В статье проанализированы возможные дефиниции понятия «трудовая миграция» с точки зрения действующего законодательства и международных нормативных правовых актов. Предложено авторское определение трудовой миграции.
Ключевые слова: трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, защита трудовых прав мигрантов работников
Активно происходящие во всем мире производственные процессы сопровождаются интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Миграция рабочей силы сегодня является довольно распространенным мировым явлением. В разные годы ученые искали подход к формированию единой дефиниции понятия «трудовой миграции». Однако до сих пор нельзя однозначно найти ответ на данный вопрос. Под миграцией в общих чертах понимается мобильность, перемещение человека в пространстве. Под миграцией рабочей силы — процесс перемещения трудовых ресурсов с целью трудоустройства на более выгодных условиях, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда, чем в стране происхождения или регионе постоянного проживания мигранта.
Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», Европейская конвенция № 93 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов», Рекомендация Международной организации труда (МОТ) № 86 «О трудящихся-мигрантах» [1,2,3] затрагивают трудовые права человека. Однако в данных нормативных правовых актах не закреплено напрямую определение трудовой миграции, однако в каждом из них имеется понятие «трудового мигранта». Согласно указанным документам целью Международной организации труда (далее по тексту — МОТ) является защита интересов трудящихся, работающих в иных странах, чем их собственная страна. Учитывая огромный опыт данной международной организации и специфики ее деятельности, она позволила себе вывести свою терминологию и дала определение «трудящегося-мигранта», как лица, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является. В другой Рекомендации МОТ закрепила дефиницию «трудящегося-мигранта» как лица, которое с целью найма на работу мигрирует из одной страны в другую иначе, чем за свой собственный счет. Данный термин применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве трудящегося-мигранта [3]. Стоит заметить, что цель выезда за пределы страны проживания у трудового мигранта может возникнуть позднее, чем сама цель переезда в другую страну. Поэтому нельзя относить ее к основным признакам, характеризующим понятие трудовой миграции. К сожалению, под данные определения так же не попадают некоторые важные категории трудовых мигрантов, такие как приграничные работники, трудовые мигранты внутри страны, нелегальные трудовые мигранты. Таким образом, данное определение нельзя считать достаточными для определения понятия трудовой миграции. Совет Европы так же закрепил термин «трудящийся мигрант», который означает гражданина Договаривающейся Стороны, которому другой Договаривающейся Стороной разрешено проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы [2]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что трудовая миграция образуется на стыке отношений между субъектом (трудовым-мигрантом), который осуществляет трудовую деятельность на территории страны, гражданином которой он не является, и работодателем (нанимателем), являющимся представителем второй стороны возникших отношений.
Анализ научных подходов к определению понятия трудовой миграции дает основание сделать вывод, что в одно и то же определение ученые привносят различный смысл. Для формулирования наиболее точного определения, необходимо обратиться детально к основным позициям ученых в данной сфере и выделить основные признаки данного явления.
Как отмечает В. И. Переведенцев, трудовая миграция населения представляет собой «одно из условий нормального функционирования общества, с помощью которого может быть достигнуто оптимальное размещение трудовых ресурсов на территории страны, которое способствует выравниванию уровней экономического развития регионов, преодолению социально-экономических и культурно-бытовых различий между городами, селом» [4]. Трудовая миграция, по мнению С. В. Рязанцева, — это временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа и легитимности пресечения границы и трудоустройства, времени и периодичности работы, то есть без окончательного переселения в регион или страну трудоустройства [5]. По мнению И. С. Масловой, трудовая миграция населения является объективным процессом перемещения кадров, который неразрывно связан с развитием производительных сил и производственных отношений [6]. На сегодняшний день трудовая миграция как явление проявляется в мировом масштабе и существует не только в зависимости от развития экономическо-производственных отношений, но и за счет других факторов. К таковым следует отнести различия в зарплате, установление или отмена определенных льгот, кадровая и национальная политика, распределение капитальных вложений. С. Д. Степаков сформулировал определение трудовой миграции как выезд гражданина с территории одного государства на территорию другого государства, гражданином которого он (она) не является с целью осуществления трудовой деятельности [7]. Автор, рассматривая трудовую миграцию, выделяет только выезд гражданина с территории одного государства на территорию другого государства, но не указывает на возможность въезда иностранной рабочей силы. И. И. Тюнина предлагает типологию трудовой миграции в зависимости от пересечения трудящимися-мигрантами границ государства:
‒ внутренняя трудовая миграция — добровольное перемещение на законном основании людей в пределах территории РФ с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности;
‒ внешняя трудовая миграция — добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории РФ, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов РФ, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности [8].
Е. Равенштейн определил миграцию как «постоянное или временное изменение «места жительства человека» и сформулировал 11 законов миграции:
‒ больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;
‒ миграция происходит постепенно, шаг за шагом;
‒ миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые и промышленные центры;
‒ каждому миграционному потоку соответствует контрпоток;
‒ городские жители менее подвижны в миграционном плане, чем население сельских районов;
‒ во внутренних миграциях более активны женщины, а в международной миграции более активны мужчины;
‒ большинство мигрантов — это взрослое население, семьи редко мигрируют за пределы своей страны;
‒ рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным приростом;
‒ масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и транспорта;
‒ большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные торговые и промышленные центры;
‒ экономические причины миграции являются определяющими [9].
В концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года используется понятие трудовой миграции — это временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).
На основе анализа правовых норм и научных взглядов можно выделить следующие признаки понятия трудовой миграции: 1) факт перемещения трудового мигранта из одного места в другое (как внутри страны (внутренняя трудовая миграция), так и вне страны проживания (внешняя трудовая миграция); 2) наличие определенного порядка регистрации прибывшего трудового мигранта, установленного принимающим мигранта государством; 3) установлены определенные сроки пребывания на территории страны, где трудится мигрант, а, следовательно, трудовой мигрант не перемещается окончательно на постоянное место жительства; 4) существуют причины, цели по которым трудовой мигрант определил новое место рабочей деятельности 5) между трудовым мигрантом (работником) и работодателем (нанимателем) формируются законно оформленные отношения.
Исходя из изложенного, можно сформулировать понятие трудовой миграции — это общественный процесс, при котором субъект трудовой миграции перемещается по определенным причинам через границу внутри или вне постоянного места пребывания, заключив трудовой (гражданско-правовой) договор с нанимателем, для достижения собственных целей, в рамках процедур и на определенные сроки, установленные в принимающем государстве. Данное определение не включает категорию нелегальной трудовой миграции. Надзор за осуществлением законодательства о защите прав мигрантов осуществляют, в том числе и Роструд как орган государства, в полномочия которого включен надзор за соблюдением трудового законодательства трудящихся-мигрантов [10,11].
Как можно заключить из сказанного, трудовая миграция многообразна. В целях ее изучения представляется, на наш взгляд, целесообразным классифицировать трудовую миграцию по различным основаниям:
1) по виду границ, пересекаемых мигрантом, выделяют внутреннюю миграцию (перемещения в пределах одной страны между административными районами и населенными пунктами) и внешнюю миграцию (при которой пересекаются государственные границы, а ее, в свою очередь, подразделяют на две основные разновидности — межконтинентальную и внутриконтинентальную);
2) по времени пребывания субъекта на новом месте жительства или приложения труда — постоянная (безвозвратная) и временная (возвратная), которая делится на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная делится на регулярную и нерегулярную. К регулярной относятся маятниковые мигранты, приграничные мигранты, вахтовые мигранты. К нерегулярным мигрантам — сезонные мигранты, челночные мигранты;
3) в зависимости от воли субъекта различают добровольную и вынужденную миграцию;
4) трудовая миграция или миграция рабочей силы может быть вызвана рядом причин, такими как социокультурные, жилищно-бытовые, экологические, природно-климатические и другие;
5) по признаку законности и легитимности — легальная и нелегальная трудовая миграция (к примеру, нелегально пересечь границу, приехать легально, но не зарегистрироваться или просрочить визу, приехать на учебу, а заниматься работой);
6) в зависимости от степени государственного регулирования — регулируемая и нерегулируемая. В регулируемой трудовой миграции большая степень участия государства в различных формах ее поддержки и стимулирования;
7) на основе структурных признаков — возраста, пола, этнической принадлежности, семейного положения, образования, квалификации, времени переезда, места рождения, гражданства;
8) по уровню квалификации трудовая миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы;
9) по экономической целесообразности трудовая миграция может быть выгодной для региона, откуда выехал работник, или для самого субъекта трудовой миграции. Однако можно выделить преимущества и для стран, которые принимают трудовых мигрантов и которые покидают такие субъекты. Для стран, из которых выезжают трудовые мигранты, характерны следующие положительные факторы: частично снижается безработица в стране; после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, которые набирают опыт работы и применяют его по возвращении на прежнее место жительства. К недостаткам можно отнести: отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте; потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку трудовых мигрантов. Принимающие трудовых мигрантов страны получают ряд преимуществ: экономия на зарплате, поскольку иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров; экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-трудовых мигрантов; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ. К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, относят: появление дискриминации по отношению к иностранцам и межнациональная неприязнь.
10) по характеру перемещения субъекта выделяют организованную и стихийную трудовую миграцию;
11) по типу нанимателя выделяют трудовую миграцию, где субъектом-нанимателем является физическое лицо или юридическое лицо;
12) по главным центрам притяжения трудовых ресурсов: А) Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) — рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы; Б) США, где легальная иммиграция достигла 1 миллиона человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее; В) нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).
По мнению экспертов ООН, можно провести классификацию, исходя из разделения самих субъектов (мигрантов) на следующие категории:
а) иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения;
б) мигранты, въезжающие на работу;
в) мигранты, въезжающие по линии объединения семей и создания новых семей;
г) мигранты, въезжающие на постоянное поселение;
д) иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманных соображений (беженцы, лица, ищущие убежище).
Эксперты Европейского союза (ЕС) сформулировали следующие виды трудовой миграции, где в отношения участвуют определенные категории трудовых-мигрантов: а) подданные данной страны; б) поданные Европейского союза; в) иностранцы [12].
На основании изложенного следует вывод о том, что разнообразные подходы к дефиниции понятия трудовой миграции обусловлены многими факторами при реализации данного явления в общественной жизни, которые зависят как от внешних воздействий, так и от субъективного желания самого трудящегося. Вид трудовой миграции может быть определен так же в каждом конкретном случае, исходя из многочисленных оснований, приведенных в предложенных классификациях. Важно отметить, что трудовая миграция сегодня находится на этапе достаточного правового регулирования, как со стороны Российской Федерации, так и на международном уровне. Таким образом, нельзя сказать, что трудовая миграция представляет собой стихийное явление. Трудовая миграция является одновременно и негативным и позитивным явлением. В процессе миграции страны, из которых мигрирует рабочая сила, несут экономические потери от утраты квалифицированных специалистов, в подготовку которых вложен отечественный капитал. Уменьшается интеллектуальная прослойка нации. В странах, в которые пребывает рабочая сила, наоборот, улучшается качество рабочей силы, происходит гармонизация рынка труда и экономия на подготовки специалистов.
Литература:
- Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» //Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года.
- Европейская конвенция № 93 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» //Заключена в г. Страсбурге 24 ноября 1977 года.
- Рекомендация Международной организации труда (МОТ) № 86 «О трудящихся-мигрантах» //Принята в г. Женеве 01 июля 1949 года на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ.
- Переведенцев В. Современная миграция населения России в освещении центральных газет. Миграция и информация. / Под редакцией Ж. Зайончковской. М., 2000.
- Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М. Формула права. 2007.
- Маслова И. С. Экономические функции и факторы миграции населения. М., 2003.
- Степаков С. Д. Административно-правовое регулирование трудовой миграции в РФ и странах Европейского союза: сравнительно-правовой анализ: дис... канд. юрид. наук — М., 2010.
- Тюнина И. И. Конституционно-правовой статус трудящихся-мигрантов в РФ. дис... канд. юрид. наук — Воронеж, 2007.
- Ravenstein E. The Laws of Migration: Second Paper // Journal of the Royal Statistical Society. 1889. № 52. P. 241–305.
- Сапфирова А. А. Сущность механизма защиты трудовых прав //Современная научная мысль. 2014. № 1. С.98–104.
- Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля. Диссертация … доктора юридических наук / Москва, 2010.
- Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 311–320.