В общепринятом контенте, моногород (или монопрофильный город) — это населенный пункт (как правило — город или поселок городского типа), чья деятельность тесно связана с одним предприятием или несколькими экономически взаимосвязанными предприятиями [1, с. 78].
Исторически, корни моногородов уходят во времена первичного индустриального развития России. Известно, что создание горной промышленности в начале — середине XVIII века обусловило создание таких населенных пунктов на Урале, развитие легкой промышленности в середине — второй половине XIX века обусловило создание «ситцевых городов» в средней полосе России. Во времена Советского Союза, при создании нового промышленного центра, одновременно со строительством производственных мощностей, осуществлялось и строительство жилой и социальной инфраструктуры [2, с. 89].
Характерной чертой моногородов стали ограниченное количество (как правило, одно — два крупных предприятия, имеющих градообразующий характер) производств, специфичный режим их деятельности (выпуск оборонной или узкоспециализированной продукции). Зачастую, территории данных моногородов имели ограниченный режим посещения, как закрытые административно-территориальные образования. Жилая и социальная инфраструктура моногородов, как правило, являлась собственностью градообразующих предприятий. Наличие иных предприятий, не имеющих отношения к градообразующим производствам, было существенно ограничено.
Распад СССР и крах плановой экономики обусловили кризис в деятельности моногородов. Закрытие градообразующих предприятий и ограниченное количество сопутствующих производств обусловили колоссальный рост безработицы среди местного населения, снижение уровня его жизни, массовую иммиграцию жителей в другие регионы и населенные пункты страны. Моногорода стали масштабными и постоянными очагами протестного настроения населения регионов Российской Федерации [2, с. 94].
В настоящее время моногорода существуют в 62 субъектах Российской Федерации, в которых проживает порядка 15,6 млн. чел. (10,9 % населения России). В 2014 г. распоряжением Правительства РФ установлен перечень моногородов России, в количестве 319 муниципальных образований, в зависимости от сложившейся в них социально-экономической ситуации, распределенных на три категории:
‒ моногорода со сложным социально-экономическим положением — 94 моногорода;
‒ моногорода, с признаками ухудшения социально-экономического положения — 154 моногорода;
‒ моногорода, имеющие стабильную социально-экономическую ситуацию, всего 71 моногород [3, с. 3–8].
К числу крупных моногородов относится такие как Набережные Челны (516,6 тыс. чел.), Новокузнецк (549,2 тыс. чел.), Липецк (509,1 тыс.чел.) и Тольятти (719,2 тыс. чел.). Население большинства моногородов (261) составляет не более 50 тыс. чел., а 96 моногородов России располагают населением 10 тыс. чел. и менее.
Наибольшее количество моногородов сосредоточено в Кемеровской области — 19 ед., в Свердловской области — 15 ед., Ханты-Мансийском автономном округе — 14 ед., и в Республике Саха (Якутия) — 13 моногородов [4, с. 45].
Отраслевая структура моногородов по состоянию на конец 2013 г. представлена на рисунке 1, составленным по данным [4].
Рис. 1. Отраслевая структура моногородов в Российской Федерации
Из приведенной диаграммы следует, что отраслевой специализацией большей части моногородов выступает черная и цветная металлургия (36,1 %), машиностроение (24,0 %), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и топливная промышленность (17,2 %), лесная и деревообрабатывающая промышленность (10,9 %), пищевая промышленность (6,3 %) и прочие виды деятельности (17,8 %).
Современными характерными чертами моногорода являются:
‒ наличие одного-двух градообразующих предприятий; отметим, что предприятие (или группа технологически взаимосвязанных предприятий) считается градообразующим, если на нем работают не менее 25 % трудоспособных жителей данного населенного пункта и производится не менее 50 % валового продукта данной территории;
‒ достаточная удаленность от регионального центра, что обусловлено историей создания моногорода, как нового промышленного (научного или сырьевого) центра в советский период истории России, и зачастую, сопутствующие при этом, проблемы регулярной и удобной транспортной связности;
‒ низкая степень самодостаточности местного бюджета: в сложившейся фискальной системе Российской Федерации на долю местных налогов приходится порядка 8–10 процентов от совокупных налоговых поступлений, собираемых на территории муниципального образования [5, с. 108];
‒ высокая степень износа объектов социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
‒ сравнительно невысокий потребительский спрос, что обусловлено как небольшой (в сравнении с крупным или средним городом) численностью постоянного населения, так и невысокими доходами, имеющимися в их распоряжении;
‒ тенденции сокращения и демографического старения постоянного населения; это, в отличие от 1990-х гг., в меньшей степени связано с миграционным оттоком населения, а в большей степени — со снижением рождаемости в сопоставлении с естественной убылью;
‒ низкие темпы роста развития малого и среднего предпринимательства, что обусловлено как невысоким потребительским спросом, так низкой степенью хозяйственной инициативы у местного населения;
‒ высокий уровень безработицы, в количественном отношении доходящий до 30–40 процентов от общего числа экономически активного населения. Сопутствующей чертой такого положения является «всплесковый характер» роста или (что проявляется значительно реже) снижения безработицы. Это обусловлено тем фактором, что топ-менеджментом градообразующих предприятий принято решать экономические проблемы за счет массового сокращения работников [4, с. 52].
Основной доминирующей чертой социально-экономического моногородов является то, что они возникают как ответ на какую-либо потребность общества — разработки определенных природных месторождений, создание продукции или оказания специфичных (оборонных, торговых, транспортных) услуг, выполнение иных функций. В случае же изменения потребностей общества, моногорода изменяют свой вид (становясь «обыкновенными городами») или постепенно угасают.
Тенденции постепенного угасания моногородов в Российской Федерации характерны для 1990-х гг. Однако с учетом численности населения, проживающих в данных территориальных образованиях (порядка 15,6 млн. чел. в 2013 г.) тенденция угасания моногородов контрпродуктивна. Помимо социальной деградации и демографического старения населения, взрывного роста социальной нестабильности, следует говорить и об утрате технологий, размещенных в производственном пространстве моногородов.
Таким образом, практически безальтернативной тенденцией становиться стратегия трансформации «монопрофильного города» в «широкопрофильный город», т. е. переход в многофункциональный режим.
Осознавая важность данной проблемы, в 2009 г. Президентом России Д. А. Медведевым было отмечено: «…Особое и очень важное направление — нормализация ситуации в моногородах. Необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах.
Это задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий. В течение полугода Правительство должно утвердить программу содействия развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации. В таких городах и поселках надо создать условия для применения способностей людей в самых разных сферах и, конечно, стимулы для частных инвестиций.
Если же экономических перспектив для этого нет или они по каким-либо причинам очень малы, нужно помочь людям переехать в более благоприятное для жизни и работы место, тем более что у нас достаточно регионов, которые нуждаются в дополнительной рабочей силе…». [6, с. 17].
Соответственно этому в 2010 г. был начат процесс федеральной поддержки моногородов в основу которой были положены «Комплексные инвестиционные планы (или «КИП») развития монопрофильных муниципальных городов».
Цель реализации комплексного инвестиционного плана — это перевод моногорода в режим мультифункционального воспроизводства, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.
Для этого считалось необходимым решить следующие задачи:
‒ в краткосрочном период — повышение занятости местного населения, незанятого в производстве градообразующих предприятий, посредством организации временных рабочих мест, в т. ч. в сфере общественных работ, посредством развития форм самозанятости населения, развития малого предпринимательства;
‒ в среднесрочной перспективе — диверсификация производства, сокращение вклада градообразующих предприятий в валовой продукт моногорода, до величин, ниже критериев отнесения к моногородам;
‒ в долгосрочной перспективе — развитие новых, инновационных видов деятельности (в т. ч. и в сфере малого и среднего предпринимательства), позволяющих перейти к устойчивому социально-экономическому развитию монопрофильного города [7, 18].
Федеральным органом управления, координирующим комплексную работу по диверсификации экономики моногородов с 2013 г. выступает Министерство экономического развития Российской Федерации [9]. Ранее данные функции были возложены на Министерство регионального развития.
Программа развития моногородов Российской Федерации была предложена Министерством регионального развития в 2013 как Федеральная целевая программа «Развитие малых городов России (2013–2020)» [10, 21].
Однако данное предложение содержало лишь концептуальное видение решения проблемы, общие ожидания к 2020 г. В связи с ликвидацией Минрегионразвития в 2014 г. данное предложение не получило практического развития.
В современности развитие моногородов получила очередной импульс созданием некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» [12], организованного по поручению Президента России в 2014 г.
Миссия данного фонда определена как «… содействие в развитии инфраструктуры и диверсификации экономики моногородов с целью стабилизации их социально-демографического и экономического статуса…». [12].
Деятельность фонда реализуется по двум направлениям:
‒ создание в монопрофильных городах с наиболее опасной социально-экономической ситуацией новых рабочих мест, не связанных с градообразующими предприятиями;
‒ привлечение в экономику монопрофильных городов инвестиций через реализацию инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Первоочередными задачами фонда являются:
‒ софинансирование расходов субъектов федерации и муниципальных образований для выполнения инфраструктурных работ, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах;
‒ содействие в подготовке и реализация новых инвестиционных проектов в моногородах, исполнение функций проектного менеджера;
‒ подготовка кадрового резерва для управления проектами социально-экономического развития моногородов [12, 13].
Стратегическое управление фондом осуществляет Наблюдательный совет, состоящий из представителей Администрации Президента России, представителей Правительства Российской Федерации и Внешэкономбанка. Оперативное управление возложено на правление фонда, текущее руководство осуществляет генеральный директор. Надзорные функции возложены на Попечительский совет [12].
В 2015 г. деятельность фонда осуществлялась в 17 субъектах федерации, с руководством которых заключены соответствующие соглашения, см. рисунок 2.
Рис. 2. География проектов «Фонда развития моногородов», реализуемая в субъектах Российской Федерации в 2015 г.
В соответствии с данными соглашениями в 2015 г. «Фондом развития моногородов» было:
‒ софинансировано 4 755,15 млн. руб., посредством перечисления субъектам федерации и муниципальным образованиям на мероприятия по развитию инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов в моногородах;
‒ вложено 12 456,0 млн. руб. в инвестиционные проекты в трех муниципальных образованиях (Набережные челны — 2 проекта, Анжеро-Судженск — 1 проект), с созданием 4 850 рабочих мест; в декабре 2015 г. в активной проработке находилось 17 проектов с общей суммой инвестирования 44 634 млн. руб.;
‒ в рамках развития кадрового потенциала и заключенного договора с Московской школой управления «Сколково» подготовлено проведена подготовка управленческих команд 7 моногородов;
‒ расширена партнерская сеть заключением договоров с «Агентством стратегических инициатив», «Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства», акционерным коммерческим банков «Юниаструмбанк» и ООО «Национальное агентство прямых инвестиций»;
‒ на деятельность фонда в 2015 г. из федерального бюджета было выделено 3000 млрд. руб.; из них: а) на административно-хозяйственные расходы фонда направлено 269 739 тыс. руб.; б) на софинансирование расходов субъектов федерации и муниципальных образований — 1 458 807 тыс. руб.; в) 36 000 тыс. руб. — на оплату образовательных услуг Московской школы управления «Сколково»; г) 256 тыс. руб. потрачено на организацию работы Наблюдательного совета [13].
И в современности, были внесены изменения в федеральные законы «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и «О свободном порте Владивосток», устанавливающий что с 01.01.2017 г. территории опережающего социально-экономического развития вводятся во всех моногородах России, перечень которых утвержден федеральным законом от 3 июля 2016 года № 252-ФЗ [14, 15].
В итоге статьи заключим, что в современности в Российской Федерации созданы организационно-правовые и финансово-экономические условия для развития муниципальных образований монопрофильного типа.
Литература:
- Горохова Т. С. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. — М.: Издательство «Бек», 2012. — 321 с
- Дементьев М. М. Территориально-экономическое районирование. Учебное пособие. — М.: Яуза, 2015. — 301 с.
- Колесник Е. А. Особенности развития моногородов в современный период // Муниципальная экономика. — 2014. — № 3. — С.3–8.
- Гариффулина Н. Ю. Социально-экономическое развитие моногородов как потенциал развития экономики региона // Вестник Петрозаводского государственного университета. — 2014. — № 6. — С. 45–52.
- Анализ социально-экономического положения регионов и территорий Российской Федерации. Публикация Федеральной службы государственной статистики. — М.: Росстат-М, 2015. — 246 с.
- Маслова А. Н. Моногорода в России: проблемы и решения // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2016. — № 5. — С. 16–28.
- Социально-экономическое развитие моногородов: традиции и инновации. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. — Владивосток: Изд. Дальневосточного федерального университета, 2016. — 214 с.
- Социально-экономическое развитие моногородов: традиции и инновации [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://conf2016.dvfu-dg.ru/
- Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://economy.gov.ru/
- Федеральная целевая программа «Развитие малых городов России (2013–2020)». Проект [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://economy.gov.ru/
- Разрабатывается программа развития малых городов РФ на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.garant.ru/news/520856/
- Фонд развития моногородов. Некоммерческая организация [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.frmrus.ru/
- Фонд развития моногородов. Годовой отчет некоммерческой организации по итогам работы в 2015 году [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.frmrus.ru/wp-content/uploads/2016/05 /otchet_spreads_obl1.pdf
- О внесении изменений в федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 252-ФЗ [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document /cons_doc_LAW_200509
- Об утверждении перечня моногородов. Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 24.11.2015) [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document /cons_doc_LAW_2005114