Медицинская реабилитация является неотъемлемой частью системы Здравоохранения. Развитие этой области медицинской науки как в России в целом, так и в Оренбургской области имеет большое значение для снижения длительности нетрудоспособности, инвалидизации и социальной дезадаптации.
Впервые законодательно закреплено понятие медицинской реабилитации в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4].
Также вопросы оказания пациентам реабилитационной помощи регулируются Приказом Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1705н «О порядке оказания медицинской реабилитации» [5].
При анализе итогов круглого стола в Государственной Думена тему «О состоянии и перспективах развития системы оказания реабилитационной помощи (в т. ч. детям) в Российской Федерации» выявлено, что в настоящее время утверждено 797 стандартов медицинской помощи, дифференцированных по отдельным заболеваниям (состояниям) и видам помощи, при этом в разработанные стандарты включены мероприятия по медицинской реабилитации [3]. В государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденную постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294, включена отдельная подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей». По ее результатам ожидается увеличение удельного веса пациентов, охваченных медицинской реабилитацией, до 25 %, а также увеличения доли детей-инвалидов, охваченных реабилитационной помощью до 85 % [6].
Развитие региональной системы медицинской реабилитации согласуется с требованиями п. 1 ст. 26 Конвенции ООН о правах инвалидов, в соответствии с которым государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные реабилитационные услуги и программы таким образом, чтобы они начинали реализовываться как можно раньше и были доступны для инвалидов. Государственной программой РФ «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296, запланировано обеспечить детей-инвалидов социальным обслуживанием к 2020 году до 100 %.
Однако для улучшения оказания реабилитационной помощи необходимо решить следующие вопросы:
– о пересмотре нормативов сети учреждений социальной реабилитации с учетом территориальных особенностей субъектов РФ;
– рекомендуемых штатных нормативах учреждений социальной реабилитации для детей-инвалидов;
– введении послевузовского профессионального образования специалистов с высшим медицинским образованием (ординатура) по специальности «Физическая и реабилитационная медицина»);
– разработке порядков и стандартов оказания реабилитационных услуг;
– разработке стандартов оснащенности реабилитационных учреждений.
Такой подход благоприятно скажется на уровне оказания реабилитационной помощи и приведет к снижению инвалидизации и улучшению качества жизни пациентов.
Цель данного исследования: провести анализ системы реабилитации в Оренбургской области за период 2009–2015 гг.
По состоянию на 2015 г. в Оренбурге проживает 221,9 тыс. инвалидов, из них — 9,0 тыс. — детей-инвалидов. За период с 2008 по 2015 г. показатели общей инвалидности в Оренбурге снизились, однако увеличились показатели детской инвалидности. Это связано с ранней диагностикой инвалидности.
Рис. 1. Динамика численности инвалидов в Оренбургской области (Самохина Т. С., 2016 г.)
При анализе показателей инвалидности по обращаемости населения в Оренбургской области 2009–2013 гг. необходимо отметить снижение общей первичной инвалидности населения за данный период, в основном за счёт значительного уменьшения числаинвалидовпенсионного возраста. Также отмечается снижение числа инвалидов трудоспособного возраста. В то же время относительно стабильным остается уровень инвалидности среди детей от 0–17 лет. Причём уровень инвалидности среди мальчиков (59,2 %) выше чем среди девочек (40,8 %). Это связано в основном с ранней диагностикой инвалидности и ранним началом лечения.
Рис. 2. Динамика показателей инвалидности по обращаемости населения в Оренбургской области 2009–2013 гг.
В целях определения потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях проводится анализ причин и структуры инвалидности населения. В структуре причин взрослой инвалидности в основном преобладают злокачественные заболевания (25,5 %) и болезни системы кровообращения (39,4 %). У детей наибольшее значение имеют психические расстройства (28,8 %), врожденные аномалии (21,4 %), а также болезни нервной системы (17,3 %).
Рис. 3. Первичная инвалидность взрослого населения по классам болезни
Рис. 4. Первичная детская инвалидность по классам болезни
В целях определения потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях, услугах и технических средствах реабилитации используется индивидуальная программа реабилитации инвалидов (ИПР). При реализации ИПР обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий. За рассматриваемый период 2009- 2013 год в среднем из разработанных программ было выдано около 99 %. Согласно разработанным ИПР проводимые мероприятия среди взрослого населения направлены на обеспечение профессиональной ориентации (включая профессиональное обучении, переобучение, повышение квалификации), трудоустройство в обычных условиях производства с предоставлением соответствующих условий труда или в специально созданных условиях труда и на дому, технические средства реабилитации. Реабилитационные мероприятия среди детей-инвалидов направлены на обеспечение дошкольного образования и воспитания, получение общего образования в образовательных учреждениях общего назначения, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам, а также в обеспечении профессиональной ориентации инвалидов (включая профессиональное обучении, переобучение, повышение квалификации) и технических средств реабилитации.
Постановлением администрации города Оренбурга была утверждена долгосрочная целевая программа «Реабилитация инвалидов на территории города Оренбурга на 2011–2015 годы».
Основными целями Программы являлись:
– формирование оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности;
– создание системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов, детей-инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе;
– обеспечение последовательного улучшения качества жизни инвалидов, детей-инвалидов и повышение уровня их социальной интеграции.
Для достижения поставленных целей программно-целевым методом решались следующие задачи:
– совершенствование методов медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;
– формирование безбарьерного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной, транспортной инфраструктуры и информации;
– информационное, правовое и методическое обеспечение системы реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;
– развитие социального партнерства с общественными объединениями инвалидов.
Программа была рассчитана на реализацию в 2012–2015 годах. Финансирование Программы осуществлялось из городского бюджета.
Объемы медицинской реабилитации за 2015 год по профилям расположились следующим образом: нейрореабилитация- 2477 человек, кардиореабилитация — 938, травмореабилитация- 329, онкореабилитация — 42.
Об эффективности проводимых реабилитационных мероприятий можно судить по показателям удельного веса частичной и полной реабилитации. Так, среди взрослого населения за период 2009–2013 год наблюдается значительный рост частичной реабилитации в виде перехода из Iгруппы инвалидности во II, а показатель удельного веса полной реабилитации относительно стабилен и составляет в среднем 6,6 %.Удельный вес полной реабилитации среди детей инвалидов имеет тенденцию к снижению с 2010 года. В 2013 году показатель достиг лишь 3,3 %.
Рис. 7. Удельный вес частичной и полной реабилитации инвалидов в возрасте 18 лет и старше
Рис. 8. Удельный вес полной реабилитации среди детей-инвалидов
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон, определивший новые подходы в организации работы с инвалидами. Численность инвалидов постепенно снижается и составляет более 11 процентов населения.
Основной задачей является обеспечить внедрение новых форм, принципов и механизмов работы с инвалидами в полном объеме.
Наряду с новыми формами работы с этой категорией, не теряют актуальности вопросы реализации государственной программы «Доступная среда», которая в 2015 году показала свою высокую эффективность — процент исполнения программы составил 87,0 %.
В рамках программы:
– дополнительные меры социальной поддержки в 2015 году получили более 6 тысяч инвалидов;
– обеспечена доступность более 2000 инвалидов по слуху к информации посредством сопровождения бегущей строкой новостных программ ГТРК «Оренбург»;
– оказана материальная помощь 28 гражданам на протезно- ортопедические изделия, с целью профилактики инвалидизации и социализации их в общество;
– организована доступность высшего профессионального образования 34 инвалидам, обучающихся дистанционно, из них 18 оказана материальная помощь на оплату обучения;
– приобретено 495 технических средств реабилитации регионального перечня для обеспечения инвалидов, детей-инвалидов, инвалидов и участников ВОВ;
– оказана материальная помощь 31 спортсмену-инвалиду для участия в соревнованиях федерального значения, 280 инвалидам и детям — инвалидам на приобретение корригирующих очков;
– оказана материальная помощь 14 инвалидам по зрению, в т. ч. с 13 сопровождающими лицами, для получения социальной и профессиональной реабилитации во Всероссийском центре ВОС (г. Бийск)
В 2015 года введены новые меры социальной поддержки инвалидов:
– оказание материальной помощи инвалидам, передвигающимся на креслах- колясках, на реконструкцию жилья и оснащение их специальными устройствами (пандус, подъемники) — 24 инвалида;
– материальная помощь семьям с детьми-инвалидами на приобретение реабилитационных костюмов «Атлант», «Адели» — 4 ребенка-инвалида.
Есть и определенные успехи по обеспечению доступности объектов маломобильным гражданам. В 2015 году министерством разработан межведомственный план мероприятий («Дорожная карта») по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг до 2020 года.
В 2016 году из средств федерального бюджета выделено около 25 млн. рублей для продолжения работы по обеспечению инвалидов социальными услугами.
Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, для решения которой необходимо объединить все усилия в обеспечении инвалидов реабилитационными мероприятиями по улучшению здоровья, а также в создании благоприятных условий, способствующие их социальной адаптации.
Литература:
- Королев А. А., Соболевская Ю. А., Рудакова С. М., Кукелев Ю. В., Камаева А. В., Шипулина Г. В., Мартынюк М. Д. Медицинская реабилитация: учебное пособие / под ред. С. С. Алексанина; Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А. М. Никифорова МЧС России. — СПб.: Политехника-сервис., 2014–184 с.
- Иванова Г. Е. Медицинская реабилитация в России. Перспективы развития. ConsiliumMedicum. 2016; 18 (2.1): 9–13. [Электронныйресурс] — http://www.con-med.ru/magazines/consilium_medicum/consilium_medicum-02.1–2016/meditsinskaya_reabilitatsiya_v_rossii_perspektivy_razvitiya/
- Калашников С. В. О состоянии и перспективах развития системы оказания реабилитационной помощи (в том числе детям) в Российской Федерации [Электронныйресурс] — http://www.zdrav.ru/articles/97297-o-sostoyanii-i-perspektivah-razvitiya-sistemy-okazaniya-reabilitatsionnoy-pomoshchi-v-tom?ustp=W
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1705н «О порядке оказания медицинской реабилитации»
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»»