Наша страна имеет богатый опыт обучения и воспитания детей, имеющих проблемы со здоровьем, восходящий еще к имперскому прошлому. Если говорить о становлении и развитии именно инклюзивного образования, то здесь следует отметить, что первые образовательные учреждения, использующие в своей деятельности данную педагогическую модель, появились у нас в конце 80-х гг. ХХ века еще на закате советской эпохи. В то же время в развитых странах Запада подобные формы обучения стали активно внедряться в педагогическую практику начиная уже с 1970-х гг.
В новой России, несмотря на серьезные экономические трудности и другие проблемы, связанные со структурными преобразованиями в социальной сфере, в 1992 году стартовала реализация масштабного проекта направленного на интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество. На базе экспериментальных площадок созданных в различных регионах страны отрабатывались различные методы и подходы в контексте интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями. Параллельно проводятся научные конференции, посвященные данной тематике. В результате, благодаря полученным наработкам в 1996 г. были разработаны и введены в учебные планы педагогических вузов, следующие специальные учебные курсы:
– «Основы специальной (коррекционной) педагогики»;
– «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».
Анализируя уровень развития инклюзивного образования в России сегодня, с сожалением приходится констатировать, что, несмотря на то, что программы инклюзивного образования достаточно активно внедряются в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных центрах, в регионах, особенно в сельской местности, их реализация сопряжена с серьезными трудностями. Среди проблем, препятствующих внедрению инклюзивного обучения можно выделить следующие основные группы:
- Проблемы юридического характера, связанные, прежде всего с пробелами в законодательной базе.
Так на сегодняшний день вопросы инклюзивного образования в нашей стране регулируются:
– Конституцией Российской Федерации;
– Федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ»;
– Конвенцией ООН «О правах инвалидов» и еще рядом международных правовых актов (Конвенция «О правах ребенка», Протоколом № 1 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод»).
К сожалению, многие положения отраженные в указанных документах направлены на решение вопросов общего юридического порядка, либо носят декларативный характер. В тоже время отсутствует четкая юридическая база (на уровне подзаконных актов), связанная с регулированием конкретных вопросов обусловленных спецификой обучения лиц с ограниченными возможностями.
- Проблемы, обусловленные несовершенством системы образования.
В данном контексте необходимо, прежде всего, указать как на дефицит педагогических кадров соответствующего профиля, особенно на местах, так и на недостаточный уровень квалификации имеющихся специалистов. Не секрет, что многие выпускники дефектологических факультетов педагогических вузов по разным причинам не идут работать по специальности. Кроме того следует отметить также наличие проблем связанных с отсутствием соответствующего материально-технического обеспечения образовательных учреждений, что тоже является серьезным препятствием на пути развития инклюзивного образования в России.
- Проблемы, общего социально-бытового характера.
Данный комплекс проблем обусловлен недостаточным уровнем социальной поддержки детей-инвалидов на бытовом уровне. Не секрет, что многие из них испытывают серьезные трудности, связанные с доступом как к образовательным учреждениям, так и к иным социально значимым объектам, в том числе к транспортной инфраструктуре.
Таким образом, приходится констатировать, что, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, по разным причинам, оказание образовательных услуг, с использованием модели инклюзивного образования учащимся с ограниченными возможностями здоровья в современной России сопряжено с серьезными трудностями. В результате представители данной социальной группы вынуждены получать образование с использованием традиционных форм и методов обучения (в коррекционных учебных учреждениях), что приводит к их фактической изоляции от общества.
Литература:
- Бойков, А. Е. Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2016. № 6–1 (110). С. 11–13.
- Буйнов, Л. Г. Влияние курсового применения электротранквилизации центральной нервной системы на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, А. А. Благинин, О. В. Котов, Л. А. Сорокина // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 69–71.
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.