Кластерный подход в общественном питании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, Т. Н. Кластерный подход в общественном питании / Т. Н. Зайцева, М. Д. Лаптева, Н. А. Вавилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 414-419. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36754/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова:потребительский рынок, предприятия общественного питания, кластер, системный анализ, конкурентоспособность

Несмотря на экономический кризис 2014–2016 гг., ресторанный бизнес и сфера общественного питания в целом в настоящее время является одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. За последние 5–6 лет активное развитие этой сферы в России позволило значительно расширить ресторанный рынок и увеличить спрос на фирмы, занимающиеся общественным питанием. [1,2] При этом положительная динамика развития отрасли сопровождается усилением конкуренции на рынке. Оборот розничной торговли и оборот общественного питания по городским округам и муниципальным районам Челябинской области за 2015 год представлен в таблице 1.

Таблица 1

Оборот розничной торговли иоборот общественного питания по городским округам имуниципальным районам Челябинской области за 2015 год1

Оборот розничной торговли2), тыс. рублей

2015 в% к 20142)3)

Оборот общественного питания, тыс. рублей

2015 в% к 20143)

Всего по области4:

209 897 912

89,1

5 310 680

94,6

городские округа:

Верхнеуфалейский

1 472 069

97,3

40 175

99,9

Златоустовский

6 290 278

89,1

87 164

112,8

Карабашский

389 281

101,6

5)

98,8

Копейский

6 792 400

88,9

154 673

86,1

Кыштымский

1 985 740

101,3

31 052

91,4

Магнитогорский

24 169 782

91,7

1 105 834

105,2

Миасский

9 333 368

96,5

218 455

86,3

Троицкий

2 940 849

95,1

5 781

95,8

Усть–Катавский

1 014 767

88,9

64

в 14,9 р

Чебаркульский

2 155 830

94,6

103 650

101,2

Челябинский

116 035 630

85,7

2 371 977

87,5

Южноуральский

3 129 608

92,5

49 500

90,4

муниципальные районы:

Агаповский

452 826

115,3

21 824

120,4

Аргаяшский

1 050 234

93,9

45 602

128,6

Ашинский

1 454 086

98,4

45 568

104,9

Брединский

302 484

109,4

11 568

153,7

Варненский

440 096

104,9

3 808

153,5

Верхнеуральский

774 674

111,0

26 529

141,6

Еманжелинский

1 707 419

98,3

5)

107,5

Еткульский

790 960

104,3

5)

88,4

Карталинский

939 574

104,9

38 506

192,7

Каслинский

1 782 855

92,3

5)

120,7

Катав–Ивановский

1 635 400

91,7

35 015

104,1

Кизильский

112 036

96,3

5)

в 2,5 р

Коркинский

2 274 013

95,4

22 024

50,6

Красноармейский

2 176 037

75,5

13 114

95,1

Кунашакский

542 176

82,9

5)

в 7,1 р

Кусинский

648 863

98,5

5

85,3

Нагайбакский

275 458

92,7

1 159

87,6

Нязепетровский

319 961

112,1

5)

76,6

Октябрьский

260 875

92,3

7 713

114,6

Пластовский

930 373

86,2

5)

в 12,1 р

Саткинский

3 102 439

98,2

59 098

108,2

Сосновский

3 908 527

89,5

48 973

108,1

Троицкий

194 563

96,8

1 686

90,1

Увельский

180 345

77,0

4 066

85,2

Уйский

185 179

118,7

Чебаркульский

516 369

в 2,7 р.

9 081

98,3

Чесменский

396 098

98,3

1 645

57,5

1) Без учёта субъектов малого предпринимательства.

2) Данные уточнены.

3) В сопоставимых ценах, по сопоставимому кругу организаций, (т. е. предоставлявших сведения за отчетный год и соответствующий период предыдущего года) всех видов экономической деятельности.

4) С учетом данных по закрытым административно–территориальным образованиям.

5) Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007г. № 282–ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Оборот розничной торговли и общественного питания Челябинской области в январе–сентябре 2016 года составил 360,0 млрд. рублей (90,2 % к январю–сентябрю предыдущего года в сопоставимых ценах). В сентябре 2016 года оборот розничной торговли и общественного питания на 98,8 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка); доля рынков и ярмарок составила 1,2 % (в сентябре 2015 г. — соответственно 98,2 % и 1,8 %). [6]

Магнитогорск — город, выросший благодаря созданию и работе градообразующего предприятия ОАО «ММК». Поэтому экономика города имеет ярко выраженную специализацию по отрасли «черная металлургия». Численность постоянного населения города Магнитогорска на 01.01.2016 года составила 417 563 человек. Функционирование экономической системы города не сводится исключительно к работе ОАО «ММК». В городе действуют свыше 9,5 тыс. предприятий и организаций, отвечающих за работу потребительского комплекса, транспортной системы, производства промышленных изделий. Благодаря той части экономической системы города, которая не связана с ОАО «ММК», город способен удовлетворить разнообразные экономические запросы, обеспечить достойный уровень и качество жизни потребителей.

Общественное питание является составной частью потребительского рынка и представляет собой социально–значимый сектор экономики города Магнитогорска. Сфера предоставления услуг общественного питания формируется на основе предпринимательской инициативы и деятельности. Сфера торговли и услуг общественного питания в городе является динамично развивающейся (таблица 2).

Таблица 2

Потребительский рынок товаров иуслуг г. Магнитогорска

Наименование показателей

Единица измерения

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016 (по ноябрь месяц)

Организации розничной торговли

единиц

2 585

2 589

2 700

2 104

Организации общественного питания

единиц

519

513

538

542

Предприятия бытового обслуживания

единиц

673

696

730

1 001

Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям

млн. рублей

6 428,2

11 961,5

16 743,3

20 597,3

24 167,6

17499

Индекс физического объёма в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

123,7

131,0

102,7

95,7

91,8

Оборот общественного питания по крупным и средним организациям

млн.рублей

456,1

565,9

743,4

978,2

1 105,8

833,11

Индекс физического объёма в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

91,6

115,8

99,3

149,2

105,2

Платные услуги населению по крупным и средним организациям

млн.рублей

6 675,0

7 042,0

7 240,0

7 290,5

7 713,0

Индекс физического объёма в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

99,2

99,5

94,8

93,8

94,9

Как важнейшая часть потребительского рынка России, система общественного питания позволяет дать интегральную оценку социально–экономического уровня населения: бурное развитие данной отрасли связано, в первую очередь, с улучшением финансового положения россиян. Также следует отметить, что общественное питание является одной из немногих отраслей, где в период кризиса не было спада производства, наблюдалось лишь незначительное замедление темпов роста. На потребительском рынке представлены следующие типы предприятий общественного питания, расположенные преимущественно в центральной части города (рисунок 1).

Рис. 1. Типы предприятий общественного питания г. Магнитогорска

Анализ существующих на потребительском рынке города Магнитогорска разных типов предприятий общественного питания, выявил следующие тенденции: неравномерное размещение форматов предприятий и незначительный сегмент ресторанного бизнеса; отсутствие крупных торговых центров на окраине города с современными формами предоставления услуг. [3,4]

Однако комфортность ведения бизнеса и благоприятный инвестиционный климат в городе Магнитогорске обусловлен рядом факторов:

‒ выгодное геополитическое положение;

‒ развитая транспортная инфраструктура и связь;

‒ устойчивое экономическое положение;

‒ богатый кадровый и научный потенциал;

‒ организационная и финансовая поддержка инвестиционных проектов, гарантии безопасности бизнеса со стороны Администрации города;

‒ развитая инфраструктура для инновационных разработок;

‒ успешный опыт реализации масштабных проектов.

Создание и поддержание определенного уровня конкурентоспособности невозможно без современных маркетинговых технологий, ориентированных на потребителя. Кластер является сложной системой, поэтому к нему применим метод системного анализа (рисунок 2).

Рис. 2. Схема взаимодействия объектов системного анализа

Метод системного анализа заключается в следующем: в любой системе выделяются основные объекты, через которые можно изучать эту систему. Можно выделить шесть основных элементов системы: вход в систему, процесс, инфраструктура, условия, выход из системы, обратная связь и ограничения. Все эти элементы характеризуются своими функциями и ролью в этой системе.

Повышение конкурентоспособности на современном этапе невозможно без применения кластерной стратегии. В г. Магнитогорске основой для создания кластера может стать самостоятельная интеграция предприятий малых форм бизнеса общественного питания. Был проведен кластерный анализ, включающий расчет коэффициента локализации предприятий общественного питания (таблица 3).

Таблица 3

Совокупный оборот торговли вЧелябинской области иг. Магнитогорске

Оборот розничной торговли, тыс. рублей

Оборот общественного питания, тыс. рублей

Коэффициент локализации

Всего по Челябинской области:

209 897 912

5 310 680

Магнитогорский

24 169 782

1 105 834

Из таблицы 3 видно, что коэффициент локализации по г. Магнитогорску составляет 1,81, что свидетельствует об отрасли рыночной специализации и возможности создания кластера (рисунок 3).

Рис. 3. Схема кластера общественного питания для города Магнитогорска

Таким образом, кластерный подход позволит предприятиям общественного питания малого бизнеса совместно и более эффективно использовать ограниченные ресурсы для решения общих задач.

Литература:

1 Долматова И. А. Актуализация значения контрольной проработки в сфере общественного питания [Текст]: Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 1 (30). С. 67–68.

2 Долматова И. А., Быстрова А. А. Пути повышения рентабельности предприятий общественного питания в условиях кризиса /Качество продукции, технологий и образования [Текст]: мат. X Междунар. науч.-прак. конф. — Магнитогорск: Изд-во гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. — С. 90–93.

3 Долматова И. А., Рябова В. Ф., Персецкая К. М. Анализ рынка услуг общественного питания России и г. Магнитогорска /Качество продукции, технологий и образования [Текст]: мат. IX Междунар. науч.-прак. конф. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2014. С. 93–96.

4 Зайцева Т. Н., Быстрова А. А., Лаптева М. Д., Ходакова Е. Е.Услуги общественного питания в муниципальных учреждениях г. Магнитогорска. — Молодой ученый, 2015. № 19. С. 127–130.

5 https://www.magnitogorsk.ru/index.php?option=com Магнитогорск в цифрах

6 http://chelstat.gks.ru/Челябинскстат

7 http://avtoreferat.seluk.ru/at–ekonomika/3318–1 Формирование кластера общественного питания.

Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, розничная торговля, магнитогорск, оборот, системный анализ, Челябинская область, рубль, тип предприятий, физический объем, потребительский рынок.


Похожие статьи

STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса

Aнализ экономической эффективности производства в малом и среднем предпринимательстве

Применение интернет-технологий в сфере общественного питания

Экономическое развитие частного бизнеса

Взаимосвязь антикризисного управления и управления рисками в деятельности коммерческого предприятия

Кластеры как форма интеграции агропромышленного комплекса

В статье рассматриваются преимущества кластерного подхода в сравнении с вертикальными формами интеграции. Кластеризация АПК, как фактор конкурентоспособности регионов.

Корпоративная культура и ее особенности в России

Выбор стратегии распределительной логистики в современной организации

В статье проанализированы методологические подходы к совершенствованию инструментов логистики распределения. Сделан вывод о необходимости системного подхода к формированию распределительных сетей отечественных предприятий.

Анализ экономической эффективности производства в малом и среднем предпринимательстве

Обеспечение конкуренции в эпоху цифровой экономики: возможности и угрозы

Похожие статьи

STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса

Aнализ экономической эффективности производства в малом и среднем предпринимательстве

Применение интернет-технологий в сфере общественного питания

Экономическое развитие частного бизнеса

Взаимосвязь антикризисного управления и управления рисками в деятельности коммерческого предприятия

Кластеры как форма интеграции агропромышленного комплекса

В статье рассматриваются преимущества кластерного подхода в сравнении с вертикальными формами интеграции. Кластеризация АПК, как фактор конкурентоспособности регионов.

Корпоративная культура и ее особенности в России

Выбор стратегии распределительной логистики в современной организации

В статье проанализированы методологические подходы к совершенствованию инструментов логистики распределения. Сделан вывод о необходимости системного подхода к формированию распределительных сетей отечественных предприятий.

Анализ экономической эффективности производства в малом и среднем предпринимательстве

Обеспечение конкуренции в эпоху цифровой экономики: возможности и угрозы

Задать вопрос