Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи как критерий качественной медицинской помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баянова, Н. А. Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи как критерий качественной медицинской помощи / Н. А. Баянова, А. М. Манаков, А. Г. Манакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 259-262. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36842/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторно–поликлиническая помощь занимает приоритетное значение, в которой оказывается первичная медицинская помощь детскому населению. Детская поликлиника — это первичное звено, в котором оказывается комплекс профилактических и лечебно-диагностических мероприятий. В основе работы поликлиники лежит территориально –участковый принцип организации. Участковый врач-педиатр, обслуживающий определенный участок, владеет полной информацией о демографической ситуации, уровня заболеваемости, проводит профилактические мероприятия, так как «Здоровье» является приоритетом государственной политики страны, поэтому для полной оценки работы детской поликлиники и эффективности принятого национального проекта «Здоровье» необходимо определить именно социальную эффективность, что в дальнейшем повлияет на развитие амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению.

С целью анализа удовлетворенности родителей пациентов качеством оказываемых медицинских услуг нами было проведено анкетирование родителей пациентов нескольких участков детской поликлиники города Оренбурга.

В анкетировании приняли участие 185 человек. Анкета, разработанная студентами медицинского университета, включала вопросы: выбор возрастной группы ребенка, количество детей, посещаемое учреждение (ясли, детский сад, школа, колледж и т. д.), частоту обращаемости за помощью, причины обращения, удовлетворенность обслуживанием участкового педиатра и его компетентностью, волнующие вопросы оказания медицинской помощи, максимальный срок ожидания бесплатных диагностических исследований. У респондентов была возможность аргументировать свое мнение.

При проведении исследования было выявлено более половины респондентов (95.7 %) удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг детскому населению, 3.2 % респондентов не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг и 1.1 % не смогли определиться с ответом (рис.1)

Рис.1. Степень удовлетворённости родителей в качестве оказываемых медицинских услуг

Большая часть пациентов обращаются за медицинской помощью к участковому педиатру 1 раз в месяц 52.4 %.Около 37.8 %-1 раз в год, 8.2 % обращаются 1 раз в пол года, самый малый процент обращений приходится на частоту более 1 раза в месяц и составляет 1.6 %. (рис.2).

Рис.2. Степень частоты обращаемости за медицинской помощью

При исследовании определили, что 40.5 % из родителей беспокоит высокая стоимость назначаемых препаратов, 37.8 % беспокоятся из за увеличения объема платных услуг, 3.8 % беспокоятся из за снижения качества оказываемой медицинской помощи их детям, на долю родителей, беспокоящихся из-за недостаточной квалификации медицинского персонала 1.1 %, около 16.8 % родителей указали другую причину беспокойства. Данные представлены на диаграмме (рис.3).

Определение степени причин обращаемости за медицинской помощью в период проведения исследования.

После проведенного анкетирования выяснилось: что в период проведения исследования 62.7 % приходится на обращения по заболеваемости, 0.5 % по причине полученных травм, 4.9 % приходится на детей проходивших профилактический осмотр по направлению от общеобразовательных учреждений, 2.7 % обратились по поводу получения справки в бассейн, 29.2 % обратились для закрытия больничного листа, доля на детей проходивших диспансеризацию в период проведения исследовании составляет 0 %. (рис.4).

Рис. 4. Степень причины обращаемости пациентов за медицинской помощью

Определение доли основных причин беспокойства пациентов в медицинском обслуживании

При исследовании определили, что 40.5 % из родителей беспокоит высокая стоимость назначаемых препаратов, 37.8 % беспокоятся из за увеличения объема платных услуг, 3.8 % беспокоятся из за снижения качества оказываемой медицинской помощи их детям, на долю родителей, беспокоящихся из-за недостаточной квалификации медицинского персонала 1.1 %, около 16.8 % родителей указали другую причину беспокойства. Данные представлены на диаграмме (рис.5).

Рис. 5. Доля основных причин беспокойства пациентов в медицинском обслуживании

Сроки ожидания различных диагностических исследований.

В ходе анализа полученных результатов больше половины пациентов 71.9 % недовольны длительным ожиданием (больше месяца) получения талонов на бесплатное диагностическое исследование, что отражается в обеспокоенности пациентов в увеличении объемов платных услуг, меньшая доля 3.8 % приходится на срок ожидания (до 7 дней), 18.4 % -менее 5 дней и 5.9 % ожидают до 9 дней. (рис.6).

Рис. 6.Сроки ожидания бесплатных диагностических исследований

На основании проведённого анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:

1) Больше половины пациентов удовлетворены оказанием медицинской помощи детскому населению, что связано с высокой квалификацией участковых врачей педиатров, постоянной работой их на участке и внимательным отношением к пациентам.

2) Обращаемость пациентов в большинстве случаев связана с заболеваемостью и закрытием больничного листа, что говорит о том, что профилактические мероприятия проводятся не на должном уровне.

3) При исследовании беспокойства родителей в медицинском обслуживании приходится на увеличении объёма платных услуг, что связанно с длительным ожиданием талонов на прохождение диагностических исследований УЗИ, ЭКГ и др, поэтому родители проходят данных исследования платно. В то же время у родителей совершенно нет беспокойства на счёт низкой квалификацией медицинского персонала, что связано с изменениями в здравоохранении — аккредитация медицинских работников.

4) Большое недовольство родителей пациентов связано с приёмом не по записи, но как показало исследование — это связано с тем, что многие родители опаздывают и приходят на много позже назначенного времени, поэтому многим приходится выстраивать очередь в порядке «живой очереди».

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.11.11 № 323 — ФЗ от 03.07.2016 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.10.2016) — статья 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
  2. Приказ Правительства Российской федерации от 15 апреля 2014 года № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранении» — подпрограмма 1 «профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико — санитарной помощи»
  3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (действующая редакция, 2016)
  4. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения, учебное пособие- под ред. В. З. Кучеренко 4 изд., перераб. и доп. 2011. — 256с
  5. Статистические методы анализа в здравоохранен. Краткий курс лекций. [Электронный ресурс] — С. А. Леонов, Д. Ш. Вайсман, С. В. Моранская, Ю. А. Мирсков — М.:Менеджер здравоохранения, 2011- http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785903834112.HTML
  6. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения [Электронный ресурс] — под ред. О. П. Щепина, В. А. Медика- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
  7. «Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» [Электронный ресурс] — Г. Э. Улумбекова.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2010
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, детское население, медицинский персонал, медицинское обслуживание, период проведения, услуга, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.


Похожие статьи

Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования

Анализ письменных обращений граждан как инструмент определения удовлетворённости пациентов качеством оказания скорой медицинской помощи

Обеспечение преемственности комплексного подхода к совершенствованию бизнес-процессов

Интеграция информационных систем как необходимая составляющая качественной медицинской помощи в онкологической службе

Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования

Принципы оптимальной работы блога учителя в профессионально-педагогической деятельности

Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Похожие статьи

Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования

Анализ письменных обращений граждан как инструмент определения удовлетворённости пациентов качеством оказания скорой медицинской помощи

Обеспечение преемственности комплексного подхода к совершенствованию бизнес-процессов

Интеграция информационных систем как необходимая составляющая качественной медицинской помощи в онкологической службе

Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования

Принципы оптимальной работы блога учителя в профессионально-педагогической деятельности

Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Задать вопрос