Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функции и процессов. Формирование знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье осуществляется главным образом в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Освоение школьниками 8–10-х классов знаний о репродуктивном здоровье при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет эффективно решать многие задачи в области безопасности жизнедеятельности. Основой обучения принципам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, правилам безопасного сексуального поведения, методам контрацепции и профилактики заражения ЗППП являются именно знания о репродуктивном здоровье. Невозможно недооценить значимость знаний о репродуктивном здоровье в интеллектуальном и культурном развитии человека, в становлении его мировоззрения.
Исходя из целей, поставленных перед курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», можно сформулировать следующие учебно-воспитательные задачи, направленные на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья:
– формирование комплексной системы знаний о репродуктивном здоровье на основе знаний о здоровье и здоровом образе жизни, представлений о заболеваниях репродуктивной сферы человека;
– ознакомление учащихся с современными методами и способами профилактики заражения ЗППП и предупреждения нежелательной беременности;
– создание модели безопасного сексуального поведения подростков;
– использование приобретенных знаний по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья в повседневной жизни.
В основе решения поставленных задач лежит процесс овладения учащимися определенной группой знаний о репродуктивном здоровье. Необходимо также отметить, что через образование и воспитание в области безопасности жизнедеятельности достигается формирование не только теоретических знаний, но и умений применять эти знания в повседневной жизни. Однако в процессе формирования знаний по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в современной школе имеется ряд недостатков:
– недостаток учебного времени, отведенного на изучение вопросов репродуктивного здоровья;
– бессистемность в подаче знаний о репродуктивном здоровье;
– преобладание описательного подхода к изучению вопросов репродуктивного здоровья и доминирование теоретических знаний над практической частью материала.
По нашему мнению для решения данных проблем необходимо:
– обосновать и разработать с учетом методологии и теории обучения систему знаний о репродуктивном здоровье;
– определить линии знаний с учетом логики и этапности их изучения;
– отобрать основные понятия;
– обозначить причинно-следственные связи и основополагающие закономерности.
Так проблему недостатка учебного времени, отведенного на изучение вопросов репродуктивного здоровья, необходимо решать посредством внедрения межпредметных связей с биологией, химией, обществознанием. Данный подход согласуется как с современными представлениями о необходимости междисциплинарной интеграции, так и с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). В первую очередь, следует обратить внимание на теоретические знания, которые являются основной группой знаний, обеспечивающей решение проблемы недостаточной подготовки учащихся в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. Однако при формировании теоретических знаний следует опираться на эмпирические материалы. Рациональная взаимосвязь эмпирических, теоретических и методологических знаний как единой системы знаний учащихся 8–10 классов о репродуктивном здоровье позволит организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально достичь поставленных целей и задач обучения.
Таким образом, на теоретических занятиях по изучению вопросов сохранения и укрепления репродуктивного здоровья следует активнее применять материалы из практики. Так для совершенствования эмпирических знаний и повышения эффективности обучения вопросам репродуктивного здоровья можно использовать яркие примеры, исторические и жизненные факты, различные иллюстрации, презентации, схемы и таблицы. Для закрепления теоретических знаний следует обращать внимание учащихся на причинно-следственные связи между изучаемыми темами. Например, при объяснении необходимости регулярного посещения врачей-специалистов необходимо опираться на знания о неинфекционных заболеваниях репродуктивной системы и методах их профилактики. Для обеспечения сформированности методологических знаний учащихся по изучаемым вопросам целесообразно организовывать учебные групповые экскурсии.
Предложенная система знаний предполагает усвоение знаний учащимися 8–10-х классов о репродуктивном здоровье в определенном порядке для установления преемственности знаний и логичных связей между изучаемыми темами, последовательного развития ранее усвоенных знаний и навыков в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. При этом очевидно, что учебный материал по вопросам репродуктивного здоровья необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся, усложняя его от класса к классу, подчеркивая при этом возможность практического применения полученных знаний в повседневной жизни.
Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, предполагая непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Исходя из этого, в процессе обучения следует применять различные методы, формы и средства обучения, обеспечивающие взаимодействие между учителем и учеником, а также разнообразные виды деятельности учащихся. Для достижения высокого уровня сформированности знаний учащихся необходимо тщательно учитывать интеллектуальные, физические и нравственно-психологические особенности каждого школьника.
Учебно-воспитательный процесс по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья следует осуществлять в основном через организацию и руководство видами деятельности учащихся, что сможет обеспечить наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для каждого возраста. Так, в частности, вопросы социальных последствий вредных привычек в 8-х и 9-х классах следует раскрывать путем вовлечения учащихся в игровую деятельность. В 10-х классах одним из основных видов учебной деятельности могут стать различные интерактивные формы обучения, а вот, например, темы «Вирусные гепатиты» и «Брак и семья», также изучаемые в 10-х классах, целесообразно, на наш взгляд, рассматривать в форме семинара.
В заключении хочется отметить, что только тщательный рациональный выбор форм, средств и методов обучения будет способствовать эффективному усвоению учащимися знаний, направленных на сохранение и укрепление их репродуктивного здоровья, что, в свою очередь, обеспечит широкое применение данных знаний на практике, в реальной жизни. Наиболее приемлемыми могут стать методы повседневного общения и доверительного взаимодействия, предполагающие уважение личности учащегося, обсуждение разнообразных вопросов репродуктивного здоровья, особенности взаимоотношения между людьми противоположного пола, взаимопонимание и поддержку. Только так мы сможем воспитать здоровое и успешное поколение.
Литература:
- Бойков, А. Е. Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2016. № 6–1 (110). С. 11–13.
- Буйнов, Л. Г. Влияние курсового применения электротранквилизации центральной нервной системы на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, А. А. Благинин, О. В. Котов, Л. А. Сорокина // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 69–71.
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.