Формирование физиологических резервов и адаптационных способностей организма под влиянием дыхательных техник | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 16.12.2016

Статья просмотрена: 814 раз

Библиографическое описание:

Чемпалова, Л. С. Формирование физиологических резервов и адаптационных способностей организма под влиянием дыхательных техник / Л. С. Чемпалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 994-996. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36861/ (дата обращения: 16.11.2024).



Даже краткое изучение истории развития наших знаний о дыхании, создания и применения дыхательных гимнастик, методик лечебно-оздоровительного дыхания показывает, что дыхательные упражнения, различные методы тренировки дыхания, способы произвольной регуляции дыхания известны человечеству с древнейших времен.

В процессе развития науки и медицины установлено ведущее значение процесса дыхания и дыхательной системы в обеспечении жизни и здоровья каждого из нас с момента зачатия. В настоящее время накоплен большой объем информации о дыхании и положительном влиянии дыхательных упражнений на организм, на состояние здоровья. Поэтому системы лечебно-оздоровительного дыхания получают все большую популярность в медицине, в культуре психического и физического здоровья.

Различные органы, ткани и системы, участвующие в осуществлении функции дыхания, в медицине объединяются в единую, функциональную дыхательную систему. В этой системе выделяют такие части как внешнее дыхание, система транспорта газов, тканевое (клеточное, внутреннее) дыхание, система регуляции. Вся эта сложная высокоорганизованная физиологическая система находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, очень чутко реагируя на различные изменения и в окружающей (внешней) среде и во внутренней среде, в состоянии организма (эмоции, речь, движение, температура, химический состав пищи и др.). А главное предназначение этой системы — обеспечить оптимальный, наиболее экономичный и эффективный уровень (объем) вентиляции в соответствии с состоянием организма и характером обмена веществ (метаболические потребности организма).

В одном из научных исследований специалисты Московского педагогического государственного университета Малкин В. Б. и Гора Е П. провели изучение индивидуальных реакций организма человека на гипервентиляцию. В эксперименте участвовало 290 мужчин в возрасте 19–23 лет. И даже среди этих молодых здоровых мужчин были выявлены люди, очень чувствительные к гипокапнии. Также выявлена группа людей, которые при гипервентиляции утратили способность к произвольному управлению дыханием. Этот феном «безостаточного дыхания» подтверждает не совершенность регуляции в дыхательной системе. Подобные же результаты получали еще в 1981 году Газенко О. Г. с соавторами, исследуя аналогичную по количеству и возрасту группу курсантов авиа училища. Агаджанян Н. А. и соавторы, исследуя функцию дыхания у молодых здоровых мужчин (летчики призывники — кандидаты в ВДВ), тоже установили выраженные изменения функции дыхания по типу гипокапнии. Поэтому, можно говорить об отсутствии механизмов, тормозящих гипервентиляцию и гипокапнию. Из-за этого несовершенства дыхательной системы и возможно рассогласование между функцией внешнего дыхания и тканевым дыханием, обменом веществ.

Наблюдается «отрыв паттерна регуляции дыхания от метаболических нужд организма», то есть, возникает состояние, когда вентиляция легких, внешнее дыхание, не соответствует тканевому дыханию и обменным процессам. Чаше всего наблюдается гипервентиляция — то есть избыточная вентиляция легких. Этот гипервентиляционный синдром расценивается как проявление хронического стресса. Также он встречается и при других состояниях, в том числе у спортсменов.

Дыхание очень тесно связано со многими важнейшими функциями и процессами. Нейроны дыхательного центра имеют очень тесные нейрофизиологические связи со структурами мозга, регулирующими важнейшие процессы (обмен веществ, гормональные функции и пр.). Установлена тесная связь процесса дыхания с состоянием различных отделов нервной системы. Сергиевский М. В., Гриняк Н. Г. и Якунин В. Е. приводят данные исследований о том, что фаза вдоха более возбуждает симпатический отдел нервной системы, оказывает активирующее влияние на мозг. А фаза выдоха более тесно связана с состоянием парасимпатического отдела, с вегетативной нервной системой, оказывает более седативное, успокаивающее действие на наши драгоценные нервы.

В лаборатории профессора Цирельникова II.И. ученые-исследователи наблюдали эту удивительную взаимосвязь между ритмами и характером дыхания и активность симпатического и парасимпатического отделов нервной системы.

Таким образом, работа дыхательного центра неизбежно сопряжена с работой других мозговых структур. Поэтому изменение дыхания возникает и в ответ на различные, вредные вещества во вдыхаемом воздухе, и на движение тепла, и на эмоциональные различные реакции, и на изменение химических процессов (изменение кислотности крови и спинномозговой жидкости, рН), в ответ на боль, на изменение температуры тела. Ответные реакции дыхания возникают даже вследствие воздействия на световые изменения. Поэтому дыхательная система непроизвольно, можно сказать автоматически, тренируется, и в результате двигательной активности — во время физической работы, спортивных тренировок, и в процессе закаливания (холодные процедуры, баня, сауна), даже во время пения, игры на духовых инструментах и т. п.

Из опыта врачебной практики и наблюдений Зинатулина С. Н. в области спортивной медицины, систематические специальные тренировки дыхания позволяют значительно повысить эффективность и экономичность функции внешнего дыхания и при этом увеличить, сделать более стабильным физиологические резервы и адаптационные способности организма.

При этом показателем хороших адаптационных возможностей организма и дыхательной системы является, прежде всего, устойчивость к гипоксии, к пониженному содержанию кислорода в тканях. Также важным показателем тренированности организма и дыхательной системы является высокая устойчивость к гиперкапнии — к повышению содержания двуокиси углерода в артериальной крови.

Именно эти два фактора — гиперкапния и гипоксия наиболее сильно возбуждают хеморецепторы и нейроны дыхательного центра. Длительные нарушения газообмена и вентиляции, особенно гипокапния, гипервентиляция вызывают определенные изменения обменных процессов и способствуют развитию болезней. Поэтому основным направлением в программе дыхательных тренировок следует считать формирование экономичного типа дыхания с достаточно высокой устойчивостью к гипоксии и гиперкапнии

К настоящему времени известны десятки дыхательных техник. При использовании любых дыхательных технологий существенно важно то, что тренировки дыхания можно проводить как в условиях покоя, так и во время физических упражнений. Занятия дыхательной гимнастикой лучше проводить натощак или через 2–3 часа после приема пищи (можно позже). Основной принцип выполнения дыхательной гимнастики то же, что и при других способах тренировки организма — постоянное, постепенное, дозированное увеличение нагрузок, постоянное усложнение режима тренировок, изменение тренирующих факторов (то есть условий дыхания). Только в этом случае постоянно увеличиваются адаптационные возможности организма и активируются неспецифические механизмы защиты от различных вредных (патогенных) факторов, улучшаются способности к саморегуляции.

Одним из приемов дыхательных техник, примененных в нашем исследовании, являлось сдавливание нижней части грудной клетки, что обусловливало значительное увеличение активности ретикулярных дыхательных нейронов, что, в свою очередь, усиливает неспецифическое и специфическое активирующее влияние на кору больших полушарий головного мозга. Полученные результаты исследования подтвердили электрофизиологические наблюдения. Это отразилось на показателях времени простой сенсомоторной реакции, точности воспроизведения заданных временных интервалов, умственной работоспособности после дыхательных техник.

Нами установлено, что при применении дыхательной техники с произвольной задержкой дыхания на вдохе в течение 5 минут, достоверно (р<0,05) улучшались физиологические и психофизиологические показатели. Уменьшилось время сенсомоторной реакции, которая позволяла судить об устойчивости состояния ЦНС, возрастала умственная работоспособность, оцениваемая физиологическими и психологическими методами, улучшились показатели свойств внимания. Уровень ситуативной тревожности уменьшился. Известно, что уровень тревожности обуславливает характер ориентировочного реагирования и формирование адаптационно-компенсаторных процессов.

Выполняя дыхательные упражнения, можно, во-первых, оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат и таким образом увеличить его функциональные резервы. Во-вторых, по механизму сопряженного воздействия можно также вызвать изменения различных органов и функциональных систем. Таким образом, объем, и характер внешнего дыхания являются основой, на которой базируется формирование различных дыхательных упражнений разного функционального воздействия, раскрывая адаптационные способности организма.

Литература:

  1. Агаджанян Н. А., Красников И. П., Полунин И. Н. Физиологическая роль углекислоты и работоспособность человека. – М: Астрахань-Нальчик, 1995 г.
  2. Зинатолин С. Н. Как я жил без кислорода. г. Новосибирск. 2003. – 135 с.
  3. Кристине Кранс. Дыхание жизни. Осознанное дыхание – путь к исцелению души / Пер. с нем. Оф Гойфман. – СПб: ИД «Весь» 2004. – 224 c.
  4. Колобов Ф. Г. – М: Дыхание по Бутейко. ООО «АСТ» Донецк: «Сталкер» 2004. – 120 c.
  5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья Н. Семеновой «Надежда». – СПб: Издательство «Диля». 2003. – 128 с.
  6. Все дыхательные гимнастики в одной книге / М. Б. Ингермейб. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дыхательная система, внешнее дыхание, дыхательный центр, нервная система, адаптационная возможность организма, высокая устойчивость, дыхательная гимнастика, лечебно-оздоровительное дыхание, парасимпатический отдел, тканевое дыхание.


Похожие статьи

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Повышение адаптационно-приспособительных возможностей организма часто болеющих детей

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта

Социономические средства развития коммуникативных навыков

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Развитие речи детей младшего возраста средствами сенсомоторной деятельности

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой

Похожие статьи

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Повышение адаптационно-приспособительных возможностей организма часто болеющих детей

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта

Социономические средства развития коммуникативных навыков

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Развитие речи детей младшего возраста средствами сенсомоторной деятельности

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой

Задать вопрос