Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щукина, Т. В. Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века / Т. В. Щукина, А. В. Мазур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28.1 (132.1). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36797/ (дата обращения: 17.10.2024).



Проблема участия женщин в предпринимательстве, управленческой и государственной службе продолжает оставаться актуальной для России и в настоящее время. Несмотря на более чем столетний период утверждения равноправия, женщины остается заложницей стереотипа об ограниченных пределах деловой карьеры.

Вместе с тем, по законодательству еще Российской империи XVIII в. женщины имели равные с мужчинами права на занятие коммерцией. В XIX в. принцип раздельной собственности в браке был окончательно закреплен в «Своде законов Российской империи», что позволило обрести независимую экономическую позицию в бизнесе. К началу XX в. женское предпринимательство в России достигло не меньшего успеха, чем в мужском сегменте. Среди множества ярких и удачливых представительниц делового мира, можно выделить Демидову А. К., Мамонтову Е. Г., Тихомирову Е. Н., Морозову В. А. [3]

На протяжении всего XIX в. российские женщины имели возможность развиваться наравне с мужчинами в сфере занятия бизнесом. Однаковлиянии гендерной идеологии на женское предпринимательство приводило к тому, что парадигма «разделённых сфер» [4, с.11] не позволяла женщинам участвовать в сфере управленческих структур, как на местном, так и региональном уровнях. Так, представительницы слабого пола могли присутствовать в качестве директоров и вкладчиков в совещаниях правлений товариществ, но не допускались на заседания местных Биржевых и Купеческих обществ. По уставу Московского Купеческого общества, женщина получала приглашения на голосование, о получении которого она была обязана расписаться в листе курьера, но право голосования должна затем передоверить совершеннолетнему члену семьи мужского пола. В то же время, в последней декаде XIX в. стали успешно функционировать предприятия с всецело женским составом руководства [1]. Одним словом, если к концу XIX в. женщины в бизнесе смогли несколько потеснить мужчин, то в сферу государственной службы они не были допущены. И только «приход» технического прогресса в государственный аппарат управления помог женскому полу «просочиться» в указанные сферы деятельности.

Революционным шагом в работе министерств и ведомств — это появление пишущих машинок. Нововведение ускорило осуществление письменных работ и позволило одновременно с подлинником составлять несколько копий документа, существенно сократив объём рукописных работ. Пишущие машины позволили по-новому решить многие вопросы документирования: упразднилась должность переписчиков, улучшился внешний вид документа, облегчилось его прочтение. Изобретение телеграфа способствовало появлению нового типа печатных отправлений — телеграмм, а изобретение телефона — к появлению телефонограмм (запись информации, преданной по телефону). Возникли такие способы документирования, как фотография, звукозапись, которые связаны с появлением не только нового метода фиксации информации, но и новых видов документов — фотодокументов, фонограмм.

Указанные сферы деятельности (работа на телеграфе, телефоне, стенографирование) требовали скрупулёзности, общительности, любезности, внимания, аккуратности, педантичности. Обозначенные качества были более характерны для женщин, что во многом способствовало привлечению их на данные виды деятельности. В дальнейшем это повлекло за собой внедрение женского труда в сферу управления.

В 1865 году были утверждены «временные правила о порядке определения лиц женского пола на должности телеграфистов», а в 1874 году — установлены нормы численности женщин, которых могли брать на должность телеграфистов 3-его разряда. Успешная работа женщин в телеграфной системе позволила расширить сферы применения женского труда на государственной службе. Так, именным указом Александра II от 29 ноября 1869 года, девушки, окончившие курсы в педагогических классах или высших женских заведениях ведомства императрицы Марии, стали допускаться на должности секретарей и бухгалтеров. В то же время правительство всячески сдерживало допуск женщин на сколько-нибудь значимые должности, несмотря на «полную успешность применения женского труда в секретариате и бухгалтерии». Очередной «именной» указ от 14 января 1871 года запрещал приём женщин, даже по найму, на канцелярские и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях. Только к концу XIX века ситуация несколько изменилась. В «Своде уставов о службе гражданской» женщины всё же были допущены на службу в женские заведения императрицы Марии, в ряд правительственных и общественных учреждений на должности телеграфистов и бухгалтеров [2, с. 93].

В 1901 году согласно Высочайшему мнению Государственного Совета «О нормальных штатах правительственных сетей» женщины стали допускаться в правительственные телефонные сети на должности телефонисток. В начале XX века в свете общих государственных преобразований — права женщин на государственную службу были расширены. В 1905 году женщинам разрешили работать в Канцелярии Государственной Думы «по письмоводству и счетоводству», а в 1908 году представительницы слабого пола успешно справляются с работой по обслуживанию телеграфов, телефонов, а также в качестве секретарей и бухгалтеров. Тогда же «лиц женского пола» приглашают на должности стенографов в Канцелярию Государственной Думы [2, с. 94].

Таким образом, в начале XX века развитие делопроизводственных технологий привело в государственный аппарат женщин-служащих, которые смогли обеспечить успешное функционирование управленческих систем всех уровней и вместе с женщинами-предпринимателями сыграть свою заметную роль в продвижении России по пути модернизации.

Литература:

  1. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: «специфика и перспективы [Текст] / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. — 1999. № 9.
  2. Еремеева В. И. Появление новых способов передачи во второй половине XIX века и начало использования труда женщин [Текст] / В. И. Еремеева // Делопроизводство. — 2013. № 3.
  3. Кучеренко К. Исторические аспекты развития женского предпринимательства второй половины XIX века (на основе архивных материалов династии Морозовых) [Текст] / К. Кучеренко // Сборник докладов научно-практической юбилейной конференции студентов и молодых ученых, посвященная 85-летию ДГТУ, 12–13 мая 2015 г. / Под ред. А. Д. Лукьянова. — Ростов н/Д: ДГТУ, 2015.
  4. Ulianova G. Female Entrepreneurs in Nineteenth-Century Russia. [Текст] /G. Ulianova //London: Pickering & Chatto, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, женский труд, женщина, Государственная Дума, должность телеграфистов, женское предпринимательство, пол, Россия, указанная сфера деятельности.


Похожие статьи

Конституционно-правовое развитие института частной собственности в России первой половины XX века

Проблемы взаимодействия государства и системы высшего образования в России в конце XIX — начале XX века

Проблемы становления института присяжных заседателей в России XIX века

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Вопросы местного самоуправления в якутском обществе в начале ХХ века

Особенности государственной образовательной политики в России второй четверти XIX века

Похожие статьи

Конституционно-правовое развитие института частной собственности в России первой половины XX века

Проблемы взаимодействия государства и системы высшего образования в России в конце XIX — начале XX века

Проблемы становления института присяжных заседателей в России XIX века

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Вопросы местного самоуправления в якутском обществе в начале ХХ века

Особенности государственной образовательной политики в России второй четверти XIX века

Задать вопрос