In article value and features of a nomadizm of the Kyrgyz people, his views of the World and the Universe, which has developed in mythological consciousness of ancient Kyrgyz, reflected in oral and poetic creativity, are considered. Comprehension of features of modern mentality of the Kyrgyz people requires studying of fundamentals of protophilosophy of Kyrgyz ancestors in an education system.
Keywords: nomadizm, kochevnichestvo, Kyrgyz mentality, protophilosophy, formation of myths
Кочевничество — это целостная цивилизационная система социально-экономических отношений, оригинальный путь развития, исторической эволюции многих народов мира, распространенный почти во всех частях света. Номадизм сыграл ведущую роль связующего звена между различными обществами и культурами, неразрывной связи с внешним миром, с разными в хозяйственном, культурном, социальном и политическом отношении народами и государствами. Кочевое общество было крупным шагом вперед в цивилизационном развитии человечества.
Роль кочевников в историческом развитии мировой цивилизации неоспорима, многогранна. Они оказали существенное влияние на экономическое, культурное и военное развитие оседло-земледельческих обществ, стимулировали передвижение товаров и культурных артефактов между народами, способствовали межкультурным контактам и заимствованиям, создавали новые государства и распространяли во все концы Земли многие культурные новации, институты и типы власти, соединяли разрозненные локальные земледельческие миры в единое планетарное пространство.
По словам известного исследователя номадизма А. Хазанова, более 50 % государств на территории Евразии в истории мировой цивилизации возникли благодаря военным походам кочевников [1]. Профессор К. Исаев пишет, что «в результате завоеваний кочевников и создания кочевых империй мир становился более открытым, отдаленные страны и земли — более доступными, а знания о них возрастали» [Там же].
Наиболее широко кочевничество было распространено среди народов, населявших Евразийские Великие степи — тюрко-монгольские орды, передвигавшиеся в поисках лучших пастбищ со своими стадами по огромным пространствам Великой Степи, протянувшейся от Великой Китайской стены до Карпат, на юге — от Афганистана и Ирана до сибирской тайги на севере.
Среди кочевых народов — скифов, сарматов, монголов, тюркских племен — выделяется кочевой ареал кыргызов, на современное становление менталитета и духовное развитие которого оказали влияние подвижный образ жизни, динамизм, близость к природе.
Как известно, склад мышления каждой нации основывается и развивается соответственно своеобразию истории культуры, социальным взаимосвязям. Кочевой образ жизни формирует совершенно другие понятия и ценности, чем формируются при оседлом образе жизни.
В ментальности номадов все течет, все изменяется, ничто не имеет застывшей формы. Пространство и материя имеют для номада совершенно иной смысл, чем для оседлого земледельца.
Кочевой образ жизни кыргызского народа сказался на развитии духовной культуры, идеологии, системе ценностей, психологии, сложился особый тип мышления, взгляд на Мир. Духовная культура кыргызского народа носит на себе печать древних традиций, национально-духовных ценностей, особенности стиля мышления, уникальную самобытность. Современные кыргызы синтезируют в себе исторические традиции кочевого сознания.
Сам принцип кочевого бытия — вечные неизменные передвижения, постоянное преодоление пространства и времени — обусловил особый путь развития сознания народа. Номадическое сознание древних кыргызов как форма отношения к миру и способ понимания окружающей действительности характерны для кочевого этноса.
Наиболее ярким подтверждением принадлежности мышления к кочевому типу служит соотношение пространственно-временных характеристик бытия. Специфика кыргызского образа Мира заключается в неординарном соотношении пространства и времени, являющихся бытийной основой особого склада мышления: в системе кыргызского мировосприятия пространство преобладает над временем, определяя, таким образом, пространственность мышления, восприятие Мира-Вселенной. Все бытие общества, к которому человек принадлежал, вписывалось в рамки безграничного мифического времени и пространства.
Кочевник-кыргыз умопостигает бесконечность и беспредельность мира, переживая в себе высшее единение и гармонию с природой.
Основными ориентирами в постижении бытия были Земля и Небо. Кочевые кыргызы стремились освоить огромный мир, всю Вселенную, чувствовали свою неотделимость от нее, реально ощущали ее целостную конкретность.
Для раскрытия взаимосвязи номадического сознания, образа жизни и характера хозяйственной деятельности древних кочевников с окружающим миром большое значение имела мифология. Как пишет Ж. Дооронбекова, длительное существование кочевого народа в своеобразных исторических условиях (кочевой образ жизни, отсутствие письменности и изобразительного искусства, постоянная борьба с сильными государствами) при высокой поэтической одаренности народа привело к возникновению богатого фольклорного наследия [2]. Устное народное творчество на заре человечества было универсальной формой философствования. За мифологическими метафорами проглядывает идея о миросотворении.
Наиболее ярко представления кочевых кыргызов о Мире и Вселенной сосредоточены в древнейшем устном поэтическом памятнике «Манас», а также в малом эпосе «Эр-Тоштюк», в которых прослеживаются попытки объяснить явления окружающего мира через фантастические образы [3].
Наибольшее значение среди памятников устного народного творчества принадлежит эпосу «Манас», в котором запечатлены мировоззренческо-философские мысли о сути кочевой истории, раскрыта народная философия постижения бытия.Мифологическое миропонимание было протофилософской формой постижения мира. В мифотворчестве кыргызов нашли отражение их представления о Вселенной, ее структуре. В мифотворчестве кыргызов особое место занимали сюжеты, центральным стержнем которых было описание актуального состояния Вселенной, ее структуры, совокупности связей. У кыргызов миф о Вселенной и о причине ее происхождения имеет множество аналогий с мифологией других народов.
В представлениях древних кыргызов Мир состоит из трех сфер: верхней (Небо), средней (Земля), и нижней (подземной). Так, согласно древним представлениям, вначале были сотворены «голубое небо и бурая земля», а затем между ними возникли «сыны человеческие» [4, с. 183]. «Голубое небо» также называют «крышей над миром», где ежедневно рождаются Солнце и Луна. Наиболее древним было представление о Небе.
С одной стороны, Небо воспринималось как бесконечная сущность, абсолютное воплощение верха, недоступность, величие и превосходство над всем земным. Оно порождало в мифологическом сознании кочевника восприятие его как активной, созидательной силы, источника блага и жизни, с другой — поскольку ему как Богу принадлежала сакральная власть над миром, то с ним именно связывали символ верховной власти. Культу Неба в системе древних представлений принадлежит главное место [5, с. 73].
С культом поклонения Небу неразрывно было связано почитание Земли, прародительницы и источника жизни. Земная твердь представляется в сознании древних пространством, ограниченным с четырех сторон и имеющим четыре угла. Она населена «сынами человеческими».
У древних кыргызов были свои представления об опоре Вселенной. Они считали, что могучим животным, который держит Землю, был сивый бык, олицетворяющий силу и являющийся верным помощником человека. Кыргызы считали, что Земля держится на огромном сивом быке, что он на рогах держит Землю.
Небо и Земля почитались как упорядочивающие хаос космические силы. Как и в мифологии других народов мира, кочевники-кыргызы ассоциировали Небо с мужским началом (Тенир-Ата — Небо-отец), а Землю — с женским материнским началом (Жер эне — Земля-мать).
Кочевники почитали четыре стихии природы — огонь, воду, землю и воздух. Все эти явления создавали основу существования человека.Наиболее распространено у кочевников-кыргызов было поклонение Воде, Огню, Земле и Воздуху как начальным субстанциям космоса, они обожествляли их могучие силы и почитали их. Солнце, Земля, Звезды, Луна, стихии и сам человек находятся в действии, а не в состоянии покоя.
Вода — это универсальное условие человеческой жизни, вода утоляет жажду, она используется при приготовлении пищи, возле воды традиционно селились люди, вода — символ и средство чистоты и т. д. Поэтому вода в сознании народа воспринималась живой.
Другим понятием, имеющим значение для кочевника, была стихия — земля. Для него это была и почва, которую возделывает человек, и на которой живет, и субстрат, который питает все живое, и окружающий человека ландшафт, где он родился и живет. Земля и вода символизировали жизненную силу добра и противопоставлялись голоду, засухе, как злым силам. Объектом поклонения древних кыргызов был также Огонь. По их представлению Огонь очищал людей от зла и оберегал от влияния злых сил. Огонь, свет, день считались добрыми силами, охраняющими мир.
Кочевой образ жизни в прошлом оказал огромное влияние на современные материальную культуру, духовные ценности и менталитет кыргызского народа. Предки-кочевники заложили основы психического склада мышления, которое с течением исторического времени приобретало черты национального характера: каждая эпоха в развитии нации оставила свой след в виде новой ступени постижения внутренней сути духовного бытия, которая, накладываясь на предыдущую, образовала историческую традицию.
Духовный облик кыргызов складывался в процессе длительного исторического формирования. Духовные ценности существовавших ранее родов и племен с течением большого времени трансформировались в национальный образ кыргызов, основанный на преемственной связи поколений. Таким образом слагался менталитет кыргызской нации.
Как известно, без прошлого нет будущего. В настоящее время с приобретением суверенитета, своей государственности большое значение имеет историческое понимание современных проблем народа, что вызывает необходимость диалога между историко-культурным прошлым и современным состоянием культуры.
И в этом диалоге важная роль принадлежит системе образования молодых поколений. Именно система образования поможет совместить в себе традиционную культуру мышления и своеобразие национально-духовных ценностей. В связи с этим необходимо уделить внимание изучению молодежью философских оснований древних кыргызов, исследованию основных направлений протофилософии кыргызских номадов.
Литература:
- Исаев К. Уникальность феномена номадизма // Слово Кыргызстана. — 2016. — 12 февр. — С. 5.
- Дооронбекова Ж. Протофилософия кыргызов // Сборник докладов слушателей ШБЭ. — Б.: Илим, 2003. — С. 151–179.
- Ибраев К. Ш. Мифологическое мироощущение кыргызов // Жусуп Баласагын и современность. Б.: Технология, 1998. — С. 121–127.
- Айтбаев А. А., Сыдыкбеков Р. Д. Сущность кыргызского космизма // Сборник научных статей. — Б., 2002. — С. 180–187. с. 183.
- Осмонова Н. И. Символическая Вселенная кочевника: истоки традиционного мировосприятия кыргызов. — Б.: КРСУ, 2014. — 170 с.