Неизбежная интеграция Республики Беларусь в мировую рыночную экономику требует развития соответствующих отношений и в экономике страны. В этих условиях энергия приобретает статус товара, энергоснабжающая организация — статус продавца, потребители — статус покупателя энергии. Для энергосистемы это означает возможность существования и развития в новых условиях только за счет собственных средств, получаемых от продажи потребителям своего товара — электрической и тепловой энергии и мощности.
Условием жизнеспособности энергосистемы и зависящего от поставок энергии общества становится не бытовавший прежде принцип безусловного надежного и качественного энергоснабжения потребителей в кредит, а новый принцип гарантированной поставки энергии требуемого количества и качества при ее гарантированной оплате согласно условиям договора или действующего законодательства. При этом должны быть исключены все возможности безучётного пользования энергией для любого потребителя, независимо от его социального статуса, формы собственности, уровня властных полномочий и т. д.
В рыночной экономике на смену льготным и жестким государственным тарифам на энергию должны прийти многоставочные (дифференцированные по временным периодам) тарифы с оплатой заявленной или фактической величины электрической мощности, или, тарифы с «абонентской платой» за присоединенную мощность. Эти тарифные системы должны иметь свою специфику для различных групп потребителей, стимулировать их в достижении указанных целей и быть обеспечены соответствующими средствами учета.
Необходимо отметить, что в некоторой мере в Республике Беларусь реализованы такие подходы. Так, для населения предусмотрен дифференцированный по временным периодам тариф, в котором электрическая энергия во время пиковой электрической нагрузки, создаваемой населением, стоит дороже, а во время же снижения спроса населения — электрическая энергия дешевеет [1].
Для крупных промышленных потребителей (с присоединенной мощность 750 кВА и выше), также предусмотрена тарифная система, направленная на выравнивание суточного графика электрических нагрузок Белорусской энергосистемы, с оплатой не заявленной величины электрической мощности, а фактической, при условии оснащения потребителя АСКУЭ, соответствующей требованиям законодательства [2]. Тарифная система также предусматривает дифференцирование учета электрической энергии в течение суток по трем временным зонам, с применением тарифных коэффициентов и скидку на электрическую мощность, если наибольшая потребленная активная мощность в вечерние часы максимальных нагрузок энергосистемы не превышает наибольшей потребленной активной мощности в утренние часы максимальных нагрузок энергосистемы.
Однако указанные тарифные системы имеют некоторые недостатки.
Во-первых, анализ потребления совмещенной получасовой активной мощности показывает, что потребление электрической энергии и мощности на сегодняшний день не соответствует сложившемуся во времена СССР классическому режиму энергопотребления с двумя трехчасовыми ярко выраженными утренним и вечерним пиками. Сегодня в Белорусской энергосистеме существует в большей мере один вечерний пик, который характеризуется «размытыми» временными границами.
Во-вторых, двухставочно-дифференцированная тарифная система для промышленных потребителей, хоть и направлена на выравнивание суточного графика электрических нагрузок в существующих условиях, однако имеет существенный недостаток: создание режима энергопотребления, когда наибольшая потребленная активная мощность в вечерние часы максимальных нагрузок энергосистемы не превышает наибольшей потребленной активной мощности в утренние часы максимальных нагрузок энергосистемы производится «искусственно» один раз в месяц, что уже дает право воспользоваться всеми преимуществами данной тарифной системы, однако, никак не способствует выравниванию суточного графика электрических нагрузок в остальное время. Очевидно, что данный пробел требует решения на уровне законодательства.
Превращение электроэнергии в дорогой товар выдвигает качественно новые требования к измерению и учету этого товара на всех технологических стадиях его производства, трансформации, передачи, распределения, сбыта и потребления.
В последнее время рынок электрической энергии все более становится похожим на рынок монополистической конкуренции, что диктуется современными реалиями, чистая монополия в производстве электрической энергии уходит в прошлое.
Так, в стране активно развивается производство электрической энергии, в том числе и с помощью возобновляемых источников энергии, как государственными предприятиями, так и частными инвесторами.
Однако, считаю, что данные вопросы на сегодняшний день недостаточно регламентированы со стороны законодательства Республики Беларусь, не учитывают интересы, и возрастающие в данной связи издержки, энергетической системы на производство, распределение и поставку электрической энергии и обеспечении требуемых объемов электрической мощности потребителей и требуют доработки и оптимизации.
Региональные РУП-облэнерго имеют в своей собственности электростанции и распределительные сети, которые охватывают территорию соответствующего субъекта и доходят до каждого потребителя. Предприятия РУП-облэнерго (электростанции и распределительные электрические сети) являются технологической основой функционирования потребительских (региональных) рынков электроэнергии в Беларуси. Таким образом, конечные потребители электроэнергии закреплены за своей энергоснабжающей организацией — РУП-облэнерго, которая по принадлежащим ей распределительным электрическим сетям монопольно обеспечивает их электроэнергией.
Используя свое положение, РУП-облэнерго не допускает независимых производителей электроэнергии к обслуживанию конечных потребителей. Таким образом, территория субъекта оказалась закрытой для конкуренции. В результате такого построения потребительских рынков электроэнергии другие производители электроэнергии не могут продавать свою электроэнергию непосредственно потребителю, заключив с ним договор энергоснабжения.
Но все же, в некоторой мере владельцы блок-станций могут осуществлять энергоснабжение потребителей не через договор электроснабжения между потребителем и РУП-облэнерго, посредством заключения договора на оказание услуги по передаче и распределению электрической энергии (транзита), но осуществление транзита возможно только обособленным (структурным) подразделениям производителя электрической энергии, находящимся в области (г. Минске), совпадающей с областью (г. Минском) местом расположения энергоисточника производителя электрической энергии.
Многие предприятия, особенно крупные энергоемкие гиганты, ввели в эксплуатацию собственные энергогенерирующие мощности, работающие на различных видах топлива и значительно снизили объемы закупаемой электрической энергии и особенно мощности в областной энергетической системе.
Так как, каких-то существенных ограничений для установки блок-станций на любом, пожелавшем этого, предприятии в Республике Беларусь не существует, то очевидно, что величина потребляемой предприятием электрической энергии и мощности уменьшится на величину вырабатываемой блок-станцией.
Но одновременно с включением в работу блок-станций предприятий возникает ряд вопросов.
Изменяется ли величина максимальной разрешенной к использованию электрической мощности с разбивкой по категориям надежности электроснабжения после ввода в эксплуатацию блок-станции?
Энергоснабжающая организация может не резервировать электрическую мощность на величину мощности вводимой в эксплуатацию блок-станции потребителя?
Изменяется ли величина аварийной брони, которую должно обеспечить РУП-облэнерго?
Компенсируются ли каким-нибудь образом затраты РУП-облэнерго понесенные на сооружение инфраструктуры для обеспечения предприятию необходимой величины электрической энергии и мощности до ввода в эксплуатацию блок-станции?
Существует ли оплата за резервируемую энергосистемой для потребителя электрическую мощность на случай выхода из строя блок-станций?
Ответ на все эти вопросы — «нет».
Несмотря на то, что предприятие уже не потребляет электрическую энергию и мощность у РУП-облэнерго, энергоснабжающая организация продолжает нести огромные затраты на содержание в холодном и горячем резерве генерирующих мощностей, передающих устройств, потому как связано договорными обязательствами с потребителем электрической энергии и мощности по обеспечению его необходимыми объемами электрической энергией и мощности в соответствии с заявленными категориями по надежности электроснабжения и не делать этого не имеет правовых оснований.
Исходя из вышесказанного, необходимо найти возможные пути выхода из сложившейся ситуации, которые могли бы устроить обе стороны договорных отношений.
Интересным фактом является то, что в Республике Беларусь до сих пор не существует закона об энергетике. Хотя работа в данном направлении ведется давно, но к результату так и не пришли. Внесение в Совет Министров Республики Беларусь концепции закона «Об электроэнергетике» запланировано на 2016 год в соответствии с комплексным планом развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода Белорусской атомной электростанции [3].
Так как, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе государства-члены осуществляют поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, разрабатывают концепцию и программу формирования общего электроэнергетического рынка Союза, заключают международный договор в рамках Союза о формировании общего электроэнергетического рынка, базирующийся на положениях утвержденных концепции и программы формирования общего электроэнергетического рынка Союза, то похоже сейчас энергетическую отрасль Беларуси действительно ждут структурные изменения [4]. В настоящее время подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании структуры управления Белорусской энергетической системой», который предусматривает принятие закона «Об электроэнергетике».
Таким образом, после формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза перспективы в электроэнергетической отрасли Республики Беларусь выглядят следующим образом [3]:
− разделение видов деятельности в электроэнергетике (производство, передача, распределение и продажа электроэнергии) в соответствии с этапами совершенствования организационной структуры энергетической системы с целью создание организаций электроэнергетики в соответствии с видами экономической деятельности, получение законченного финансового результата по видам деятельности;
− формирование оптового рынка электрической энергии;
− формирование розничного рынка электрической энергии;
− определение маркетинговых преимуществ в сегменте оптовой торговли электрической энергией для активизации участия в международных рынках электрической энергии с целью увеличение экспорта электрической энергии.
Литература:
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2016 № 480 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166».
- Постановление Министерства энергетики Республики Беларусь от 16.10.2002 г. № 17 «Об утверждении инструкции по применению двухставочного и двухставочно-дифференцированного по зонам суток тарифов на активную электрическую мощность и энергию с основной платой за фактическую величину наибольшей потребляемой активной мощности в часы максимальных нагрузок энергосистемы» (в ред. постановления Минэнерго от 28.02.2007 № 4).
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1.03.2016 № 169 «Об утверждении комплексного плана развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода белорусской атомной электростанции».
- Договор о евразийском экономическом союзе <*> (в ред. Договоров от 10.10.2014, от 23.12.2014, Протокола от 08.05.2015).