В данной статье говорится об истории развития золотого правила нравственности. Авторы проанализировали сущность этого правила, его особенности, а также взаимоотношения между людьми.
Ключевые слова: Талион, Заповедь любви, Мораль, Моральная личность, Золотое правило.
Все реже и реже наши современники употребляют в речи выражение «золотое правило нравственности» и уж тем более редко останавливаются на объяснении этого понятия. В чем же заключен смысл этого понятия?
Рассуждая о взаимоотношениях между людьми, можно изучить историческое становление Золотого правила нравственности. Остановимся на характеристике основных положений «правила».
- Проявляется общий принцип этики: поступайте по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились или поступали по отношению к тебе.
- Предположительно можно поставить себя на место другого человека. Это отношение строит связь между людьми, и эта связь называется любовью.
- Человек выстраивает взаимоотношения с другими людьми как к себе в будущем, но никак — как средству достижения.
«Золотое правило» нравственности является основой морального выбора личности, который человек осознает с древних времен. История появления «Золотого правила» является историей становления нравственности. Это проявление гуманизма как основы поведения категории добра и зла воспитанного человека. В современном мире такое выражение, как «золотое правило» нравственности начинает использоваться в 18 веке
В историческом прошлом в условиях родоплеменной общности действовал особый обычай кровной мести, талион, содержание которого сводится к идее равнозначного воздаяния по заслугам: «Своего рода расплата над представителем другого рода должна быть равна причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки. В талионе также выделяются сплоченность, «семейность» рода и отторжение межродовых взаимодействий.
Разрушение родоплеменных отношений сделало невозможным резкое разделение на «своих» и «чужих». Внеродовые экономические связи порой оказывались априори важными, нежели связи родственные. В этих условиях талион теряет свою эффективность. Формируется новый принцип взаимодействия отношений между людьми, которые уже не зависят от родоплеменной принадлежности личности.
Основным положением в «Золотом правиле нравственности» является такая непреложная истина, которая гласит о том, что люди должны так поступать с другими, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим [4, с. 250–251].
Что же такое Талион? В переводе с латинского языка это слово означает «возмездие, равное преступлению» или (talis — такой же), то есть правило, которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, око за око, шрам за шрам, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24–26). Именно закон Хаммурапи является основой оформлений Талиона в раннем законодательстве. В философски обращенной форме правило талиона имеет тот же смысл, что и принцип, изложенный в Книге Исхода. Иными словами, по правилу талиона действие должно быть обращенным на того, кто нанес его. Правило талиона призывало совершать поступки, соразмерные причиненному злу. Действия, направленные на совершенное добро, определялись правилом истинной благодарности [1].
Если талион рассматривать как нормативно-регулятивный механизм, то его особенности заключаются в следующем:
— это правило, которое координирует действия, совершенные в ответ;
— ответные действия, регулируемые талионом, направлены на воздаяние нарушителю справедливости, призыву к его внутренней совести;
— по своему содержанию действия, регулируемые талионом, взаимны: ответные санкции настигают нарушителя справедливости;
— стандарт справедливости, предполагаемый талионом, в рамках данной ситуации в своем приложении субъективен, однако, как принцип действия объективен: всегда следует поступать в зависимости от ситуации. Но мера справедливости, задаваемая требованием равенства, не зависит ни от ситуации, ни от того, кто именно в эту ситуацию включен [4, c.183].
Существует формула заповеди любви, которая в христианском учении известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и к человеку, которая гласит, что каждый должен возлюбить Господа Бога своего всей душой, искренне любить его всем своим разумением, и также относиться к ближнему своему, как ты относишься к себе сам. [3]
Выше изложенный принцип появился в Ветхом Завете и практически соразмерен закону талиона. В Ветхом Завете в качестве ближнего, к которому должны относиться с любовью, принимался одноплеменник и единоверец. В Новом Завете под близким человеком мог уже пониматься каждый, иногда даже враг или ненавистник [6, с.13–14].
К основным особенностям христианского понимания заповеди любви, в отличие от ветхозаветного, можно отнести то, что она носит общий характер, в ней объединены две, данные в Пятикнижии заповеди:
а) первая заповедь — любовь к Всевышнему
б) вторая заповедь — любовь к близким тебе людям
Золотое правило нравственности и заповедь любви, если сравнить их с талионом, объединяют следующие сходства:
— они ставят превыше всего образец активного действия;
— вся деятельность людей должна быть направлена на сострадание, заботу, доброту, веру в гуманное отношение к людям;
— они не считают необходимыми взаимность или равенство;
— заботливое отношение к другому не требует ничего взамен, оно бескорыстно и созидательно;
— в отношении к другому настаивает на прощении и взаимопонимании, а в случае совершенного зла — на смирении с ним (особое внимание заслуживает тот факт, что в Коране, где не продлевается, но подтверждается истина, изложенная в талионе, говорится о том, что справедливость уступает всепрощению и толерантности. Что и является заповедью любви. [2]
Таким образом, можно утверждать, что золотое правило нравственности, талион и заповедь любви совместно образуют те заповеди, которые мы называем моралью:
1. Каждый из этих принципов, по-своему, регулирует отношение личности к другому человеку: талион запрещает ответные карательные действия по отношению к другим; золотое правило усиливает равные отношения во взаимодействии между людьми, их благие намерения и искренность, но также не стоит забывать и о том, что в стремлении к наказанию нашему вниманию должно быть представлено другое — забота и любовь.
2. Золотое правило и заповедь любви отражают отношение человека к самому себе: это мы должны воспринимать как образец отношения к другому.
3. В заповеди любви трактуется главный смысл прощения: в итоге так, как мы относимся к другим, характеризует наше отношение наше почтение высшему началу — Всевышнему, как к нравственному и высокому идеалу.
Литература:
- Библия, Второзаконие (синодальный перевод) на сайте:http://allbible.info/bible/sinodal/nu/1/
- Библия, Исход (синодальный перевод) на сайте: http://allbible.info/bible/sinodal/nu/1/
- Библия, Числа (синодальный перевод) на сайте: http://allbible.info/bible/sinodal/nu/1/
- Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 271 с.
- Колмакова В. В. Определение уровня сформированности активной гражданской позиции современного студента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64). Ч. 3. C. 182–186.
- Колмакова В. В., Савельев Т., Федоненко К. «Язык Библии» и его роль в русской культурной традиции// Молодой ученый. — № 7 (111.4). — 2016. — с.13–14.
- Янышев И. Л., протопресвитер. Православно-христианское учение о нравственности. — СПб., 1906.-200с.