имеются наиболее протяжённые линии арктического побережья, располагают лучшими исходными позициями, чтобы получить контроль над Арктикой. Россия, к тому же, имеет единственный в мире ледокольный атомный флот, предназначенный для осуществления перевозок по Арктике на основе применения передовых ядерных технологий. Ввиду того, что выработка ресурсов приведёт к сокращению количества ледоколов, что может привести к сбоям в обеспечении арктических грузоперевозок, ведётся строительство новых улучшенных ледоколов, один из которых — самый большой и мощный ледокол «Арктика» по проекту 22220 — был спущен на воду 16 июня 2016 года в Санкт-Петербурге. Также российские учёные нашли способ продлевать ресурс ядерных энергетических установок на атомоходах до 150 тыс. часов и срок службы ледоколов до 30–32 лет, в результате чего появляется возможность безопасной эксплуатации атомных ледоколов на протяжении ещё 10–12 лет. На данный момент идёт разработка ледокола «Лидер», мощность которого составит 110 МВт. Ожидается, что этот крупнейший корабль будет беспрепятственно передвигаться по всей Арктике и сможет обеспечить безопасную проводку судов приполюсным маршрутом напрямую от Европы.

Представляется, что для эффективного развития транспортной системы в Арктической зоне необходимо рассматривать возможность комбинированной системы транспорта, в результате чего будут задействованы не только сугубо арктические, но и неледовые крупные суда, на которые вне Арктической зоны будет перемещаться груз. При этом сугубо арктические суда могут и не быть сверхкрупными.

4 июня 2015 года в Вашингтоне была открыта конференция, посвящённая проблемам развития Арктики и арктической зоны. Участниками встречи стали географы, климатологи, экономисты, политологи, специализирующиеся на изучении Арктики. С 2012 года в Канаде ежегодно проходят международные конференции с целью обсуждения возможностей промышленного развития Арктики, ведения многочисленных дискуссий и презентаций по вопросам внедрения новых технологий, которые могут быть использованы для безопасного исследования Арктики.

Большинство морской добычи нефти и газа по-прежнему производится традиционным способом с использованием стационарных платформ, которые удерживаются на дне. Использование новейших технологий, которые помогают снизить экологические и социальные последствия геологоразведочных работ, имеет важное значение. Инженерами постоянно ведутся всесторонние исследования в поисках лучших и более эффективных технологических решений для проведения геологоразведочных работ с наименьшими экономическими и экологическими потерями.

Литература:

  1. Арктика. Приоритетные проекты развития // Нефть и Газ Сибири. — № 4 (21), 2015 г.
  2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Правительство России: офиц. интернет-сайт. 2013. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/432.
  3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ Д. Медведевым // Совет Безопасности Российской Федерации: офиц. интернет-сайт. 2008. 18 сентября. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html (дата обращения: 23.05.2015).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» // Российская газета: интернет-сайт. 2014. 24 апреля. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2014/04/24/arktika-site-dok.html.
  5. Биологические ресурсы Арктики и Антарктики. — М., Наука, 1987. — 447 с.
  6. Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. — Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции, Апатиты, 6–8 ноября 2013 г. — Апатиты, 2013. — 304 с.
  7. Стратегия развития Арктической зоны РФ может остаться нереализованной //Эксперт: интернет-сайт. 2014. 17 марта. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.expertnw.ru/news/2014–03–17/strategiya-razvitiya-arkticheskoy-zony-rf-mozhet-ostatsya-nerealizovannoy/.
  8. Официальная страница Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. — [Электронный документ]. Режим доступа: http://government.ru/department/308/about/
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, арктическая зона, Российская Федерация, национальная безопасность, россия, арктический регион, буровая, добыча нефти, окружающая среда, установка.


Похожие статьи

К вопросу о стратегическом исследовании экологически устойчивого развития экономики на основе освоения морских ресурсов

С развитием науки и технологии Китая все большее значение приобретает экологически устойчивое развитие экономики, связанной с освоением морских ресурсов. В данной статье рассматривается настоящее положение дел в данной области, ставятся проблемы загр...

Развитие инфраструктуры на Крайнем Севере: вызовы и перспективы

В статье освещается проблема развития инфраструктуры на Крайнем Севере. Рассмотрены вызовы, с которыми сталкиваются строители и инженеры, а также рассмотрены перспективы для улучшения инфраструктуры в этом уникальном регионе. В статье анализируются к...

Инновации в решении экологических проблем

Исследованы основные аспекты инновационной деятельности, направленной на решение экологических проблем. Рассмотрены современные инновационные проекты, направленные на экологизацию человеческой деятельности в целом, и на экологизацию производства в ча...

Состояние и перспективы развития ядерных технологий в Арктической зоне Российской Федерации

В статье описывается текущее состояние ядерной инфраструктуры, ее роль в поддержании энергобаланса Арктической зоны Российской Федерации. Также рассматриваются перспективы развития ядерных технологий, используемых в Арктических регионах, новые ядерны...

История развития технологий: перспективы и угрозы

В данной статье рассматривается развитие техники в таких сферах, как технологическая, социальная, информационная, экологическая, медицинская. Рассмотрены последствия совершенствования техники и их воздействие на сферы жизнедеятельности людей.

Будущее ядерной энергетики

В статье на базе обработанных статистических данных проанализированы тенденции развития ядерной энергетики в мире. Сделан вывод о том, что сегодня в мире уделяется значительное внимание развитию перспективных безопасных ядерных технологий, которые не...

Развитие нефтедобычи в Арктике: перспективы и ограничивающие факторы

В статье рассматривается вопрос перспективы энергетического развития Арктики. Проанализировано состояние энергетического потребления на данный момент и сделан анализ перспектив развития Арктики, как источника первичных энергетических ресурсов. Рассмо...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Проблемы освоения месторождений углеводородов на шельфе Балтики и арктическом шельфе

В статье рассматриваются проблемы и риски добычи углеводородов с шельфа Балтики и Арктического шельфа Россия. Даны характеристики шельфов Балтийского моря и Арктики. Проведен сравнительный анализ проблем добычи углеводородов. Найдены общие проблемы. ...

Атомная энергетика и освоение Арктики

В статье на основе использования разнообразной профессиональной отечественной и зарубежной литературы, научных статей раскрыто значение атомной энергетики в освоении Арктики, рассмотрены векторные направления развития атомной энергетики в Арктическом...

Похожие статьи

К вопросу о стратегическом исследовании экологически устойчивого развития экономики на основе освоения морских ресурсов

С развитием науки и технологии Китая все большее значение приобретает экологически устойчивое развитие экономики, связанной с освоением морских ресурсов. В данной статье рассматривается настоящее положение дел в данной области, ставятся проблемы загр...

Развитие инфраструктуры на Крайнем Севере: вызовы и перспективы

В статье освещается проблема развития инфраструктуры на Крайнем Севере. Рассмотрены вызовы, с которыми сталкиваются строители и инженеры, а также рассмотрены перспективы для улучшения инфраструктуры в этом уникальном регионе. В статье анализируются к...

Инновации в решении экологических проблем

Исследованы основные аспекты инновационной деятельности, направленной на решение экологических проблем. Рассмотрены современные инновационные проекты, направленные на экологизацию человеческой деятельности в целом, и на экологизацию производства в ча...

Состояние и перспективы развития ядерных технологий в Арктической зоне Российской Федерации

В статье описывается текущее состояние ядерной инфраструктуры, ее роль в поддержании энергобаланса Арктической зоны Российской Федерации. Также рассматриваются перспективы развития ядерных технологий, используемых в Арктических регионах, новые ядерны...

История развития технологий: перспективы и угрозы

В данной статье рассматривается развитие техники в таких сферах, как технологическая, социальная, информационная, экологическая, медицинская. Рассмотрены последствия совершенствования техники и их воздействие на сферы жизнедеятельности людей.

Будущее ядерной энергетики

В статье на базе обработанных статистических данных проанализированы тенденции развития ядерной энергетики в мире. Сделан вывод о том, что сегодня в мире уделяется значительное внимание развитию перспективных безопасных ядерных технологий, которые не...

Развитие нефтедобычи в Арктике: перспективы и ограничивающие факторы

В статье рассматривается вопрос перспективы энергетического развития Арктики. Проанализировано состояние энергетического потребления на данный момент и сделан анализ перспектив развития Арктики, как источника первичных энергетических ресурсов. Рассмо...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Проблемы освоения месторождений углеводородов на шельфе Балтики и арктическом шельфе

В статье рассматриваются проблемы и риски добычи углеводородов с шельфа Балтики и Арктического шельфа Россия. Даны характеристики шельфов Балтийского моря и Арктики. Проведен сравнительный анализ проблем добычи углеводородов. Найдены общие проблемы. ...

Атомная энергетика и освоение Арктики

В статье на основе использования разнообразной профессиональной отечественной и зарубежной литературы, научных статей раскрыто значение атомной энергетики в освоении Арктики, рассмотрены векторные направления развития атомной энергетики в Арктическом...

Задать вопрос