От объекта посягательства необходимо отличать предмет преступления, под которым понимаются материальные вещи объективно существующего мира, в связи или по поводу которых совершается преступление. Предметом деяния признается все то, что доступно для восприятия, измерения, фиксации, а в некоторых случаях и оценки. В литературе по уголовно-правовой тематике предмет преступления принято называть материальным выражением объекта.
Наряду с вещами к предмету преступления также следует относить и информацию (безотносительно к ее закреплению на материальном носителе). Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях независимо от формы их представления. Информация как предмет преступления также может иметь экономический признак — цену (например, являющаяся товаром компьютерная программа). Для обозначения различных видов и формы выражения информации как предмета преступления уголовный закон использует различную терминологию: «сведения» (ст. ст. 137, 183 УК РФ), «тайна» (ст. ст. 155, 283 УК РФ), «компьютерная информация» (ст. ст. 272, 274 УК РФ).
Предмет преступления — факультативный признак. Он обязателен не во всех составах преступлений, а лишь в тех, в которые включен в соответствии с диспозицией статьи Особенной части УК РФ. В этом случае предмет преступления входит в основание уголовной ответственности и его отсутствие исключает наличие всех признаков состава преступления в совершенном деянии.
Ст. 159.2 «Мошенничество при получении выплат» УК РФ дополнен ФЗ от 29.11.2012 года № 207-ФЗ [1]. Как и в случаях, которые касаются других разновидностей мошенничества, выделенных в специальные составы данным Законом из общей нормы о мошенничестве, введение указанной статьи в Особенную часть УК РФ поставило немало вопросов, которые связаны с применением последней. Ст. 159.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств либо другого имущества при получении субсидий, компенсаций, пособий и других социальных выплат, которые установлены законами и другими нормативными правовыми актами, через представление заведомо ложных и (либо) недостоверных сведений, а равно через умолчание о фактах, которые влекут за собой прекращение этих выплат.
Предметом мошенничества при получении выплат согласно ч. 1 ст. 159.2 Уголовного кодекса РФ являются денежные средства или иное имущество, похищаемые при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Правильное определение предмета имеет решающее значение для квалификации мошенничества при получении выплат, его отграничения от общего состава мошенничества, вместе с тем представляет некоторую сложность. Во-первых, требует осмысления то, о каком ином имуществе при получении выплат идет речь. Во-вторых, не любая из перечисленных в ч. 1 ст. 159.2 УК РФ выплат (пособие, компенсация, субсидия) всегда является выплатой социальной. В-третьих, требует толкования понятие «иные социальные выплаты».
Понятие «социальная выплата» законодательно не определено, хотя встречается в целом ряде нормативных актов, в том числе кодифицированных (ст. 5.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 37 Гражданского кодекса РФ), причем актах как общего характера, так и определяющих статус отдельных профессиональных групп граждан. Названные в Законе социальные выплаты объединяет то, что они осуществляются за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Именно этот признак является важным для признания выплаты социальной.
Другим признаком социальной выплаты, который обозначен в диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, является ее установление законами и иными нормативными актами. Полагаем, что эти законы и иные нормативные акты должны быть источниками права социального обеспечения, поскольку предметом именно этой отрасли права выступают имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы по предоставлению денежных выплат лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков и других социально значимых обстоятельств, указанных в Законе.
Поскольку социальная выплата является своего рода мерой социальной защиты, то еще один ее признак характеризует адресата выплаты — физическое лицо, отвечающее прямо предусмотренным законом или иным нормативным правовым актом критериям, связанным с возникновением социальных рисков или определенных социально значимых обстоятельств. Эти критерии установлены конкретным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок осуществления той или иной социальной выплаты.
К примеру, Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определено, что указанные субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. На федеральном уровне установлена максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходах граждан в размере 22 %, большинство субъектов Российской Федерации дублируют этот норматив в региональном законодательстве, хотя субъекты Российской Федерации могут снижать этот порог, что способствует расширению круга получателей субсидий [2].
Любое физическое лицо при соответствии установленным критериям может стать получателем социальной выплаты.
Признаком социальных выплат также является их безвозмездность и безвозвратность.
Еще один признак социальной выплаты отражает ее предназначение — это предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социальных рисков или социально значимых обстоятельств, а также сохранение приемлемого уровня материального и социального благополучия. К социальным рискам или социально значимым обстоятельствам относят безработицу, временную или стойкую утрату трудоспособности, беременность, рождение ребенка, старость, смерть, многодетность, неполную семью, сиротство и т. п.
В ч. 1 ст. 159.2 УК РФ законодатель привел примерный перечень социальных выплат: пособия, компенсации, субсидии. Если буквально толковать указанную уголовно-правовую норму, то можно сделать вывод, что эти три выплаты всегда являются социальными. Однако это не так.
Например, содержание компенсаций определено различным образом в ТК РФ и в праве социального обеспечения.
Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации представляют собой «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами» (ч. 2 ст. 164 ТК РФ). В трудовом законодательстве отражено значительное количество компенсаций, далеко не полный перечень которых приведен в ст. 165 ТК РФ.
Ярким примером компенсации может служить обязанность работодателя в случае направления в служебную командировку возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ).
Ситуации, когда работник привозит из командировки для отчета перед работодателем подложные документы о проживании в квартирах по договору коммерческого найма, проживании в более дорогих гостиничных номерах, чем в действительности им использовались, или за более длительный срок проживания, не являются редкими, но попадают ли такие деяния под действие нормы ст. 159.2 УК РФ? Конечно, нет.
Компенсация расходов, связанных с командировкой, — это не социальная выплата, а обязанность одной стороны трудового отношения (работодателя) по отношению к другой стороне (работнику), вытекающая из характера существующих между ними возмездных отношений, не подпадающая под действие норм права социального обеспечения. Как следствие, незаконное получение командировочных расходов квалифицируется по ст. 159 УК РФ.
В период с 14 января по 9 февраля 2014 года, Сорокин, находясь в служебной командировке в г. Энгельсе Саратовской области и в г. Москве, действуя из корыстных побуждений с целью обогатиться, приобрел у неустановленного лица подложные счета и кассовые чеки, согласно которым он проживал в период с 18 по 26 января 2014 года в г. Энгельсе в отеле «Парк-отель Новый век» и с 27 января по 7 февраля 2014 года — в Москве в гостинце «Звездная». По возвращении из командировки, он, продолжая задуманное, подготовил и направил в Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее по тексту — Управление) авансовый отчет, в который внес несоответствующие действительности сведения о понесенных им расходах в период командировки на проживание в отеле «Парк-отель Новый век» в сумме <данные изъяты> рублей и в гостинице «Звездная» в сумме <данные изъяты> рублей, всего на общую сумму <данные изъяты> рублей, подтвердив их вышеуказанными подложными документами. Вышеуказанная сумма 6 марта 2014 года была перечислена Управлением на расчетный счет Сорокина, который, в последствии, указанными денежными средствами распорядился по своему усмотрению [4].
Однако было бы неправильно говорить о том, что если выплата названа в ТК РФ, значит, ее получение путем совершения мошеннических действий не может быть квалифицировано по ст. 159.2 УК РФ. Дело в том, что нормы права социального обеспечения дублируются или самым общим образом упоминаются в ТК РФ с целью информирования работника о его правах. Законодатель стремится сделать названный кодифицированный акт своеобразной «хрестоматией» наиболее важных норм права социального обеспечения для работника, если соответствующие выплаты напрямую связаны с трудом.
Например, ч. 1 ст. 255 ТК РФ установлено: «Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере». Законодатель в данном случае подчеркивает, что выплата осуществляется за счет средств обязательного страхования, а сам механизм страхования и выплаты определяется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Таким образом, правоприменителю для решения вопроса о том, является ли компенсация социальной выплатой, необходимо вникать в суть общественных отношений по выплате тех или иных сумм работодателем работнику, оценивать источники финансирования.
Пособия также названы в числе средств, мошенническое получение которых образует состав преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ. Однако и здесь при квалификации деяния необходимо учитывать источник выплаты. Статьей 178 ТК РФ установлено, что выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Выплата эта осуществляется за счет работодателя, а значит, ее незаконное получение не может быть квалифицировано по норме ст. 159.2 УК РФ.
Социальными пособиями можно признать денежные выплаты гражданам в целях их материального обеспечения в период отсутствия у них заработка или иного изменения материального положения и в других случаях, предусмотренных законом. К ним относятся: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком, пособие на погребение, пособие по безработице и др.
Субсидия в праве социального обеспечения — социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных в законе.
Современное российское законодательство о социальном обеспечении предусматривает три вида субсидий:
1) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2) на приобретение жилья;
3) безработным гражданам для создания собственного бизнеса.
Следует отметить, что судебная практика идет по пути признания денежных средств при получении практически любой субсидии предметом мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ.
Так, А. признан виновным в совершении мошенничества при получении выплат (ч. 1 ст. 159.2 УК РФ), т. е. хищении денежных средств при получении субсидии на компенсацию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, занятого в сфере народно-художественного промысла и декоративно-прикладного искусства, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат [5].
Герасимов ФИО73 признан виновным в хищении чужого имущества путем предоставления заведомо ложных сведений при получении выплат в крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ [6].
Для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Предметом мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, могут выступать также иные социальные выплаты. Легального определения данного понятия не существует. В кодифицированном гражданском законодательстве (ст. 37 ГК РФ) и законодательстве об административных правонарушениях (ст. 5.47 КоАП РФ) в числе социальных выплат указаны пенсии.
Анализ судебной практики также свидетельствует о том, что трудовая пенсия по старости, инвалидности или потере кормильца, социальная пенсия нетрудоспособным гражданам, пенсия, выплачиваемая государственным служащим (государственным гражданским служащим, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и др.) в порядке государственного пенсионного обеспечения, являются предметом мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ.
Так, Ч. не уведомила сотрудников Главного управления Пенсионного фонда России в городском округе города Клинцы о том, что 17.11.2011 была отчислена с очной формы обучения из техникума. В результате чего она с 01.12.2011 по 31.10.2012 незаконно получила пенсию по потере кормильца на общую сумму 54 тыс. 697 руб. Деяние данной гражданки были квалифицированы по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат).
В другом случае приговором Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан А. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, в связи с участием в незаконной подготовке и представлении документов для получения другими гражданами пенсии по инвалидности [6].
Обобщая изложенное, сделаем следующие выводы.
Законодательное определение предмета мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, как денежных средств или иного имущества, похищаемых при получении социальных выплат, является обоснованным, поскольку юридическое значение термина «выплата» шире его значения обыденного и включает, помимо денежных средств, иное имущество, обладающее потребительскими свойствами.
Имеющиеся противоречия, которые обусловлены недостатками юридической техники, устранить можно через внесение изменений в название статьи 159.2 УК РФ и диспозицию ее 1 части. Название статьи сформулировать целесообразно как «Мошенничество в сфере социального обеспечения». Применительно к диспозиции целесообразным считаем отказаться от термина «выплата» как ключевого для определения предмета преступного посягательства в нынешней редакции, заменив его фразой «денежные средства, предназначенные для социальных выплат, а также иное имущество, предназначенное для передачи физическим лицам, в качестве мер социального обеспечения, установленных законами и иными правовыми актами».
Для определения содержания понятия социальных выплат как предмета преступления, которое предусмотрено статьей 159.2 УК РФ, важно понять данный термин, который используется именно в праве социального обеспечения, так как объектом указанного преступления вместе с отношениями собственности являются общественные отношения в сфере социального обеспечения. Данные общественные отношения являются предметом права социального обеспечения [3, с. 70–77].
Таким образом, предметом рассматриваемого преступления являются пособия, компенсации, субсидии и иные социальные выплаты, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
К ним относятся: ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений; единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека; единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходящим военную службу, при увольнении с военной службы; единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом, в случае повреждения здоровья; единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот; пособие на погребение.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 207-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2012, № 49, ст. 6752.
2. Гусева Т. С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России. — 6-е изд. —: Российская юстиция, 2010. — 22 с.
3. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. —: М.: БЕК, 2012. — 499 с.
4. Приговор Воркутинского гарнизонного военного суда № 1–11/2015 от 16 ноября 2015 г. по делу № 1–11/2015.
5. Апелляционное постановление Московского областного суда № 22–290/2016 22–9222/2015 от 19 января 2016 г. по делу № 22–290/2016 //СПС Консультант Плюс.
6. Приговор Владикавказского гарнизонного военного суда № 1–137/2012 от 13 декабря 2012 г. // СПС Консультант Плюс.
7. Приговор Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан № 22–245/2013 от 4 июля 2013 г. по делу № 22–245/2013 // СПС Консультант Плюс.